Страницы истории и культуры
Известный советский писатель Юрий Либединский, чье детство прошло в Миассе, со своей будущей первой женой Марианной Герасимовой познакомился в поселке Тургояк. Непросто складывались их любовь и супружество. Марианна вдохновила Юрия на писательство, была его путеводной звездой до своего трагического конца.
Здесь же, на берегу реликтового озера, будущий литератор подружился с родной сестрой Марианны Валерией и ее двоюродным братом Сергеем Герасимовыми. Валерия стала писательницей, вышла замуж за друга Либединского Александра Фадеева, а Сергей Аполлинарьевич стал знаменитым кинорежиссером.
Мураша и Валя
Марианна Герасимова, или Мураша, как звали ее близкие и друзья, не вошла в когорту выдающихся личностей. В отличие от своей младшей сестры и первого мужа, ставших писателями, не попала в энциклопедии. Однако не будь Марианны, вряд ли бы так талантливо и вдохновенно была написана первая повесть нашего земляка Юрия Либединского «Неделя», принесшая ему мировую известность: прототипом главной героини Анюты Симковой была Марианна. Она, бывшая первой любовью писателя, была и первой читательницей этой повести, посвященной ей: во время объяснения в любви он бросил рукопись к ее ногам. «Это произведение, Мураша, писалось для тебя и во имя тебя. И те, кто будет читать ее, обязаны тебе ее появлением», - признавался Либединский в одном из писем к возлюбленной.
Откроем автобиографическую повесть писателя «Поездка в Крым». Судя по этому произведению, Марианна была больше, чем сестрой, для Валерии Герасимовой, по-домашнему Вали, первой жены Фадеева. Она приобщила Валю к чтению классиков, к «говорящему» рисованию, стихотворчеству, на протяжении многих лет оказывала огромное личностное влияние.
Но прежде всего - Марианна спасла сестру и мать от верной гибели. Отец этих девочек, Анатолий Герасимов, был революционером-подпольщиком, пролетарским журналистом. Он или скитался по стране, скрываясь от царской охранки, или находился в тюрьме и ссылке. Матери одной трудно было содержать дочерей. Был момент, когда она осталась в Москве без хлеба и денег: ее выставили с детьми из гостиницы. Не имея никакого пристанища в преддверии зимы, в отчаянии решила утопиться вместе с маленькими дочками - броситься с моста. По дороге к набережной осознавшая происходящее Марианна стала плакать, отговаривать мать, и та одумалась. Тогда же нашелся человек из рабочих, который помог семье выжить, уговорил мать переступить через гордость и обратиться за поддержкой к богатым родственникам на Урале. С их помощью был приобретен деревянный домик в Екатеринбурге. Мать устроилась корректором в газету. Однако получала мало. Потому на лето отправляла Мурашу и Валю к брату мужа Виктору под Чебаркуль.
Инженер-путеец Виктор Герасимов, сколотив небольшой капиталец, на хуторе в предгорьях Уральского хребта построил паровую мельницу и усадьбу с большим садом, скопировав родительское поместье на Орловщине. Была у него и дача на озере Тургояк.
- Здесь совместно с семьей дяди летом отдыхали и дочери Анатолия Герасимова - Марианна и Валерия, - рассказала миасский краевед Галина Наумова. - К ним приходили в гости Либединские, снимавшие дачу в поселке Тургояк. Семьи начали общаться еще раньше, когда Либединские жили в Миассе. Переехав в Челябинск, они не прервали дружбы, возникшей на почве интеллигентности и схожести взглядов. Кроме того, принимая приглашения, не раз приезжали «на мельницу», как называл Юра усадьбу дяди девочек, с которыми потом породнился. Став старше, он ездил туда один. У Виктора Алексеевича, кроме Анатолия, был брат Аполлинарий, который после ссылки в Сибири в начале XIX века в качестве негласно поднадзорного проживал в Миассе. Будущий корифей советского кинематографа родился в селе Кундравы. А точнее: на хуторе под Чебаркулем, где семью Аполлинария, уволенного с Миасского завода за революционную пропаганду, приютил на время его брат. Весьма вероятно, что с Сергеем, как и с Марианной и Валерией, Юрий Либединский мог видеться и «на мельнице», и затем на даче в Тургояке.
«Младшая Валя, - вспоминает он в «Поездке в Крым», - в детстве была очень тоненькой и ловкой, по-мальчишески лазала по деревьям и заборам. А то вдруг, притихнув, с разгоревшимся лицом рисовала цветными карандашами целые истории, возникавшие в ее воображении, причудливо смешивавшем жизненные и книжные впечатления. Иногда, положив на колени гитару (как кладет гусляр гусли), она тихонько напевала старинные, услышанные от отца или дяди романсы или оперные арии...».
Чаще же она со сверстниками в сопровождении кудлатых собак-дворняжек носилась по двору, по саду, по лесу. «Я же, - пишет Либединский, - чинно гулял с ее бледненькой, в то время довольно болезненной, с двумя длинными, до пят, русыми косами тринадцатилетней сестрой (автору было тогда пятнадцать - В. Е.). Мы говорили о прочитанном, спорили о том, есть ли Бог, даже толковали о политике и социализме... Социализм для Марианны сливался с христианством, у нее дома над кроватью даже висела иконка - Христос с раскрытой книгой...»
В рождественские и летние каникулы сестры Герасимовы приезжали в гости к Либединским в Челябинск. «Их присутствие вносило в дом наш какую-то веселую прелесть».
«Любимый друг и верный товарищ»
Сразу после революции Либединский встретился с Мурашой и Валей в Екатеринбурге, куда приезжал на съезд учащихся Урала. К тому времени их отец был видным партийным деятелем, редактором краевой газеты. Марианна своей речью на съезде произвела потрясающее впечатление на делегатов, ее избрали заместителем председателя Союза учащихся Урала. Когда Екатеринбург заняли белые, отец Юрия увез Марианну в Челябинск, буквально за считанные часы до неминуемого ареста. Ее устроили работать учительницей в казачью станицу под Челябинском.
В 20-ом году, после установления на Урале советской власти, в Челябинск перебралась и Валя. Учительствовала в красноармейской школе, рисовала плакаты для «Окон РОСТА». Нередко в гости к ней и Либединским приезжала из деревни Марианна, проникшаяся духом простоты и излучавшая душевное здоровье. Вскоре ее как члена партии направили работать инструктором в политуправление Приуральского военного округа. Юрий и Марианна встречаются чаще, теперь они единомышленники во всем, лишь во взглядах на личную жизнь революционера расходятся...
Однако жизнь опрокидывает все их теоретические выкладки. Семья Герасимовых уезжает в Крым, прежде всего по настоянию врачей, всерьез опасающихся за здоровье Марианны - ей грозит туберкулез. Долгое расставание на железнодорожных путях в Екатеринбурге, первый поцелуй, робкое признание Либединского. Он тоскует, работу над повестью о Челябинске, охваченном контрреволюционным мятежом, прерывает письмами в Крым. В ответ получает письмо, в котором Марианна пишет, что любит его только как брата и друга. Это не устраивает пылко влюбленного, и через год, используя первую же возможность, он едет на Юг. В Феодосии в группе южноуральских лекторов встречает Валю, а в Алуште - Марианну, его возлюбленную Мурашу. И - о чудо! - она рада ему по-женски. Так начинается их взаимная любовь, их супружество. Но даже в этот пик душевного слияния они не одинаково счастливы, что вызывает у Либединского горькие раздумья. «И мне только больно, - пишет он Марианне перед отъездом с Крыма, - что для тебя, золотоволосой, солнечной, любимой и желанной, я не могу быть таким же светлым источником счастья».
Это письмо от 1922 года в своей книге воспоминаний «Зеленая лампа» приводит Лидия Либединская, третья (после Марии Бергольц, сестры известной поэтессы) жена писателя.
Когда в 90-е годы прошлого века во время своей московской командировки я встретился с Лидией Борисовной и спросил, почему Либединский и Герасимова разошлись, семидесятилетняя женщина, не утратившая живого ума и поразительной памяти, ответила:
- Они были больше товарищами по борьбе, чем супругами. Потому, наверное, не имели детей. Однако теплота отношений сохранялась между ними всегда. Когда в 1937 году Марианну арестовали по ложному обвинению, Либединский написал в ее защиту письмо Сталину и передал через Фадеева. Пять лет пробыла в лагерях Марианна, вернулась больной. У нее обнаружили опухоль мозга. Узнав об этом, она повесилась.
Либединский своей новой жене не раз рассказывал об уральском детстве, о золотокосой девочке, начитанной и рассудительной. «А из рассказов о мятежных революционных годах возникал образ девушки, красивой и смелой, мечтающей посвятить революции все силы своей молодой и деятельной души. Двадцатые годы, трудные годы восстановления, - и я слушаю истории, похожие на легенды, о бесстрашной и мужественной женщине со значком почетного чекиста на груди, подтянутой и элегантной» («Зеленая лампа»).
Марианна и «Неделя»
В посвящении к первой своей повести «Неделя» Либединский написал: «Марианне, любимому другу и верному товарищу».
25 апреля 1922 года Либединский, отдав рукопись «Недели» в журнал «Красная новь», признался любимой девушке в письме к ней: «Год тому назад – этой революционной поэмы-повести не было, она в виде отрывочных мыслей, неосознанных, часто подсознательных наблюдений заперта была в глубине моего существа. Я метался и искал ключа, который открыл бы этот, для меня запертый источник творчества. Пришла моя любовь к тебе, озарила все мое существо и стала этим ключом... Это произведение, Мураша, писалось для тебя и во имя тебя. И те, кто будет читать его, обязаны тебе его появлением. Так было всегда, всегда любовь вызывала подъем и толкала к творчеству. Что же будет дальше? Я хочу, во что бы то ни стало, перерасти эту вещь и создать что-то лучшее и большее. Я хочу, чтобы моя любовь к тебе помогла мне это! Ты идеализируешь меня, ты видишь только светлые стороны мои, и благодаря этому я становлюсь лучше. Спасибо тебе за это. И мне только больно, что для тебя, золотоволосой, солнечной, любимой и желанной, я не могу быть таким же светлым источником счастья! Вот сейчас жаркое ласковое солнце, зелёные виноградники, темные кипарисы, голубое море, и я с тобой. А потом настанет зима, я буду один, ты тоже. И если будет тебе тоскливо, всегда помни, что где-то есть Логан, который о тебе вспоминает, который любит тебя такой, какая ты есть, несмотря на свой проклятый «объективизм», и который болезненно остро чувствует прелесть солнечных сторон твоего существа, способность, как солнце, щедро и не требуя расплаты, дарить твой смех, твою доброту, твое веселье – всем, кого ты окружаешь… Сейчас я от моего золотоволосого, ласкового солнца – ухожу на север и хочу большой работы, большого творчества. И я знаю, что моя любовь и дружба к тебе сильно помогут мне».
Известный революционер Николай Бухарин, когда прочитал дебютную вещь неизвестного ему автора, на всю страну заявил, что «Неделя» – это «первая ласточка» новой советской литературы («Правда», 1923, 30 января). Позже французский романист Анри Барбюс добавил, что Либединский показал «революцию глазами революции».
По сути, в своей первой книге Либединский практически полностью оправдал политику военного коммунизма. Другой вопрос: насколько он был искренен? Лидия Либединская считала, что повесть «Неделя», что бы там ни говорили, «тем не менее включала сомнения в правильности и справедливости жестких мер «красного террора», устроенного чекистами. В первых изданиях сохранилось письмо сотрудника ЧК к своему начальнику, в котором с душевной болью и непониманием вспоминает он расстрел белогвардейцев: их заставили раздеться донага, не вняв предсмертным отчаянным просьбам не унижать этим их человеческого достоинства».
- Подробности
- Автор: Валерий Георгиев
- Категория: Страницы истории и культуры
- Просмотров: 5836