Наверх На главную

Память - 7 января н.ст. (25 декабря ст.ст.)

В воспоминание Рождества Господа нашего Иисуса Христа этот праздник установлен Церковью ещё в 1-м веке, начало его относится ко временам апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000.

В том же 4 веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова «древним и очень древним».

В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова.

Древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении, находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу 2 века. Оно показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество. Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду.

В 3 веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу. Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. В 4 веке в катакомбах Севастиана появляется спеленутый Младенец, рядом — Богоматерь и двое животных. Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены.

Основная мысль иконографии понятна: изображения наглядно свидетельствуют о тайне воплощения Слова Божия. Приходит новый Адам — предвечное Слово Божие, и жизнь человечества приобретает смысл в соединении с Ним, с Богом, в познании тайны бытия, как тайны божественной любви.

«Новые чудеса поражают меня страхом, — говорит св. Григорий Неокесарийский, — Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Сидящий в славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. Бесстрастный, Бестелесный, Непостижимый влачится человеческими руками…»

В жизнь человечества вошло совершенно новое, ранее небывалое – возможность войти в Царствие Божие, соединиться с Богом, обожиться. «Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися…», — воспевается в службе навечерия Рождества Христова.

Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия. Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. И ангелы, и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа. Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере; но вся природа — Его храм.

Пещера превращена в хлев, в котором находятся животные; но в шестой день творения мира, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры… «И увидел Бог, что это хорошо…». Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. Теперь Он пришел, в зраке раба, приняв собственный образ и подобие, то есть человеческую природу, в мир падшего человека и падшей с ним природы, и пещера наполнилась невыразимым светом Божественной любви к роду человеческому и ко всей природе, видимой и невидимой.

Как это выразить в образе? Церковь долго не приступала к изображению этой великой и таинственной Вифлеемской пещеры, пока не было разработано учение о богочеловечестве Спасителя на Вселенских соборах.

Образ Рождества Спасителя в нашем храме – это живописное изображение. Икона написана в к. 19 – н. 20 вв. В наш храм она подарена семьей Захаровых, о чем свидетельствует металлическая памятная табличка на иконе.

На иконе изображен сюжет посещения Богомладенца простыми пастухами, услышавшими весть о Рождестве Спасителя от ангелов, явившихся им в поле. От Христа, как от солнца, исходит видимое сияние, озаряющее своды пещеры и находящихся здесь людей: отныне в пещерную тьму земного мира вошел божественный свет – Христос озаряет Собой весь мир. Царь царей и потомок царя Давида по плоти нисходит до крайнего смирения, приходя в этот мир в хлеву, принося спасение всем людям.

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla