Наверх На главную

Сегодня человек узнает о православной вере в основном из книг и интернета. Но в дореволюционной России в конце XIX – начале XX века, в том числе, конечно, и на территории Оренбургской епархии, в состав которой входили и земли нынешней Челябинской области, главными учителями большинства людей были храм с его богослужениями и система церковно-приходских школ, где Церковь имела возможность наиболее свободно вести духовно-нравственное просвещение народа.

Сам Святейший Синод для Церкви определял следующие задачи: «Деятельность Церкви – в проповеди в церкви или в домашнем назидании прихожан, в ощутимом влиянии на них, во вразумлении заблудших, в христианском образовании детей, в благотворительности, в наставлениях врачебных и хозяйственных».

После значительного спада церковного образования в 60-е – 70-е годы XIX века в результате реформы Министерства народного просвещения, когда церковные школы практически вышли из-под контроля Церкви, попав под контроль самого Министерства, с приходом нового обер-прокурора К.П.Победоносцева снова оживилось духовное просвещение.

Исследовательница духовно-просветительской деятельности Российской Православной Церкви во второй половине XIX – начале XX века Юлия Сергеевна Андреева пишет: «В 1884 году осуществилась передача школ грамоты под надзор местных священников. Духовенство епархии деятельно занималось созданием церковно-приходских школ и школ грамоты, нередко предоставляло для этой цели свои дома, жертвовало деньги, бесплатно преподавало, проводило большую организаторскую работу по открытию начальных учебных заведений. Священник епархии при этом учительствовал и в школах других ведомств, частных школах, нередко безвозмездно. Наиболее инициативными деятелями церковного образования являлись учитель приходской школы в Миассе дьякон Г. Аманацкий, учитель в Илецке дьякон В. Петров, священник с. Щучье Н. Анишев и др. В большинстве случаев дело церковного обучения встречало поддержку со стороны сельских и городских жителей, многие крестьяне предоставляли помещения для школ грамоты, помогали средствами».

Содержание церковно-приходских школ было менее затратным для местного бюджета. Это стало одной из причин широко распространения таких учебных заведений, хотя в количественном отношении их число к началу 20 века не догнало количества прочих школ (казачьих, министерских). К примеру, на 1895 год (96 школ) «заметно отставало от числа школ казачьего ведомства (524 школы) и школ Министерства народного просвещения (155 школ)».

Нередко открытие такой школы было инициативой настоятеля храма. Так священник села Гнездовки о.Петр Васильев писал: «4 октября 1887 года я открыл школу в доме, занимаемом мною. Из своего помещения я уделил для школы 2 комнаты, одну для мальчиков, другую для девочек. Учеников-мальчиков – 22, девочек – 8. Буквари приобретены мною на свои средства и на средства псаломщика Иллариона Заглядина. Закон Божий и пение преподаю я. Учитель – псаломщик И.Заглядин. Школа и обучение безвозмездно».

Священство понимало важность церковно-приходских школ в деле религиозного просвещения народа и поэтому обращало самое серьёзное внимание на их деятельность. «Так, попечитель Кундравинской женской церковно-приходской школы священник Петр Сементовский, обратился с проповедью к прихожанам: «… Прошу вас, родители, не удерживайте детей без надобности дома. Отпускайте с молитвою их в школу, с тем внушением им, что всё преподаваемое им там хорошо и полезно, - пусть они это знают от вас. Пусть знают они, что нерадение их, леность тяжко оскорбляют вас - их родителей. Этим самым вы много поможете наставникам и мне, попечителю. Прошу посодействовать мне убедить тех отцов и матерей, у коих дети лишаются образования по родительскому невежеству».

Дети, обучавшиеся в этих школах, в рамках изучения Православной веры не только постигали Закон Божий: часто они участвовали в пономарском служении, в чтении и пении на клиросе, где они постигали содержание богослужебных текстов. Ученицы Златоустовской Петро-Павловской церковно-приходской школы в полном составе «обязательно присутствуют при церковном богослужении и участвуют в чтении и пении на клиросе», - пишет священник В. Гуменский. В этом же очерке он замечает, что такие школы – «это великая область религиозно-просветительского влияния на окружающую среду, на темную невежественную массу, которая часто живёт смутными, а иногда и прямо ошибочными религиозными представлениями … Поистине справедливо сказано, что «кто владеет школой, тот владеет народом».

Есть ещё один немаловажный положительный момент в том, что проводилось духовное просвещение детей. Обучение «в церковных школах представлялось епархиальному начальству одним из средств проповеди среди взрослых. Преосвященный Митрофан в 1878 г. писал: «дети – ученики школ, в свою очередь служили наилучшими проводниками своих познаний о предметах веры и благочестия и о церковном богослужении … в души родителей и родных».

Люди действительно верующие понимали насущность духовного просвещения детей. Было очевидно, что образование в нецерковных школах не способствовало качественному просвещению в вопросах веры, но при этом способствовало падению нравственности. «Один крестьянин, недовольный преподаванием в нецерковных школах, сетовал: «Ученики нынешних школ, вместо любимого и всегда народом желаемого чтения о Боге, о святых угодниках Божиих, о преданности святой Церкви Божией … добродетельной жизни вообще, читают родителям своим разные смешные повести и смехотворные сказки, вследствие чего тлетворный дух времени, начинает вторгаться в среду сельского населения».

При известных минусах церковно-приходских школ, главные из которых – начальный уровень общего образования и слабая перспектива поступления из такой школы в высшие светские учебные заведения, только церковно-приходская школа давала наиболее глубокое знание о Православной вере.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla