Наверх На главную

Он родился крепостным крестьянином и стал последним Обер-прокурором Святейшего Синода. Ему же выпала честь открывать первый за 200 лет Поместный собор Русской Церкви в 1918 году. Бежав в Европу от преследования большевиков, он до конца своих дней оставался русским патриотом. Будучи историком Русской Церкви и богословом, он стоял у основания Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Кроме того, он  родился на Южном Урале, в Кыштыме. Его имя - Антон Владимирович Карташев.

2015 год ознаменован двумя крупными датами в жизни Карташева: 140 лет со дня его рождения (1875) и 55 лет со дня кончины (1960).

Антон Владимирович родился в Кыштыме, в семье волостного писаря. Его предки – крепостные крестьяне, привезенные на Урал для работы на горном заводе. Несмотря на свое крепостное состояние, Карташевы умели добиваться высот в обществе: прадед Антона Владимировича был управителем завода, дед – помощником казначея. Отец, Владимир Карташев, окончил двухклассную министерскую школу, освободился от крепостной зависимости, был писарем и земским гласным.

Мальчик родился 11 июля 1875 года. Семья была религиозной, и из-за страха перед свирепствовавшей тогда детской смертностью младенца крестили сразу же, в день рождения, дав имя в честь святого преподобного Антония Печерского, память которого 10 июля.

Однако в Кыштыме семья прожила после рождения Антона недолго: в 1879 году отец становится членом земской управы, и Карташевы перебираются в уездный город. Екатеринбург разительно отличался от кыштымского захолустья. Это был большой город, в котором только церквей было 15, с многочисленными образовательными и культурными учреждениями. Екатеринбург также являлся резиденцией епархиального архиерея епископа Нафанаила (Леандрова), который был из вдовых протоиереев и очень любил детей. Именно он заметил прилежание Антона и его готовность служить Богу. Когда Карташеву было восемь с половиной лет, он уже участвовал в церковных службах, за что и получил благословение на облачение в стихарь.

Именно владыка Нафанаил посоветовал Карташевым отдать сына в духовное училище. Это решение оказалось счастливым и необычным для рабочей семьи. Училище мальчик окончил в возрасте 13 лет, затем уехал в Пермь и поступил в духовную семинарию. 

Пермь в последнее десятилетие XIX века была не только крупным губернским городом, но и одним из главных духовных центров Урала и Сибири. Все вокруг юного Антона было пропитано духом православия. Здесь он был одним из лучших учеников, и по окончании семинарии в 1894 году посылается за казенный счет для обучения в Санкт-Петербургскую духовную академию.  По ее окончании Карташев как лучший студент был оставлен профессорским стипендиатом кафедры истории русской церкви. С этого же момента он становится юридически свободным, когда по специальному ходатайству Академии особым постановлением Кыштымского волостного правления его вычеркнули из списков податного сословия, и освобожден от уплаты крестьянской подати.

Однако на положении профессорского стипендиата он пробыл всего лишь год. Смерть профессора П.Ф. Николаевского, его наставника, оставила пустующей кафедру. После защиты магистерской диссертации Карташевым в 1900 году совет академии назначил его заведующим кафедрой русской церковной истории.

Карташев был очень популярен среди студентов. Как вспоминал ученик Антона Владимировича Н. Веритинов, он увидел Карташева на вступительных экзаменах и составил о нем впечатление, остававшееся неизменным всю жизнь: «С высокой худощавой фигурой, с тонким, бледным, аскетическим лицом, внешне в профиль напоминавший Гоголя, он весь был сама одухотворенность". Он был чрезвычайно чуток, обворожительно мягок, в личном общении неизменно благожелателен, чем и привлекал молодежь. Его не только уважали, но и любили. Несомненно, что он был одним из лучших лекторов академии, ибо ему была присуща эрудиция, а в особенности глубокая интуиция и совершенно точные слова для передачи того, что открывалось его внутреннему взору. Закрыв глаза, моментами слегка жестикулируя, он так вводил слушателей в курс читаемого, что картина вставала ясная, незабываемая.

Однако Карташев не смог совмещать преподавание в Духовной академии с манившей его общественной деятельностью. Он стал публиковать свои статьи,  занял место председателя Религиозно-философского общества, собиравшего на свои собрания цвет столичной интеллигенции и духовенства. Кроме того, Антон Владимирович  читал лекции по истории русской церкви на Высших Бестужевских женских курсах.

Карташев с воодушевлением встретил Февральскую революцию. В момент формирования Временного правительства пост обер-прокурора Синода был отдан богатому помещику В.Н. Львову. По настоятельному совету многих депутатов Думы, В.Н. Львов пригласил в товарищи обер-прокурора беспартийного Карташева, а когда после июльского кризиса правое крыло Временного правительства, куда входил и В.Н. Львов, вынуждено было оставить кормило власти, А.В. Карташев уже в левом правительстве А.Ф. Керенского получил пост обер-прокурора Синода. Причем всего на две недели. Он оказался последним российским обер-прокурором и первым и последним министром (уже в светском качестве) по делам исповеданий. В эти дни Антон Владимирович вступил в партию кадетов.

Основной принцип Карташева в политике состоял в том, что "под эгидой Временного правительства и с его помощью русская православная церковь вернула себе присущее ей по природе право самоуправления по ее каноническим нормам". Карташев полагал, что бюрократический строй петровского Духовного регламента отрывал иерархию от народа и народ от дел церкви. Такое положение было нестерпимо для "религиозно добросовестных лиц". "Этих страданий, - подчеркивал автор, - не поймут люди внецерковные".

Сам же он был арестован ленинистами и брошен в тюрьму. В конце января 1918 года был освобожден, и ему удалось через год бежать из России. С 1920 года и до конца своей жизни он жил в Париже, участвуя в церковно-общественной и политической деятельности эмиграции. С 1925 года ПНтон Владимирович прибавил к ней преподавание в Богословском институте при Сергиевском подворье. За 40 лет изгнания он напечатал ряд книг и многочисленные статьи в русских и иностранных журналах. Умер он 10 сентября 1960 года в Париже.

До конца своих дней Антон Владимирович Карташев оставался русским патриотом, правдолюбцем и свободолюбцем, неукротимым врагом "подъяремности", насилия над человеческой личностью, откуда бы оно ни исходило.

Творческое наследие Карташева значительно, разнопланово и достаточно велико. Темы его работ - проблемы богословские и, прежде всего, историческая критика Ветхого Завета; история христианской церкви, включающая исследования деятельности Вселенских соборов; история Русской Православной Церкви, выразившаяся в серии статей, а также двухтомник "Очерков по истории Русской Церкви".

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla