Наверх На главную

Смыслом христианской жизни является достижение Бога, богоуподобление. И, конечно, эта жизнь немыслима без Церкви с её богослужением и таинствами, которые совершаются в храме Божьем.

Храм сам по себе, одним своим присутствием, своим видом побуждает душу человека к молитве, к божественному просвещению, если только в человеке сохранён ещё голос совести. Одним своим присутствием он напоминает о Христе. Не говоря уже о том, что именно храм является средоточием христианской жизни. Как говорится в одной известной притче: вода есть и в воздухе, которым мы дышим, но когда хочется пить, мы идем к источнику.

Хотелось бы обзорно, только основными штрихами показать особенности такой грани приходской жизни как строительство дома Божьего на историческом материале Оренбургской епархии конца 19 – начала 20 веков. 

В отдельную Челябинская епархия выделилась 3 сентября 1918 года, а в рассматриваемый период времени она входила в состав Оренбургской епархии: архивные материалы, говоря о ней, включают в её орбиту и наши края. Тем более что проблемы у нас были общими, особенности характерными для обеих местностей.

Оренбургская епархия была зоной пограничья, пространством интенсивного  освоения местности: необходимо было строить большее количество храмов для обеспечения духовных нужд русского населения, в том числе вновь приходящего для жительства на новые территории, для миссионерства среди местного нехристианского населения (башкир, татар, казахов).

Если в 1800 году в Оренбургской и Уфимской епархии насчитывалось 62 прихода, в 1900 году в епархии Оренбургской и Уральской (по новому делению епархии) их было 548 . С 1859 по 1915 годы количество храмов в епархии увеличилось почти в четыре раза.  

И хотя шло интенсивное строительство храмов, в целом по епархии их было недостаточно. В некоторых местах епархиальное начальство разрешало служить священникам-миссионерам в «благоприличных церковно-школьных зданиях», то есть в зданиях специально не приспособленных для богослужений.

Немало случаев, когда жители той или иной местности, где не было храма, писали архиерею прошение на открытие хотя бы молитвенного дома, где могли бы собираться на совместную молитву все верующие, или строительство часовни. Так жители хуторов Михайловского, Крымского и Саратовского в лице крестьянина Ефима Петрова 26 ноября 1878 года писали Преосвященнейшему Митрофану, епископу Оренбургскому и Уральскому об открытии в хуторе Михайловском молитвенного дома или часовни, которую удобно было бы посещать жителям всех трёх хуторов. «Как жители сказанных хуторов народ русский, выходцы из внутренних губерний России, все до одного православного исповедания, то они, тяготясь тем, что не могут иметь у себя храма, искренне желают собираться на общую молитву хотя бы в молитвенном доме».

В других местах епархии, где храм имелся, прихожане и священник, бывало, сталкивались с другой проблемой: «церковь, особенно зимой, переполняется до тесноты», - писал священник села Белоярского Челябинского уезда.

А с другой стороны распространенным явлением среди сельского населения Оренбургской епархии было непосещение храмов из-за большой удаленности их от места жительства, отсутствия дорог, неблагоприятных погодных условий, превращавших имеющиеся пути сообщения в непроходимые места (снежные заносы зимой, весеннее половодье, осенняя распутица). Храмов не хватало. Тот же Ефим Петров писал, что ближайшая церковь от его хутора находится в 28 верстах, «почему по дальности  в зимнее время за холодом и метелями, в летнее же по случаю полевых работ они посещать церковь не могут, тем более старики и маленькие дети».

Как пишет исследовательница церковно-общественной жизни рассматриваемого периода Елена Дмитриевна Королева, «церковное строительство курировалось различными ведомствами и предусматривало прохождение следующих инстанций. Ходатайство о возведении храма направлялось правящему архиерею и в Синод, губернатору и в Министерство внутренних дел. Консистория предписывала благочинному доставить от просителей подтверждения имеющихся источников на постройку церкви и содержание причта. С получением разрешения открывалось попечительство и выдавалась книга для записи сбора пожертвований. Почти все церкви в Оренбургской губернии устроены на частные средства».

То есть строительство большинства храмов тогда, как это нередко происходит и сегодня, инициатива самих прихожан. Конечно, для успеха дела верующие должны были на бумаге доказать архиерею целесообразность постройки дома Божьего и предоставить гарантии того, что они смогут обеспечить проживание причта и содержание зданий в достойном состоянии.

Часто в храмы переводились молитвенные дома или ранее построенные часовни, а сами новые часовни строились с расчетом перевода их в будущем в храм. Так, например, было в деревне Берёзовая Челябинского уезда. В деревне имелась старая часовня, которая открывалась только два раза в год: в какой-то деревенский праздник (отслужить молебен) и в первую неделю Великого поста (исповедовать и причастить народ), для чего в деревню приезжал священник из ближайшего прихода (в 30 верстах).

Так было, пока не поселился в деревне в 1895 году диакон соседнего прихода П.С.Боев, который по просьбе сельчан и своей инициативе организовал школьную деятельность. Верующие сельчане, видя успехи и пользу от просвещения науками и светом веры Христовой, стали ратовать перед священноначалием за открытие в их деревне храма, что и произошло в 1898 году, а диакон П.С.Боев был рукоположен во священники в новый храм.

Немало было таких примеров, когда не только административным решением духовной власти, но и радением самих христиан строились храмы Божии, так же, как и в наше время усердием неравнодушных к Церкви и духовному просвещению верующих строятся новые и восстанавливаются старые храмы.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla