Страницы истории и культуры
«Вне Церкви нет спасения», - говорил священномученик Илларион (Троицкий). Жизнь в Церкви – это, прежде всего, богослужебная жизнь и участие в таинствах, совершаемых в храме Божьем. Но, кроме того, всегда с храмом на Руси были связаны такие явления церковной жизни как крестные ходы и паломничества, столь любимые народом: они начинались и заканчивались всегда храмом. Церковь приняла их как традиционные инструменты в деле спасения душ человеческих.
Хотелось бы обзорно показать, как это было в Оренбургской епархии конца 19 – начала 20 веков, в состав которой входили и земли современной Челябинской области.
Как храм самим своим существование безмолвно свидетельствует о Христе Спасителе, так крестный ход активно заявляет о Господе всем, кто только видит его на всём протяжении движения крестного хода. При этом участие в крестном ходе, с его непрерывным религиозным шествием, богослужениями, поклонением иконе, пением молитв, происходившие чудеса от иконы обогащали религиозный опыт участников.
Как и строительство храмов, организация крестных ходов была инициативой не только священноначалия, но и мирян.
Среди православных Оренбургской епархии был популярен ежегодный крестный ход с Табынской иконой Божией Матери, возникший в первой половине XVIII века в честь третьего её обретения: официально церковной властью этот крестный ход был благословлен в 1856 году. Всплеск эпидемии холеры в 1848 году вызвал массовый приток православных в его ряды. Икона выносилась из села Табынска, а по территории нынешней Челябинской епархии проходила через Верхнеуральск и Троицк, а если Пасха была ранней, посещала и Челябинск.
Народу очень нравилась такая форма церковной жизни, так, что даже возникали стихийные крестные ходы. Так в 1859 году отставной урядник Оренбургского казачьего войска Петр Лосев по пути с Афона прошел со списком афонской иконы «Достойно есть» по территории Самарской и Оренбургской епархии с целью собрать средства для организации детского сиротского приюта в Оренбурге. Но поскольку его инициатива не была утверждена и благословлена Синодом, куда он обращался за разрешением, Оренбургский владыка Антоний изъял икону для кафедрального собора в Оренбурге, а на собранную огромную по тем временам сумму 7063 рубля 73 коп. и был организован чаемый Лосевым детский приют.
Участники крестных ходов утверждались в вере, получали знания о вероучении и правилах святой Церкви из уст священнослужителей, которые беседовали с ними на всём протяжении пути крестного хода. Нередко в крестный ход отправлялись не только глубоко верующие люди, но и те, кого болезнь, жизненные обстоятельства или несчастье заставляли искать помощи у Бога, и, таким образом, крестный ход становился для них началом спасительного пути.
То же касается и паломничеств. Человек искал помощи от Бога, искал соединения с Богом. Паломничество всегда свидетельствует о религиозной жизни, а с другой стороны, они есть непосредственный насыщенный процесс приобретения религиозного опыта.
Отсутствие современных средств передвижения часто превращало паломничество в настоящий подвиг: желая побывать в местах, где проходила жизнь Господа и Божией Матери, где подвизались прославленные святые, прикоснуться к великим святыням, человек проходил через опасности, в которых молитвенно полагался только на помощь Божию. Человек того времени по-другому воспринимал свое путешествие, и выносил он из паломничества не только приятные впечатления и памятные сувениры, но, прежде всего, молитвенный опыт, чувство Божьего присутствия и смирения перед Создателем.
Часто в паломничества отправлялись, чтобы не только поклониться святыням, но и получить советы в своих недоумениях и молитвенную поддержку от известных духовно опытных лиц, как правило, насельников монастырей и пустынь, священников Православной Церкви, и, естественно, вместе с решением своих недоумений получали и наставления в вере.
Чаще всего жители Оренбургской епархии отправлялись к ближайшим монастырям на один или несколько дней (если человек желал и имел возможность поговеть там или погостить у родственников). К началу ХХ века на её территории было 8 монастырей (3 мужских, 5 женских), за первое десятилетие ХХ века их число выросло до 11 (3 мужских, 8 женских).
Посещали монастыри и ближайших епархий: как правило, Верхотурье, Далматов монастырь. Переселенцев, которых на Урале было немало, тянуло посетить святыни родных мест, откуда пришли они или их предки. Кто имел возможность, отправлялись в известные обители европейской части страны: Саровский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру, обители Киева, Оптину пустынь, шли к известным батюшкам в Кронштадт, Москву и т.д.
Не часто, но случалось паломники путешествовали и на Афон, как поминаемый выше казак Петр Лосев, и во Святую Землю, как крестьянин Александр Брюхов, посетивший ещё и Афонскую гору. Такие путешествия, конечно, были очень дороги, но на помощь приходила вся сельская община, или богатые меценаты (в случае с Петром Лосевым – генералы Катенин и Подуров с некоторыми купцами), которые давали наказ за кого где помолиться, куда передать пожертвования и т.д.
Общение с богомольцами и странниками, совместная молитва и задушевные беседы, встреча с духовно опытными монахами, священнослужителями, встреча с чтимыми святынями, активное участие в богослужениях Церкви обогащали духовный опыт человека, познания его в области вероучения и ещё более укрепляли связь христианина с Церковью и с Богом.
- Подробности
- Автор: Ольга Никифорова
- Категория: Страницы истории и культуры
- Просмотров: 1806