Наверх На главную

	Ромашковая обитель

Два месяца собирался я в эту поездку. Все что-то «не пускало»: неотложные дела, обязательства перед родными. Уже потом, побывав «у Параскевушки» - в женском монастыре в Мордовии, построенном в XIX веке во имя святой великомученицы, - понял: не было должного духовного настроя. А загорелся этой поездкой после того, как услышал рассказ прихожан храма преподобного Серафима Саровского, что в Златоусте. Они заезжали в Параскево-Вознесенский женский монастырь на ночлег во время паломничества по святым местам Центральной России.

 

Смотрите фотогалерею >>>

Говорили о необыкновенном радушии немногочисленных сестер во главе с игуменьей Ангелиной. Восторгались неописуемой красотой храмов и других монастырских построек, представляющих архитектурную ценность и утопающих в зелени роскошных лип и елей. Поразило паломников обилие кустов с розами, украшающих территорию на редкость ухоженной и обустроенной обители. А еще - умилила скромность клумб, белеющих одними ромашками, любимыми цветами настоятельницы. Кто-то, троекратно с молитвой окунувшись в святой источник, расположенный рядом с монастырем, почувствовал значительное улучшение здоровья. Иные с трепетом и благоговением поведали, что поздно вечером, гуляя по этому, «воистину райскому месту», слышали, как среди пронзительной тишины явственно пели ангелы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

На поклон к Параскевушке

Потом мне стало известно, что верующие златоустовцы вновь ездили в эту обитель. На этот раз - на многодневное послушание. Побывала там, в частности, одна бездетная пара. Супруги «выпрашивали дитя» усердными молитвами перед двумя чудотворными иконами, влекущими сюда множество богомольцев из разных уголков России. А также омовением водой трех тамошних источников, о чудесных свойствах которой говорят далеко за пределами Мордовии. По преданию, великомученица Параскева покровительствует брачным узам и деторождению, способствует здоровому возрастанию младенцев. Потому перед ее чудотворным образом, находящимся в монастыре, молятся, прежде всего, об установлении любви и согласия в семье, избавлении от бесплодия, о здоровье детей. Начиная с Года семьи, пришедшегося на 2008-й, как мне сказали, увеличился поток паломников сюда. Особенно в июле, к новому православному празднику в честь муромских святых, благочестивых супругов князя Петра и княгини Февроньи, посвященного основной ячейке общества. Его символом названа ромашка. Как раз море ромашек удивляет паломников в этом монастыре, затерявшемся в лесу. Еще одним «доводом» в пользу поездки в «райское место» под городом Рузаевка стали размышления над признаниями одной женщины, ездившей туда послушничать.

За исцелением души

- К Параскевушке я поехала лечить больную душу, - начала исповедальный рассказ Нина (так назову ее), женщина средних лет, замужняя. - Живу во втором браке с мужчиной, с которым меня связало время тяжелых испытаний и невзгод. Развод с первым мужем и судебные тяжбы о разделе имущества вымотали все нервы и довели до физического изнеможения. Второй муж, хотя и сам хлебнул немало лиха, стал для меня крепкой опорой. Он привнес в мою жизнь долгожданное спокойствие, надежду на счастье. Уверовав, что он мне послан Богом, венчалась с ним. Мы стали строить дом, укреплять хозяйство. Я начала ходить в храм, а затем и служить в одном из приходов города казначеем. И тут с моей душой начало твориться что-то неладное. Причина, видимо, в том, что в прежней моей безбожной жизни я часто обращалась к экстрасенсам, гадалкам, занималась медитацией. И не выкорчеванные остатки той духовной болезни сказались, когда стала подлогу находиться в храме: бесы то и дело ввергали меня в полуобморочное состояние, мешали молиться, не давали причащаться. Батюшка замучился со мной. По совету духовника сменила место работы. И вот теперь тружусь на одном из солидных предприятий города. Окружают меня хорошие люди. Между тем состояние моей души не улучшилось. Одолевали искушения, нападало уныние, случались нервные срывы. И самое страшное: возникло и усиливалось разобщение с мужем. Мне казалось, что у нас стало меньше взаимопонимания, общих мыслей и устремлений. И на этой почве стала чувствовать предательское охлаждение к нему, греховное влечение к другому человеку, работающему вместе со мной. И вот с этой болью, с этой растревоженной раной в душе отправилась в монастырь. Пробыла на послушании десять дней. Выполняла всю работу, которая мне поручалась. Скажу честно: подчас физически было невмоготу. Но я терпела, чтобы обрести покой и мир в душе. Сейчас рано говорить, насколько монастырь помог мне: внутренняя смута пока не преодолена. Но ярких впечатлений привезла много. От общения с некоторыми сестрами, от дивного свечения куполов и величия храмов, от посещения здания и келий, где живут монашествующие. Голубоватый свет длинного коридора по сей день озаряет мою душу. Очень надеюсь, что небесполезными были мои слезные молитвы, купание в целебных источниках…

 

	Ромашковая обитель

За духовную поддержку монастыря монахини неустанно молятся о здравии архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия (ныне митрополита)

 

С другой жительницей Златоуста, просившей никак не называть ее, разведенной женщиной, приезжавшей потрудиться в эту обитель, я беседовал в самом монастыре. Разговоры были короткими, поскольку с утра до позднего вечера с перерывами на богослужения и трапезы смиренная и усердная искательница Бога выполняла разные послушания. Невзирая на усталость, она буквально светилась от внутреннего умиротворения и благоговения. И этим явила совершенно иное, чем у Нины, отношение к уходу из мира, пусть временному. При этом настоятельно просила ничего не писать о ней, также искавшей в монастыре ответы на «больные» вопросы.

Диалог сердец

Я приехал в эту обитель тоже не из праздного любопытства. К 50-ти годам не избавился от некоторых «тупиковых проблем». К моему удивлению, ежеминутно занятая настоятельница (на ее плечах, кроме обычных обязанностей, ремонт и реставрация помещений, строительство колокольни) уделила мне более часа для исповедальной беседы. Много душеполезного услышал я от умудренной жизнью и духовным подвижничеством женщины. К слову, она имеет два высших образования, в светской жизни работала руководителем, была замужем, но отдала предпочтение служению Богу и его чадам. Говорили мы и об ее красивом, но хлопотном «хозяйстве».

- Когда меня поставили настоятельницей, с прежней игуменьей ушло большинство сестер, - поделилась матушка Ангелина. - Малым количеством насельниц сложно содержать монастырское хозяйство. Оно включает, кроме монастырских зданий, огород, скотный двор, пасеку, сельские угодья, подворья и часовни. Приходится нанимать рабочих, в том числе ремонтников и строителей. Трудность в том, что многие из них не понимают: благословение, безропотное и точное выполнение послушания - верный залог успеха в монастырских работах. Слава Богу, почти каждый день приезжают на послушание паломники, оказывают нам неоценимую помощь. Благодарны мы и попечителям из числа богатых людей и руководителей.

 

	Ромашковая обитель

Матушка Ангелина - непререкаемый авторитет среди насельниц и послушников

 

За духовную поддержку монастыря настоятельница молится о здравии архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, других архиреев, приезжающих сюда постоянно. А в 2000 году монастырь удостоил своим посещением Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

- К нам на постоянное служение «приписан» батюшка Сергий, по его молодым годам довольно ревнивый в богослужении. Но жизненного и пастырского опыта ему недостает.

В отце Сергии, худом и невысоком, действительно, внешне больше от юноши, чем от мужа. Я послушничал под его началом: протирал настенные росписи, помогал строителям. Меня тронули его человеческое обаяние, удивительная скромность. Между тем в запачканной краской рабочей одежде он напоминал, скорее, подмастерья, чем прораба, роль которого определила ему на стройке матушка Ангелина. О скором «возмужании» своего помощника она неустанно молит Бога. И о появлении в обители второго священника, более зрелого возраста.

 

	Ромашковая обитель

Красивые храмы в обрамлении богатой зелени делают это место поистине «райским»

 

А закончился наш разговор с ней вопросом о цветах, ароматом которых благоухает вся обитель.

- Глаза больше радуют розы, а для сердца милее ромашки, - улыбаясь и просияв, ответила матушка игуменья. - Не раз слышала, как наш монастырь называют Ромашковой обителью. Под сводами наших храмов, ставших для близлежащих сел приходскими, нередко венчают молодых. В подарок им мы дарим букеты из ромашек. И это не в связи с новым праздником семьи, а по заведенной несколько лет назад традиции. Пусть этот скромный цветок крепче соединяет сердца любовью, дарованной Богом.

Благодатные слезы

Если в первые часы не мог налюбоваться великолепием старинных храмов, удивительным ансамблем из деревьев разных пород, кустарников и клумб на обширной монастырской территории, то затем с ненасытной жаждой впитывал очищающую душу атмосферу «Ромашковой обители» - участвуя в богослужениях, исповедуясь, причащаясь, беседуя с монашествующими сестрами. Ну а сбросить груз суетливой мирской жизни, очистить помутненный внутренний взор помогло купание в источнике святой Параскевы. Температура в нем + 4 градуса, но сковывающего холода воды не чувствуешь, если перед тем, как войти в купальню, прочитаешь кондак великомученице, а перед каждым окунанием - перекрестишься с короткой молитвой к Господу. После купания у меня улучшилось зрение, изрядно «посаженное» компьютером, перестала болеть голова, исчезла усталость от суточной поездки в плацкартном вагоне. Все дни, что находился в монастыре, наблюдал непрерывное пришествие на источники людей, желающих исцелиться, омолодиться, поправить здоровье в целебных водах, в которых, как свидетельствуют лабораторные исследования, совсем нет бактерий. Многие выходили из купален с искрящимися не только каплями на лице, но и слезами на глазах. Даже в темное время суток подъезжали машины с жаждущими благодатного участия целительницы Параскевы и других святых, именем которых названы источники.

О многочисленных чудесных исцелениях на них рассказала мне старшая сестра Наталья, правая рука настоятельницы. Одно из ее многочисленных послушаний - уборка купален в преддверии ночи. Время для разговора у послушницы появилось благодаря тому, что из Рузаевки приехали на два дня девушки-студентки, первым поручением которых и стало мытье лестницы к источникам и купален.

- Главным условием восстановления здоровья является, разумеется, вера, - тихо и проникновенно завершила свой рассказ Наталья. - И любовь к Богу, без которой мы не можем в полную силу любить себя и ближних.

Потом, в другом разговоре, она призналась, что только любовью спасается от безмерных трудностей монастырской жизни, скорбей и людского непонимания. На все отвечает любовью, даже если это насмешки, оскорбления, хула. И за это имеет благодатную поддержку от Господа и святой Параскевы, духовную радость.

Не меньше благодатных явлений и исцелений зафиксировано подле чудотворных икон. Кроме образа святой мученицы Параскевы, обитатели монастыря и приезжающие богомольцы особо почитают старинную икону Божьей Матери «Несущая спасение», больше известную под названием «Благодатное небо». Она находится в том храме, где шел ремонт. Умиленно взглядывая на этот чудотворный образ, я легко «оседлал» лестницу-стремянку и с успехом старательно смывал строительную пыль с изображений святых, Спасителя и Богородицы.

От поругания - к возрождению

Как гласит предание, в XYIII веке некоему солдату родом из Рузаевки, страдающему болезнью ног, во сне явилась прекрасная женщина в голубом одеянии, держащая в руке крест. Пообещала исцеление и велела найти ее иконописный образ в лесу, на источнике, близ деревни Пайгарма. Неожиданно выздоровевший служивый исполнил волю святой Параскевы и над источником, явившим целебную силу, с помощью местных жителей поставил часовню. Монастырские постройки появились лишь спустя сто лет. И также благодаря чудесным видениям трем местным мужикам. Их поддержали городские благотворители и церковные власти. Монастырь обустраивался подвижничеством поначалу небольшого количества инокинь. Ну а в каменные «одежды» он облачился, когда стал одним из крупнейших в епархии. Много сделали для возрастания благодатного влияния обители на жителей окрестных деревень и городов, странников и паломников, а также для поддержки голодающих в лихолетья игуменьи Параскева, Евпраксия и другие. В Гражданскую войну здесь размещался штаб Первой революционной армии, затем оборудован был госпиталь, в котором за раненными ухаживали монахини. Их вскоре разогнали. Большевики осквернили храмы, взорвали колокольню. В советское время здесь квартировала медицинская часть оборонного ведомства. Монастырские здания использовались большей частью под склады медикаментов. В перестройку их вернули Русской православной церкви. И началось трудное, но благодатное возрождение обители.

 

Смотрите фотогалерею >>>

Валерий Еремин. Фото из архива монастыря.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla