Наверх На главную

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, согласно церковному преданию, приняли святое мученичество в один день – 29 июня ст.ст. (12 июля н.ст.). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: Римском (IV в.) и Карфагенском (V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.).

Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии.

Господь предвозвестил ему о скором исходе из земной жизни: «скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2Пет.1:14-15).

С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме.

После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть, здесь исполнились слова Спасителя: «когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин.21:18-19).

Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».

О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл ему время кончины: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:6-8).

Благоговейная память христиан в церковном предании сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят: как римского гражданина здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов к 67 г. по Р.Х. Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь.

Вдохновенный простец и ученый оратор, Петр и Павел, - они олицетворяют собой духовную твердость и разум, два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак, идите, научите все народы … уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20).

Появление рукотворных изображений святых апостолов Петра и Павла можно проследить с середины 2 века. Ириней Лионский пишет, что некая сектантка именем Маркеллина покланялась образу апостола Павла так же, как изображениям Христа, поэта Гомера и математика Пифагора. Историк Евсевий (263-339гг.) говорит о том, что виденные им «писанные красками на досках» изображения Петра и Павла являются их прижизненными изображениями.

Изображения фресок 4 века, а также из катакомб Петра и Марселина (4 век), Комодиллы (5-6 век) и иных мест, где апостолы Петр и Павел изображены вдвоем, иногда по обеим сторонам Спасителя, знаменуют начало традиции их совместного изображения. 

На Руси самое раннее сохранившееся изображение Петра и Павла относится к 11 веку – на фреске Петропавловского предела собора Святой Софии в Киеве. Так же с 11-го века сохранилась икона апостолов в соборе Святой Софии Новгорода: привезена она была князем Владимиром Мономахом из Корсуни.

Образ Петра и Павла был распространен на Руси очень широко. Сохранилось очень много икон этих святых апостолов от древности до наших дней. Одна из таких икон, написанная, скорее всего, в начале 20 века находится в нашем Богоявленском соборе. Апостолы изображены на ней в полный рост, как их писали ещё на первых русских иконах домонгольского периода. Оба апостола держат по книге (свитку) своих апостольских посланий, а в другой руке у Петра ключи – символ ключей от Царства Небесного, у Павла – меч, которым казнён был апостол. Изображение на иконе живописное, но в основных элементах повторяет иконописную традицию. Взгляд апостолов умиротворенный, спокойный, как у людей, перешедших уже в жизнь вечную во Царствии Небесном, но не оставивших христиан, обращающихся к ним, о чем свидетельствуют знаки мудрости (тексты посланий), мученичества (меч) и власти (ключи) ввести верных чад Церкви в Царство Небесное.

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla