Наверх На главную

Память 14 октября н.ст. (1 октября ст.ст.)

В основу иконописного сюжета образа Покрова Пресвятой Богородицы положены известные события 910 года, произошедшие в Константинополе при императоре Льве Философе, когда Божия Матерь явилась во Влахернском храме для спасения христиан от нашествия иноплеменников, свидетелями чего были Христа ради юродивый Андрей и его ученик Епифаний: они видели, как Сама Божия Матерь в окружении сил небесных явилась в небе над храмом и молилась за Свой народ, покрывая присутствовавших Своим омофором. Оповещенные об этом явлении верующие укрепились духом и всецело вверились предстательству Пречистой в твёрдом уповании на то, что Богородица защитит уповающих на Её Божественного Сына, и молитвами Пречистой Девы враг будет разбит, что и произошло: налетевшая буря разметала корабли язычников-славян, и враг вынужден был отступить.

1 октября в день, когда произошло это событие, было принято праздновать воспоминание заступления Пресвятой Богородицы, небесный Покров Пресвятой Владычицы. Нет точной датировки, когда было установлено это празднование, но заслуживает внимания тот факт, что в самой Византии праздник Покрова не пользовался большим вниманием. И только на Руси он получил широкую известность и народную любовь, и был включен в состав великих не двунадесятых праздников: официально установлен он был к празднованию великим князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, в 1164 году.

Первые иконописные изображения праздника Покрова Пресвятой Богородицы относятся к 12 веку, но первые иконы праздника на Русской земле, дошедшие до нас, датируются 13-м столетием. И сразу мы встречаемся с двумя изводами: Новгородским и Суздальским.

Новгородский извод отличает условная симметричность изображения. В центре композиции Божия Матерь с воздетыми в молитве руками (тип Оранты – молящейся Богородицы): этим показывается Её забота о людях, о Церкви Христовой, Её предстательство за род человеческий. Богородица стоит на облаке над затворенными (символ Приснодевства Пресвятой Богородицы) царскими вратами храма. Ещё выше, как бы над облаком (в видении Даниила с облаками небесными «шёл как бы Сын Человеческий» (Дан.7:13) Сам Господь Иисус Христос, благословляющий людей Своих.

По краям изображены ангелы, держащие омофор, распростирающие его над землёй, покрывающие Церковь Божией милостью. Красный цвет омофора символизирует божественный огонь (как писал о том прп.Серафим Саровский: «Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы», так же «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29).  Покров же сам со времен Ветхого Завета означает милость, заботу: «Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления» (Пс.31:7). В то же время покров (омофор) напоминает радугу – символ Божьего благоволения и примирения Бога с людьми (Быт.9:13).

В среднем ряду изображены святители с руками, протянутыми в молитве (слева) или покрытыми одеждами в знак смирения перед Богом и Его Матерью (справа, иногда справа изображены ангелы в том же положении). Внизу слева мы видим на иконе апостолов и Крестителя Господня Иоанна (со свитком в руке), справа – блаженный Андрей, Христа ради юродивый, ученик его Епифаний и святые мученики. Взоры всех святых обращены на Богородицу и на Христа Бога.

Суздальский извод во многом отличен от Новгородского. Прежде всего, Пресвятая Богородица Сама держит омофор, чем выделяется Её личная роль в деле молитвенного заступничества, роль Ходатаицы за людей. Такое положение напоминает так же сцену жертвенного подношения Богу, как, например, изображение Авраама, подносящего хлеб Трем Ангелам. Она так же показана выше всех как Мать воплотившегося Бога, «превысшая небес». Вместе со святыми Она являет Церковь небесную. А внизу мы видим Церковь земную, воинствующую, только стремящуюся к Церкви Небесной.

Позади Божьей Матери находится киворий – элемент храмовой принадлежности, балдахин, сень, устанавливаемая над святым престолом. Киворий символизирует невещественную Божественную Скинию, Божью Славу, спасительную благодать, служит местом особого присутствия Божия. Вместе с тем полусферический покров, составляющий сень, символизирует Небо. Уместность такого обоснования оправдана Священным Писанием, аллегорически сравнивающим небо с натянутым шатром (Пс.103:2). Небо же является местом особого проявления Божьей благодати. Киворий как бы восполняет отсутствие в изображении Христа. Ещё один красный покров, растянутый между храмом и колонной символизирует Божественный покров вообще, Божий промысел.

Внизу по центру изображен прп. Роман Сладкопевец. Появление его на этой иконе объясняется тем, что сам он служил в константинопольском храме во Имя Божьей Матери, и однажды сподобился Её явления, вдохновленный которым, он записал известное песнопение «Дева днесь Пресущественного рождает». В левой руке Сладкопевца – развернутый свиток. На свитке – фрагмент текста его творения (на некоторых иконах на свитке начертано: «Дева днесь Пресущественного рождает»; на других могут быть зафиксированы другие слова: «Дева днесь предстоит в Церкви»). Правая рука воспроизводит жестикуляцию регента хора. Вероятно, этим акцентом подчеркивается: в восхвалении участвуют представители не только земного хора, но и Небесного.

Икона праздника в нашем храме сочетает в себе элементы обоих изводов, что характерно для иконописных изображений более позднего времени, в том числе для 19 – начала 20 веков, к которому времени и относится наша икона. Богородица Сама держит омофор, но над Ней изображен Спаситель. По обеим сторонам Её ангелы и сонмы святых – Небесная Церковь, внизу – Церковь земная со святым Романом Сладкопевцем по центру храма, ко времени событий уже почивший (жил в 5-6 вв.), но в своих песнопениях (и духом своим) как бы всегда присутствующий с земной Церковью.

Рядом с Романом Сладкопевцем свт.Тарасий Константинопольский, под предводительством которого был созван 7 Вселенский Собор, утвердивший иконопочитание, современник описываемых на иконе событий. Чуть поодаль стоят византийский император Лев VI Мудрый, в чье правление произошло событие Покрова Богородицы, с кем-то из императриц (фигура подписана неразборчиво). Император изображен с нимбом, хотя Церковью он не канонизирован. Возможно, в сознании писавшего икону произошло наложение фигур двух императоров с именем Лев, из которых Лев I Великий (правил в 457-474 гг.), действительно является святым Православной Церкви.

В нижней части иконы справа изображены Андрей, Христа ради юродивый, указывающий на Богородицу, со своим учеником, а так же очень загадочный сюжет: Пресвятая Богородица склоняется над святой с именем Фамарь. Возможно, это та Фамарь, потомком которой был святой царь и пророк Давид, и таким образом здесь также показывается цепочка домостроительства Божьего, потому как Христос рождается от Пресвятой Девы Марии из рода Давидова. Как мы видим, икона полна богословских смыслов.

На полях помещены архангел Гавриил и семь святых, особо чтимых заказчиком этой иконы: в самом верху напротив друг друга – архангел Гавриил и праведная Анна, матерь Богородицы (в правой части иконы), непосредственно связанные с Пречистой, ниже по левому краю (вниз) – свт. Иоанн (скорее всего Златоуст), равноапостольная Ольга, прп.Мария Египетская; справа (вниз) – мч.Антонида, мч.Анисия, мч.Татиана. Фокус внимания всех устремлен к центру композиции и, прежде всего, к Пресвятой Богородице.

По словам преподобного Ефрема Сирина: «Небесная Царица — первая и высшая Ходатаица наша пред Сыном и Богом Своим, неусыпное и непостыдное наше Предстательство, Покров всего мира, Подательница всех благ, утешение, прибежище и спасение наше». Поэтому каждый верующий может от чистого сердца взывать к Ней: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla