Наверх На главную

	«Всего мира Надежда и Утешительница»

Ежегодно большое количество православных верующих совершает паломничество к месту явления Табынской иконы Божьей Матери в Башкортастане. В Табынский край на Святые Ключи, что под городом Красноусольском, приезжает также много южноуральцев, в том числе миасцев и златоустовцев.

Табынскую икону Божьей Матери называют самой загадочной в России. Чтобы прикоснуться к этой святыне, очиститься душой и исцелиться телом в местах чудесного обретения иконы, тысячи православны христиан отправляются в 9-ую пятницу после Пасхи в неблизкое паломничество за Уральский хребет.

Написание образа Табынской Приснодевы относят к X - XIII векам и считают списком некой древней иконы, имевшей хождение в Хазарской епархии и послужившей одновременно «прародительницей» известной иконы Казанской Богоматери. Характер письма византийский. Своим темным желто-коричневым тоном она подобна древней святыне Москвы - Иверской иконе. Табынскую называют еще «явленной»: она трижды в разные времена являлась народу, причем всякий раз в одном и том же месте - в Табынском крае. Первое явление относят к концу XYI века - на камне возле соленых ключей, бьющих из скалы и впадающих в речку Усолку. Это место давно уже называют Святыми Ключами.

Табынской Богоматери поклонялись еще древние христиане, потому она чтима и старообрядцами. Но более всего почитают эту икону казаки, пришедшие вслед за русскими монахами в Табынский край. Она стала святыней Оренбургского казачьего войска. В чудотворную силу иконы верили во все века ее нахождения в Табынске. Но особо почитаемой как чудотворная она стала в XIX веке, когда спасла от холеры жителей Оренбурга, до ее приношения в город тысячами умиравших от эпидемии.

До и после этого подле Табынского образа исцелилось множество народа, о чем имеются многочисленные документальные свидетельства. Икона спасала от засухи и пожаров, способствовала прекращению народных волнений, приносила победы в праведных сражениях. Иными словами, молитвенное обращение к Табынской Божьей Матери имело чудесную силу.

С Белой армией Табынская икона покинула пределы России. Ее видели в Харбине, затем в Шанхае и Пекине. Далее следы чудотворного образа теряются. Одни исследователи считают, что икона находится в запасниках Ватикана. Другие - в частных коллекциях в Америке или Австралии. Сегодня православные христиане поклоняются копиям Табынской святыни, многие из которых признаны весьма точными и благодатными.

	«Всего мира Надежда и Утешительница»

Крестный ход с чудотворным образом

 

В сознании многих верующих Табынской иконе Богоматери отведена особая мистическая роль. Согласно преданиям, ее величественный Божественный промысел откроется, когда наступят последние времена. Недаром в акафисте митрополит Санкт-Петербургский Иоанн, почитаемый как святой старец, написал: «Радуйся, Похвало Табынская и всего мира Надеждо и Утешение»…

К месту первого и второго явления Табынской иконы Божьей матери - Святым Ключам - много десятилетий совершаются массовые паломничества и крестные ходы. Среди множества паломников всегда немало и жителей нашей области.

Корреспондент сайта поехал вместе со златоустовцами. Четыре автобуса и три маршрутные «Газели» выехали из Златоуста рано утром. Через восемь часов этот многочисленный «десант» высадился в селе Табынском, что недалеко от Стерлитамака. Здесь в здании бывшего храма (к прискорбию местной общины и паломников оно до сих пор не возвращено Церкви и принадлежит консервному заводу) состоялся молебен. Так сказать, «на птичьих правах». Хотя здание и являет собой грустный пример равнодушия властей к величественной истории местного православия, здешние верующие, как могли, обставили его для торжественного случая. Под звон колокола вынесли одну из новых копий Табынской иконы Богоматери. Вместе с ней крестный ход двинулся в сторону Красноусольска.

12 километров шли по асфальтовой дороге под палящим солнцем. Вслед за иконой, которую несли казаки. По старому обычаю, приносящему особую благодать, многие обгоняли икону и становились перед ней на колени в длинную цепь. Известны многочисленные факты исцеления больных, над которыми проносили Табынскую Богоматерь. Но, как правило, помощь приходит на пятый, десятый, пятнадцатый раз, а потому жаждущим благодатного участия приходится то и дело обгонять процессию.

В Красноусольске икону оставили на ночь в местном храме и отправились к Святым Ключам, куда следующим утром ее доставил другой крестный ход - еще более массовый. Здесь уже стояло множество автобусов и легковых авто из других городов и регионов, разворачивалась торговля церковной утварью и продуктами. Паломники шли к пещере, где явилась Табынская святыня. Молились и читали акафист возле священной скалы с гротом. На ее уступах ставили иконки и зажженные свечи. Затем поднимались по бетонной лестнице к небольшому храму на холме. На площадке возле него выстроились длинные очереди исповедников к священникам. Одновременно в купальне на реке Усолке, напротив источников, шло целебное омовение верующих в освященной воде (всегда очень холодной). В двенадцать ночи началась первая Литургия. Затем вторая, третья. Богослужения продолжались всю ночь и транслировались по громкоговорящей связи на всю округу. Те, кто исповедался, принимали Святое Причастие. Искупаться нужно было до него, а это, если учесть, что вечер и ночь были прохладными, ветреными, стоило больших усилий духа и воли. Однако сотни верующих, крестясь, спускались в купальню и трижды окунались.

Устав с непривычки за время крестного хода, я не был готов ни к исповеди, ни к купанию, ни тем более к причащению Святыми Таинствами. Делал неоднократные попытки встать в очередь на исповедь, но что-то всякий раз отвлекало. Дважды подходил к купальне, но дрожь пробирала при одном виде заходящих в ледяную воду людей.

Во время ночного бдения (уснуть в «Газели» не удалось) думал о вечном, о суетности и греховности мирской жизни. Мысленно каялся в своих грехах. И ясным утром светлого праздника Табынской Божьей Матери отправился на Исповедь, продолжавшуюся у храма. Без труда отстоял очередь и покаялся перед молодым священником, отпустившим мне грехи. С легкой душой отправился купаться. Жара нарастала, а потому разделся и подошел к воде без трепета. Однако само купание, хотя и было коротким, вызвало внутри тела бурю бодрости и эмоций. Выскочил из воды, радуясь ожидаемой благодати и своей решимости.

Затем с берега наблюдал, как купаются другие. Поразила такая картина. Женщины в сорочках (по православному обычаю) заходили в воду смело, окунались с головой. Дамы в купальниках (таких было немного) со страхом преодолевали несколько ступенек, погружались до пояса и тут же выскакивали назад. У мужчин длинных очередей к купальне не было: они быстро окунались и выходили из воды. Одна супружеская пара из Златоуста раз пять отважилась искупаться.

Благодать чувствовалась во всем: в настроении большинства людей, приехавших сюда их разных уголков страны, в архиерейском богослужении, в котором участвовали монахини здешнего монастыря и более десятка священников, в том числе церковных иерархов, в духовном пении и чтении молитв по громкоговорящей связи. Люди заряжались духовной энергией для преодоления предстоящих трудностей, обдумывали и наполняли новым смыслом свою жизнь. Набирали святой воды из ключей. Многие выстояли многочасовую очередь в гроте к источнику на месте явления чудотворной иконы. Если в толпе начиналась перебранка и ругань, святая вода переставала течь. Только общая дружная молитва позволяла ключу вновь забиться.

В этой поездке еще более утвердился, что любовь к Богу наилучшим образом приходит через любовь к ближним людям и усердную молитву во время внутреннего сосредоточения и смирения. За шестнадцать часов поездки в «газели» явственно почувствовал эту любовь верующих земляков, выразившуюся в предупредительной заботе друг о друге, удивительном терпении, освященном кроткой молитвой.

У южноуральцев есть особый повод почитать Табынскую икону. По преданию, во второе обретение над этой святыней надругались три пастуха-башкира. Они сразу же ослепли и незамедлительно начали каяться. Самый младший из них каялся больше других, моля со слезами Русского Бога простить страшный грех. Омыв глаза водой из ключа, он первым прозрел и потом всю свою жизнь сопровождал чудотворную икону, претерпевая подле нее неимоверные трудности и испытания. Прожил 130 лет и умер под Челябинском, где и был похоронен.

 Фото Александра Заева

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla