Наверх На главную

Память 28 ноября (15 ноября ст.ст.)

Святые мученики Гурий и Самон претерпели мученическую смерть около 303 года в области Эдессы, когда император Диоклетиан начал гонения на христиан. Они были обвинены в том, что, сами будучи христианами, ещё и помогали христианам, брошенным в темницы, побуждая верующих не поддаваться угрозам и проявлять стойкость и верность Христу даже до смерти.

Святые предстали перед правителем Антиохии Мусонием, который попытался принудить их к отречению от Христа. Но оба исповедника отказались со словами: «Мы не изменим единому Небесному Богу. Мы не променяем Его на изображение, сделанное человеческими руками. Мы поклоняемся Христу Богу, Который по Своей благости спас нас от греха. Он – наш свет, наш врач и наша жизнь».

Правитель обвинил их в том, что они восстают против повеления императора, запрещавшего поклоняться Христу, и грозил им ужасной и мучительной смертью, если они будут упорствовать. «Мы никогда не откажемся от святой и непорочной нашей веры, – отвечал Гурий, – и не уступим злой и пагубной воле человеческой; но мы исполняем волю Господа нашего, Который говорил: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32-33). После таких слов правитель отдал приказание заключить их в темницу.

Спустя несколько дней он повелел привести Самона и Гурия и на пять часов подвесить их за одну руку. Поскольку они молча переносили это истязания и отвечали на предложения мучителей отречься от Господа, отрицательно качая головой, их бросили в застенок, называемый «темная дыра». Там святые провели три с половиной месяца в полной темноте, почти не получая ни воды, ни еды.

Когда мучеников вновь привели на суд, они выказали ту же стойкость, объявив правителю: «Мы уже сказали, что наши вера и слово неизменны. Делай то, что приказал император. Ты имеешь власть над нашими телами, но не над душами». Самона и Гурия подвесили за ноги, но они продолжали молить Бога, чтобы Он дал им стойкость патриархов, пророков, апостолов и мучеников, которые до них пострадали за Истину.

15 ноября их призвали вновь. Воины принесли Самона, у которого было раздроблено колено, и привели Гурия, поддерживая его, поскольку он был стар и измучен пытками. Когда мученики услышали смертный приговор, их лица просияли от радости, и они прославили Христа. Перед казнью палач, сам пораженный чудесами стойкости святых, укрепляемых, явно, истинным Богом, сказал им: «Помолитесь, пожалуйста, за меня, потому что я делаю зло пред Богом».

Самон и Гурий опустились на колени, повернулись к востоку и обратились к Богу с такой молитвой: «Отче наш Господи Иисусе Христе, прими дух наш и сохрани наши тела для воскресения». Затем они склонили головы под меч и были усечены один после другого.

Когда стало известно об их казни, все христианское население города поспешило к месту мученичества, чтобы взять драгоценные мощи и даже пыль, которая была пропитана их кровью. Во время погребения святых кадильный дым и благовония смешивались с псалмами и песнопениями, которые возносились во славу Господа, явившего Свою силу через твердость мучеников.

Святой Авив служил диаконом в тех же местах в то время, когда Лициний, вслед за Диоклетианом, воздвиг новое гонение на христиан (ок. 309). Авив тайно обходил деревни в области Эдессы, наставляя христиан в вере, читая и объясняя им Священное Писание, побуждая не страшиться гонителей, держаться истинной веры. Правитель Эдессы Лисаний, узнав об этом, сильно разгневался и велел отыскать дерзкого священнослужителя. Не найдя его, он повелел схватить его семью и жителей его деревни.

Узнав об этом, Авив пришел в Эдессу, где предал себя в руки командующего охраной правителя. Тот попытался убедить его спастись бегством и сказал, что его семье в любом случае ничего не угрожает, но святой был убежден, что это Господь повелевает ему завершить свое служение мученичеством.

На допросе Авив проявил такое самообладание и пренебрежение к идолам, что правитель, придя в ярость, приказал бичевать его без всякой жалости. Несколько дней спустя святого снова привели к Лисанию. Поскольку Авив вновь и вновь отказывался подчиниться и отречься от Христа, тот повелел подвесить его и разорвать плоть железными когтями. На угрозу новых, еще более жестоких мучений святой ответил: «Эти муки скорее укрепляют мою волю, как приносит плод дерево, которое поливают». Правитель, осознав свое бессилие, спросил: «Это твоя религия учит тебя ненавидеть свое тело и наслаждаться страданиями?» «Мы не ненавидим наши тела, – возразил Авив, – но радуемся, созерцая то, что недоступно зрению. Нас поддерживает обещание Господа: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении со славой, уготованной любящим Христа». Поскольку смерть от меча показалась правителю слишком легкой, он приказал сжечь святого на медленном огне.

Святого повели на казнь, влача за веревку, пропущенную через его челюсть. Мать Авива, одетая по-праздничному во все белое, шла рядом с сыном. Придя на место, Авив повернулся лицом к востоку и помолился. Затем он обернулся к толпе, которая его сопровождала и желала ему обрести покой, и благословил людей. Христиане извлекли тело святого Авива из огня не затронутым пламенем и, умастив его, покрыв благовониями, погребли в могиле, где уже были похоронены святые Гурий и Самон, что тоже не случайно ещё и потому, что произволением Божиим мученичество Гурия, Самона и Авива произошло в один день с разницею в несколько лет!

В византийском искусстве изображения мучеников находятся в основном в составе настенной живописи. На Руси особенное почитание их зафиксировано в 15 веке в Новгороде. Архиепископ Новгородский Иоанн в 1411 году построил на владычном дворе каменную церковь Гурия, Самона и Авива. Приделы во имя Гурия, Самона и Авива существовали в церкви Иоанна Воина в Москве, где сохранилось две иконы этих святых XVII века, и в церкви пророка Илии в Ярославле с уникальными росписями житийного цикла последней четверти XVII века. По воле заказчиков святых Гурия, Самона и Авива часто изображали на вкладных и домашних иконах, включали в состав избранных святых, как например, на иконе «Святые Гурий, Самон и Авив» первой половины – середины XVI века из собрания музея имени Андрея Рублева.

На иконе, помещенной для почитания в нашем храме, святой Гурий изображен по центру – это старец с седой бородой, по правую его руку изображен святой Самон, а молодой диакон Авив по левую его руку. Верху по центру изображение благословляющего Христа. Иконописное изображение святых помещено в резной деревянный киот под чеканный металлический оклад.

Традиционно Гурий, Самон и Авив считаются покровителями супружества, в частности, хорошо помолиться им «аще возненавидит муж жену свою». Связано это с случаем заступничества святых за обманутую мужем молодую эдесскую женщину Евфимию, спасённую от позора и, в конечном счёте, от смерти заступничеством этих святых.

Один из воинов римского императора по имени Гот, присланных для защиты Эдессы от гуннов (кочевников, воевавших с Римской империей на востоке), стоял на квартире у вдовы Софии, у которой была дочь Евфимия. Гот полюбил Евфимию и просил ее руки. София долго не соглашалась отпустить единственную дочь в далекую сторону, но наконец, уступила просьбам Гота. Свадьба состоялась, и Гот по окончании войны отправился с Евфимией на родину, но на прощании с Софией дал ей клятву, при мощах святых мучеников Гурия, Самона и Авива в том, что он не оскорбит своей супруги никогда и будет ее любить и хранить. Приближаясь к своей родине, Гот объявил Евфимии, что у него дома есть жена и дети, и что Евфимия должна остаться у него рабой. Угрозы Гота заставили ее молчать о своем супружестве с ним и служить его первой жене рабою. Между тем, эта женщина подозревала своего мужа в связи с мнимой рабой, начала ее преследовать и особенно возненавидела ее с тех пор, как Евфимия родила сына. Она убила сына Евфимии, отравив его. В скором времени жена Гота умерла, но Евфимия была обвинена в её отравлении, за что была живой погребена вместе со своею госпожой. Евфимия, заключенная во гробе, пламенно взмолилась Гурию, Самону и Авиву и, будучи утешена их явлением, успокоилась и заснула. Проснувшись, она услышала церковное пение, знакомое ей, и, открыв глаза, увидела, что она уже не во гробе под землей, но лежит при гробе этих мучеников в родном Эдесском храме во время совершения утреннего богослужения. Спустя время Гот появился в Эдессе и пришёл в дом Софии. Он сказал ей, что дочь её здорова, живут они счастливо и растят сына. Тогда к нему вышла Евфимия, и Гот был вынужден сознаться в том, что случилось у него на родине, и был предан суду. Так заступничество святых Гурия, Самона и Авива произвело не только Божие, но и человеческое правосудие.

Тропарь мученикам и исповедникам Гуpию, Самону и Авиву:

Чудеса святых Твоих мученик стену необоpимую нам даpовавый, Хpисте Боже, тех молитвами советы языков pазоpи, Церковь святую укрепи, яко Един Благ и Человеколюбец.

Кондак мученикам и исповедникам Гуpию, Самону и Авиву:

С высоты мудрии благодать приемше, сущим во искушениих предстоите, всехвальнии. Темже отроковицу святии от смерти горькия избависте: вы бо воистинну есте Едесу слава и миру радость.

Святые мученики Гурие, Самоне и Авиве, молите Бога о нас.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla