Наверх На главную

Сегодня почти забыто имя одного замечательного уральского писателя Сергея Ивановича Гусева-Оренбургского. А между тем для всех людей интересующихся историей нашей Церкви на Южном Урале, бытом и нравами в среде духовенства 19-го начала 20-го веков творчество этого писателя очень значимо.

Гусев-Оренбургский прожил долгую жизнь (5 октября 1867, Оренбург — 1 июня 1963, Нью-Йорк). Отец его был зажиточный казак, одно время он владел лавкой. Мать — человек горячей искренней веры, воспитывавшая сына на житиях святых. Сергей Иванович обучался в гимназии (одновременно работая в лавке), позже — в духовных семинариях Оренбурга и Уфы (1884-1888). По окончании Уфимской семинарии с 1893 года стал сельским учителем, затем принял священный сан и 5 лет служил Церкви священником. Но в 1898 году отказался от сана в пользу всецелого посвящения себя литературному труду: он с детства увлекался чтением и желал сам стать писателем. На желание заняться литературным творчеством самому во многом повлияли книги Г.И. Успенского. Вообще желание послужить своему народу в качестве врача, учителя или литератора было просто повальным увлечением молодой интеллигенции второй половины 19 века, которого не избежал и Гусев-Оренбургский.

Он не стал писателем того же уровня, что и Лесков, Чехов и другие. Поскольку литературное творчество стало единственными источником дохода, ради того, чтобы просто выживать ему и его семье, Гусеву-Оренбургскому пришлось заниматься «многописанием», отсюда неоднородность художественного совершенства его произведений, но между ними встречаются истинные шедевры.

Гусев-Оренбургский писатель-реалист, который продолжает традиции демократической литературы 60-70-х годов 19 века. Он много пишет об удручающем быте крестьян, контрасте нищеты и излишней роскоши барства, показывает жизнь провинциальных городков Урала, но нам как людям верующим интереснее его произведения, отображающие жизнь Церкви, жизнь представителей духовного сословия. Именно здесь сила его художественного таланта раскрывается более полно, а некоторые его герои приобретают поистине лесковский масштаб.

Уже первые рассказы («Пастырь добрый», «Идеалист», 1900 г.) изображают достойного служителя Церкви, истинного пастыря – такого, как о. Фиофилакт Средокрестов («Пастырь добрый»): «по первому призыву прихожанина он бросал свое неотложное дело и шел — увещать, утешать, помогать, напутствовать. Он всегда был, так сказать, «на страже»: всякое горе, всякая нужда находили у него совет, утешение и заступничество. Из-за интересов прихода он забывал свои собственные интересы».

При этом сам священнослужитель живёт не в лучших условиях: «Жил он, вследствие своего бескорыстия, очень бедно. Как сейчас помню, ходил в нанковом подряснике, давно потерявшем от времени всякий цвет, в неуклюжих сапогах, которые мастерил себе сам, в выцветшей скуфейке. Все делал своими руками: стулья, скамейки, столы, сам чинил обувь, одежду, исправлял телеги, налаживал бороны и сохи. Бывало, подоткнувши полы подрясника за пояс, идет он за сохою по огороду и покрикивает на лошадь, как настоящий мужик».

Вообще быт большинства священнослужителей сельских храмов очень скромный. Описанное в рассказе «Дьякон и смерть» положение вещей - в многочисленных приходах обычная реальность русской действительности конца 19 века: «Павловский приход состоял из тридцати дворов, - много ли с них за год доходу соберешь? А дьякону, на псаломщицкой вакансии, всего только четвертая часть приходится... Священников сюда не назначали, а просто ссылали за разные провинности, или молоденьких посылали для практики, в ожидании лучшего прихода. И жили они здесь по месяцу, по два, а в остальное время дьякон являлся единственным представителем местного духовенства: служил часы, утреню, вечерню, поминал покойников, читал акафисты, сам трезвонил по праздникам на колокольне молитвенного дома; для совершения же крестин, похорон и других треб по воскресеньям приезжал соседний батюшка. Дьякон прожил в этом приходе уже восемь лет, и за это время перед ним прошло, по крайней мере, тридцать священников».

Естественно, что не все в таком положении могли сохранить христианское достоинство: как все люди, священники тоже бывали разные. Отец Викторин («В приходе») «в молодые годы он долго служил по бедным приходам, видел немало нужды, особенно - когда семья с каждым годом разрасталась, и ему приходилось напрягать всю свою изобретательность, чтобы всех обуть, одеть, накормить, дочерям сделать приданое, а сыновей воспитать приличным образом. В то трудное время он много хлопотал о переводе на какой-нибудь богатый приход, но дело стояло за малым: богатые приходы не давались в руки даром. И пока, наконец, о. Викторину удалось осуществить свою давнишнюю мечту, найти, если не богатый, то относительно обезпеченный и спокойный приход - семья его успела вырости и наполовину разбрестись по свету». При этом, чтобы не потерять расположение своего благодетеля Флегонта Кирилловича, о. Викторин закрывает глаза на явное беззаконие, которое творит Флегонт Кириллыч на его глазах.

И бывает так, что новому батюшке, которому приходится заступать на место нерадивого или своекорыстного собрата-священника, приходится всё исправлять, налаживать нормальную приходскую жизнь, проявляя при этом поистине ангельское смирение и терпение, преодолевая недоверие и даже враждебность со стороны паствы («Отец Савватий», «Курычанские прихожане»).

Типы таких подвижников особенно удаются писателю: он говорит о них с большой любовью, с сопереживанием, раскрывает глубину человеческой души. Что особенно важно и поучительно для нас, священнослужитель, сохранивший христианское достоинство, с истинным смирением принимающий обстоятельства, в которые ставит его Господь, не просто остается человеком, но выходит победителем в сложившихся обстоятельствах.

Такова, к примеру, история дьякона в рассказе «Дьякон и смерть». Отец Макарий, служитель рядового сельского храма, не отчаивается ни в каких, даже в самых, казалось бы, тяжёлых обстоятельствах, всегда уповая на Господа. «Во славу Божию», «во имя Божие» - любимая его присказка. Так как приход бедный, священники не надолго задерживаются в нём, испрашивая у владыки перевода. Но он не унывает, видя во всём волю Божию, и обстоятельства его жизни складываются так, что он получает совершенно не чаемую им радость, и его бедная жизнь устраивается так, как он и не мечтал! Его прежнее ремесло сапожника вызывает ажиотаж среди городского духовенства и вал заказов, чего не было раньше, хотя многие знали о его прошлом. Бог всё устраивает для верных чад Своих.

Так же и история дьякона из рассказа «Глухой приход». «Отец диакон и мать дьяконица» чрезвычайно уважаемы и любимы своим приходом, но Черновский посёлок из тридцати избушек на границе с «киргизской» степью беден, и семья священнослужителя, который ещё помогает своему сыну – ученику духовного училища, буквально выживает. Но это не вводит дьякона в уныние. Напротив, он действует, строит планы того, как улучшить ситуацию. Дерзкий план «пленить» на большой дороге какого-нибудь проезжающего по своим делам священника, чтобы с ним покрестить, отпеть своих черновских прихожан и совершить разные требы, приводит к неожиданному приятному и лучшему в таких обстоятельствах результату: владыка, видя такое положение дел, рукополагает дьякона во священники для родного ему прихода!

И в обоих случаях всё это не выглядит как невероятное чудо (вроде неожиданного наследства), но именно определённые их лучшие качества и упование на помощь Божию, их усердие на ниве служения Богу становятся явны всем людям, и сами люди, как инструмент в руках Божиих, устраивают жизнь своих служителей. Оба рассказа написаны с юмором, и показывают нам видимый пример христианского образа жизни.

Большинство произведений Гусева-Оренбургского, посвященных описанию жизни духовного сословия, показывают людей с «золотыми сердцами». Но даже типы нерадивых и стяжательных священников, закрывающих глаза на произвол сильных мира сего, не лишены добрых человеческих качеств: человек показан так, как он есть – во всей сложности каждой личности.

Творчество писателя многообразно. Кроме указанных произведений, хотелось бы назвать ещё такие как «Авимелехов», «Рахиль», «Звонарь», «Не от мира сего», «Сирень», «Козелихинский дьякон», «Несокрушимый оптимист». Но в пределах небольшой статьи хотелось бы только указать на имя забытого ныне писателя Сергея Ивановича Гусева-Оренбургского, и, может быть, вызвать интерес к его произведениям, часто увлекательным, иногда весёлым и всегда актуальным.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla