Наверх На главную

В 2002 году Атлянская воспитательная колония обратилась в краеведческий музей с просьбой передать имеющийся у него старинный колокол для размещения на колокольне храма Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы, расположенного на территории ВК. Музей был не против, но требовалось разрешение из мэрии. Оно было получено, после чего колокол возобновил свое церковное служение, теперь уже на колокольне православной церкви.  Сначала его передали колонии на время. Но в 2013 году был подписан новый договор, согласно которому  колокол передавался пенитенциарному учреждению на вечное хранение. В этом году воспитательную колонию расформировали, на ее месте создается колония-поселение.  Пока не обнародована дальнейшая судьба храма на территории бывшей ВК и то, что станет с его имуществом, в том числе с бывшим музейным экспонатом.

Между тем имеющиеся сведения об этом колоколе очень любопытны и связаны с интереснейшими страницами в истории Миасса.

Эту церковную реликвию весом 2 пуда и 4,5 фунта (32,8 кг) подарил музею ветеран войны, инженер-подполковник в отставке В. Высоцкий. Он нашел колокол в подполе дачи, которую купил вместе с садовым участком за поселком Динамо. Так поступить убедили его краеведы Л. Ипатов и М. Тимофеев. Ну а достоянием широкой общественности этот факт сделал известный миасский краевед Василий Морозов, предположивший вслед за Ипатовым и Тимофеевым, что «пленник подпола»  принадлежал звоннице женского старообрядческого монастыря, находившегося недалеко от  Поликарповской мельницы (ныне здесь п. Динамо).

Морозов осмотрел раритет. Поверхность была чистой, без ржавчины и окисления, что свидетельствовало о содержании в сплаве серебра. Данные о весе были нацарапаны. Колокол опоясывали два орнамента. Между ними  начертаны славянской вязью по древней транскрипции имена мастеров, отливших колокол: «Нестеров Михайлов» и «Федоров Ерофеев». Еще ниже стояла надпись «Суксунь». Это указание на завод в Суксуне, что в Пермской области.

Молодой сотрудник поднял колокол, и Морозов ударил в него боталом на сыромятном ремне. Раздался чистый и приятный звон.

Потом краеведу удалось узнать, что  Суксунский литейный завод был основан в начале XVIII века Акинфием Демидовым. Здесь отливали колокола, отличавшиеся особым звучанием. Один такой колокол весом 275 пудов издавал такой звон, что его слышно было за 50 верст. Был там прославленный мастер Михаил Ерофеев. «Не его ли потомок Федор Ерофеев, отливший миасский колокол?» – предположил Морозов.

«Оказалось, что суксунцы отлили для Большого театра в Москве 48 колоколов весом от 30 фунтов до 400 пудов. Отлили по просьбе театра, когда после пожара 1853 года испортилась его звонница», - отметил в своих записках краевед.

Сукснский завод известен еще тем, что для основателя и светила российской науки Михайлы Ломоносова здесь изготовили перегонный куб для опытов.

Про женский монастырь за поселком Поликарповской мельницы написано много. И все же напомним, используя записи Василия Морозова. Он, ссылаясь на воспоминания Модеста Тимофеева, пишет, что небольшая церковка монастыря, окруженная деревянными кельями, стояла на каменном фундаменте. С приходом советской власти, где-то в 1924-1925 годах, церковь сломали и бревна перевезли в поселок Тургояк, где из них соорудили в доме отдыха клуб.

Имеется еще одно примечательное свидетельство того времени, касающееся колокола.

- Матушка Тарсила искусна в трезвонах была, - рассказывала  младшая из монахинь Августа миасскому искусствоведу Виталию Жукову, вспоминая жизнь в обители. - Бывало, как станет звонить в праздник, душа не нарадуется.

Но вернемся к находке в садовом товариществе недалеко от того места, где располагался монастырь. Морозову стало известно, что во время съемок в поселке Тургояк фильма «Во власти золота», созданном Свердловской киностудией по произведениям Мамина - Сибиряка в 1957 году, в кадр попал небольшой колокол. Из беседы с Леонидом Оболенским, одним из постановщиков этого фильма, краевед узнал, что операторы колокол из Свердловска не привозили, скорее всего, использовали местный – либо с бывшей Тургоякской церкви, либо этот, суксунский, из монастыря.

И вообще, вопрошал Василий Владимирович, был ли это единственный в Миассе колокол, отлитый суксунскими мастерами. Не являлся ли также суксунцем, к примеру, большой колокол Петропавловкой церкви, гудевший на 20 верст окрест?

При этом Морозов не утверждал, что музейный колокол – со звонницы женского монастыря.

- И все же так можно считать, - говорит уважаемый краевед и искусствовед города Галина Наумова. –  Я задавалась этим вопросом, когда с местным телевидением мы готовили серию  краеведческих программ.

Корреспонденту сайта стало известно, что начавшиеся в колонии пертурбации никак не коснулись имущества храма. Правда, службы в нем прекращены. Иногда приезжает пономарь Сергий  из Чебаркуля, читает там акафисты. По словам благочинного миасского округа, настоятеля храма Святой Троицы протоиерея Георгия Крецу, который одно время проводил богослужения в церкви колонии, старинный монастырский колокол сослужил добрую службу, напоминая несовершеннолетним правонарушителям о Боге,  призывая их к молитве и покаянию, к нормальной жизни. Этот колокол был первым на колокольне храма в честь Великомученицы Анастасии Узорешительницы. Потом появились еще два, в том числе  колокол, пожертвованный Свято-Троицкой церковью Миасса.

Можно надеяться, что старинный колокол из старообрядческого монастыря и дальше послужит душевному спасению прихожан небольшой церкви в поселке Нижний Атлян. Вряд ли создаваемая здесь колония-поселение откажется от храма, много значимого для тех, кто в своей жизни оступился, но раскаялся и ищет помощи у Господа для своего исправления.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla