Наверх На главную

	Намоленная земля, стержень добра в мире

Рассказ настоятеля миасского храма Богоявления протоиерея Игоря Рысенко о паломнической поездке на Святую Гору Афон

Смотрите фотогалерею. Часть 1 и Часть 2 >>>

Об этой поездке я мечтал много лет. Но постоянно откладывал сборы - хотел почувствовать на это волю Божию, ведь не туристом хотел ехать, не просто паломником, а чтобы с особой пользой для души, для жизни. А как иначе, если гора Афон - святая земля, политая потом и кровью многих-многих подвижников, даже неизвестных Церкви, но известных Богу. Если слышал, что кто-то из священнослужителей или знакомых собирается на Афон или побывал там, испытывал легкую грусть о том, что мое время еще не пришло. Успокаивал себя тем, что, когда Господь благословит, то и у меня все сложится. Так и получилось в этом году. Обстоятельства сложились так удачно, что я увидел в этом Промысел Божий. Нашлись и спутники, и принимающая сторона уведомила, что ждет нас. Вместе с пятью спутниками, среди которых был и мой старший сын, отправились в поездку.

Говоря о ней в целом, подчеркну: все прошло очень хорошо, без препятствий и особых сложностей, как и бывает, когда благословит Господь. Долетели до столицы, пересели на самолет «Москва - Салоники». В греческом аэропорту нас ждал автобус, который довез до города Уранополис, расположенного на краю материка, как раз напротив Афонского полуострова. Гора Афон не просто была видна с берега, ее благодатное дыхание ощущалось на всем побережье и в городе, в гостинице которого мы провели ночь. Некоторые из моих спутников от ощущения этой благодати не могли заснуть - настолько были взволнованы. Я же, наоборот, на удивление не испытывал ни малейшего волнения. То ли я был спокоен от того, что осознавал: все складывается по воле Божией. То ли действие благодати успокоило меня. Все треволнения, сомнения, страхи вдруг улетучились. Такое было ощущение, что я приехал в соседний район, в соседний город. А вернее: вернулся домой, на родную землю с чужбины, где долго пребывал в трудных делах, в напряжении и излишней суете. Сердце успокоилось, мятущиеся мысли пришли в порядок.
Поселились мы в греческом (раньше он был сербский) монастыре Святого Павла. Среди насельников - немало русских и русскоговорящих монахов. Не только с ними, но и с греческими братьями мы легко находили общий язык: многие из них понимают русский, владеют английским.

Все одеваются очень скромно, непритязательно. По их примеру я носил безрукавку, подрясник и легкую греческую скуфейку, приобретенную в тамошней лавке. Снял наперсный крест - носить его священнослужителям на Афоне не принято. Хотя он и был деревянным, чтобы не блистать позолотой, я внял доброму предупреждению о том, что меня с крестом на груди будут воспринимать как игумена монастыря.

Богослужения мы посещали в основном в монастыре, в котором жили, поскольку день посвящали паломническим переходам и поездкам. Возвратившись к вечеру, немного отдохнув, шли на ночные и утренние службы. У меня была мысль в последний наш день на Афоне, в воскресенье, в праздник Всех Cвятых, отслужить литургию в одной из домовых церквей (там таких несколько в братском корпусе), собрав на службу русских монахов и моих спутников, у которых накануне принял исповедь. Но игумен монастыря не благословил, объяснив тем, что в большой церковный праздник лучше помолиться соборно. И он, конечно, был абсолютно прав.

Богослужения проходили на греческом языке, большинство песнопений мы не понимали. Но я и мой сын, некогда служивший пономарем, зная структуру литургии, хорошо представляли, о чем читается и поется в той или иной ее части. Казалось, вместе с молитвословиями и души всех участников службы, пронизанные благодатью, возносились к небу. Само унисонное пение, чтение речитативом настраивало нас на общение с горним миром. Очень красивые, неспешные и продолжительные у них службы. Как известно, монахи никуда не торопятся, в молитвах - смысл их жизни.
За пять дней пребывания на Святой Горе мы побывали в десяти монастырях и скитах, в столице Афона Карее. От посещения русского монастыря во имя святого великомученика Пантелеймона отказались по ряду причин. Услышали, что летом там неохотно открывают храмы для паломников, не показывают святыни. Может, оно и не так, но не стали рисковать, чтобы не потратить зря время и силы. И направились в те места, где, точно знали, нас хорошо примут, впустят в храмы, покажут святыни, являющиеся большой ценностью для всего православного мира.

Так, посетили мы знаменитый Андреевский скит, прежде принадлежавший русским монахам. В последние годы его состояние было ужасным. Сейчас греки понемногу восстанавливают это святое место, где возвышается самый большой на Афоне храм в честь Первозванного апостола Андрея. В нем мы с сердечным трепетом приложились к ковчегу с мощами святого апостола. Еще бы: увидели голову ученика Христа, проповедовавшего Евангелие на древней Руси. И в других монастырях и храмах нашим очам предстали многие святыни. В том числе широко известные иконы, например, чудотворные образы Иверской Божией Матери и Всецарицы. Напомню, икона Богоматери «Всецарица» очень почитаема православными - в основном потому, что, молясь перед ней, многие излечивались от рака. Посчастливилось нам приложиться и к поясу Божией Матери. Когда его привозили в Россию, тысячи людей выстаивали многочасовые очереди, чтобы поклониться этой величайшей святыне. Нам же ковчег с ней принесли на подносе вместе с другими святынями. Все это - такая радость, такое счастье.

Здесь я увидел удивительные иконы, с которыми связаны удивительные события. Представьте, что значит увидеть оригинал известного во всем мире дивного образа и приложиться к Иверской иконе Божией Матери, появление которой на Афоне иначе как чудесным назвать нельзя. Рассказывают, что она приплыла по морю, по ночам от нее поднимался столб света. Монахи неоднократно на лодке пытались подплыть к иконе, но всякий раз она удалялась, не давалась в руки. И тут к самому опытному и почитаемому старцу Гавриилу явилась во сне Царица Небесная и сказала, что ему следует пойти за иконой по воде. Он, помолившись, так и сделал.
Среди чудотворных икон, к которым я прикладывался с особым благоговением, более всего меня поразила икона Святого Георгия Победоносца, находящаяся в болгарском монастыре Зограф. Прежде чем пересказать услышанную здесь историю ее обретения, поделюсь впечатлениями от посещения этой и другой обители наших братьев-славян - сербского монастыря Хиландар. Они находятся внутри полуострова, среди изобилия растительности, удивительно отличающего это место от материковой части Греции, где растет в основном кустарник. Отсюда не видно моря, это в дополнение к духовному борению оберегает насельников этих монастырей от соблазна искупаться, что здесь категорически запрещено. Сначала нам показалось странным, что за купание тут налагают штраф в 400 долларов и незамедлительно депортируют на материк. Потом поняли: купание - разновидность развлечения, притом связанное с оголением тела, поэтому оно неприемлемо для строгой монашеской жизни.

 

 	Намоленная земля, стержень добра в мире

 

Но вернемся к иконе, являющейся главной храмовой иконой монастыря в честь святого Георгия Победоносца. Икона довольно большая: по высоте - больше метра, в ширину - сантиметров 50-60. Необычное изображение: Георгий Победоносец предстает не на коне с копьем, поражающим дракона, как мы привыкли видеть его, а просто стоящим в доспехах и смотрящим на нас. Воин с суровым, строгим, аскетическим лицом. Икона старая, ей - несколько сотен лет. Возле нее на листе - краткое описание чуда, произошедшего с этим иконописным образом. Но монахи рассказали нам об этом чуде в подробностях. Приезжал в монастырь греческий архиерей, отличавшийся высокомерным отношением к монахам негреческого происхождения. Не поверив, что перед ним чудотворная икона, пренебрежительно ткнул пальцем в лик Георгия Победоносца. И тут его указательный палец прирос к иконе. Двое суток пытался архиерей оторвать палец от иконы, никак не мог, хотя и слезно просил прощения у святого. Прощения так и не получил, потому пришлось скальпелем отрезать подушечку пальца. С тех пор на иконе осталось небольшое уплотнение, свидетельствующее об этом чуде. Этот бугорок рядом с переносицей Георгия Победоносца сразу бросается в глаза, когда подходишь к иконе.

Не менее, если не более чудесна история появления этой иконы в монастыре Зограф. Был, рассказывают, монастырь в честь Георгия Победоносца в Палестине. Однажды игумену в тонком сне явился покровитель этой обители и велел срочно всей братией покинуть это место, взяв с собой самое ценное, бежать к пристани, сесть на корабль и плыть на Афон, где он сам укажет, что делать дальше. Иначе они все погибнут от рук большой банды разбойников, приближающихся к монастырю, который будет сожжен. Игумен, проснувшись, был озадачен: бесы ли его искушают или действительно посетил его Георгий Победоносец. Когда братия собралась на утреннюю молитву, он поведал о своем видении. Тут все услышали вскрик дежурного по храму, зажигавшего лампады подле икон. Подбежали и видят: нет храмовой иконы Георгия Победоносца, вместо нее - пустая доска. Изображение вместе с красками и левкасом переместилось неизвестно куда. Монахи поняли, что Георгий Победоносец первым покинул обитель, дав ее братии знак. Они поспешили к пристани и вскоре оказались на горе Афон. Тем времени на полуострове произошло похожее чудо. Трое братьев, отказавшиеся от наследования болгарского престола, принявшие постриг, организовавшие монастырь и построившие храм, не знали, в честь кого его освятить. Горячо молились Богу, чтобы он открыл им будущего покровителя этого монастыря. А чтобы это было очевидно для всех, изготовили доску под икону, на которой по своим горячим молитвам ожидали увидеть изображение того святого, в честь которого назовут храм и монастырь. И вдруг видят на ней Георгия Победоносца в виде воина, смотрящего с иконы. Тут в монастырь входят палестинские монахи и сразу же узнают свою родную икону. Рассказывают о случившемся болгарским братьям, после чего монастырь обрел и нынешнее свое название, и главную святыню, а братья-строители монастыря обрели и братию с игуменом в лице палестинских монахов.
Вот такие удивительные истории можно услышать практически в каждом монастыре Афона. С любой афонской святыней связана какая-то необычайная история, много чудес. Так, в монастыре Святого Павла меня более всего поразили не те святыни, которые широко известны: часть главы целителя Пантелеймона, большая частица мощей Иоанна Златоуста, частица Животворящего Креста Господня, которые нам выносили для поклонения. Они, разумеется, впечатлили, оставили в сердце неизгладимый след. Но еще более глубокий след оставили золотые изделия в виде монет или табличек с выгравированной древней арабской вязью. Три изделия вынесли в небольшом ковчеге со стеклянной крышкой. И тут мы узнаем, что это те дары, которые волхвы принесли только что родившемуся Христу. Вообще в монастыре 21 подобный предмет. Они хранились у Матери Божией. Перед своим Успением она раздала их верующим. Понятно, что те сохранили святыню, как были сохранены гвозди, которым прибивали Иисуса ко Кресту, терновый венец, копье, которым пронзили Его тело, многочисленные частицы самого Креста.

 

 	Намоленная земля, стержень добра в мире

 

Что касается посещения Святой Горы Богородицей, то это в основном предания. Согласно им, Матерь Божия плыла со своими спутниками в дальние страны проповедовать. На море разыгрался шторм. Корабль прибился к берегу горы Афон. Когда Богородица ступила на него, все существовавшие на полуострове языческие храмы и капища рухнули. С тех пор это удел Матери Божией, которую называют здесь Игуменьей Святой Горы.

Говорят, что Богородица многократно являла себя на полуострове. Наиболее часто рассказывают две истории. Одна гласит о том, будто бы один путник в темное время попросился в монастырь на ночлег, но его не впустили, сославшись на обычай, что с заходом солнца все монастыри закрываются. Действительно афонские монахи, живущие по древнему византийскому времени, считают день законченным, когда наступает темнота. Монастырские ворота закрываются. Не успел вернуться - ночуй подле ворот, в лесу. Конечно, на практике такое бывает не часто. Так вот, бедный путник стоит и плачет у закрытых монастырских ворот. И в слезах молится Богородице о помощи. Подходит женщина, подает ему золотую монету и велит снова стучаться, передать неуступчивым монахам эту монету со словами, чтобы не забывали, кто на полуострове хозяйка. Он так и поступил. Насельники, поняв, кто помогает этому страннику, в неописуемом трепете впускают его. Другой легендарный случай связан с отшельниками, проживающими в прикрепленных к отвесным скалам кельях-хижинах. Это место называется на Афоне Карули («Птичьи гнезда»). Много подвижников молятся там в одиночестве, редко общаясь даже с соседями, с хижинами которых связаны канатами. Изредка они идут в монастыри, чтобы попросить провизию, причаститься. В одном монастыре стали отказывать отшельникам в продуктах: мол, у самих голод, больше не приходите. Тут и явилась Богородица в виде обычной женщины, так же велела передать тем монахам, что святая гора не их, а Ее вотчина. Одумались скряги, после этого и голод в их обители прекратился.
В эту поездку нам не удалось встретиться с такими отшельниками. Надеемся, что в следующую удастся. Хотелось бы также подняться на вершину Святой Горы Афон. Нынче мы думали предпринять восхождение и отслужить литургию в храме, расположенном на самой вершине, но афонские монахи отговорили нас. В жару очень сложно, даже опасно для жизни туда подниматься узкими тропами по практически отвесным склонам. Если будет Господне благословение, и я вновь окажусь на Святой земле, наряду с посещением других монастырей постараюсь побывать и в русском Пантелеймовом монастыре. Он очень большой и красивый, с моря хорошо видно, как на нем идет большое строительство, в том числе высотных братских корпусов. Огромные деньги вкладывают в него украинские и российские меценаты и попечители.

 

 	Намоленная земля, стержень добра в мире

 

Посетили мы также столицу монашеской республики Карею. Это даже не городок, а поселение, состоящее из одной улицы и нескольких зданий. Есть в нем свое правительство, свой парламент. В центре - очень красивый древний храм. К слову, некоторые фрагменты росписи отсюда использовал Александр Кетросан, расписывая алтарь нашего храма.

Вернулись на материк благополучно, с подарками от гостеприимных афонских монахов. Сидим в Уранополисе в прибрежном кафе, заказали обед. Рядом море. Казалось бы, мы уже не на Афоне, можно искупаться. Но ни у кого из нас такого желания не возникает. Мы настолько переполнены сокровенными эмоциями и впечатлениями, что боимся расплескать это богатство в душе в каких-то, пусть даже маленьких удовольствиях. Сидим притихшие, одухотворенные. В глазах глубокая мысль, у каждого - своя. Перед тем, как отплыть на Афон, я пожелал своим спутникам, чтобы поездка была небесполезной, чтобы они вынесли из нее некие духовные ценности, которые помогут обогатить и изменить в чем-то свою жизнь.

Для себя я понял, что совсем по-другому смотрю теперь на Святую гору, лучше вижу смысл монашеского делания. Для современных людей монах - нечто отжившее, атавизм прошлых веков. Но если бы они всмотрелись, как монахи живут, как служат, как трудятся. Даже закаленный в церковной жизни человек долго на Афоне не продержится. Всю ночь афонские монахи молятся. Когда весь мир спит, развлекается, грешит, Афон в горячей молитве просит о спасении этого мира, его вразумлении. Афон - сердце цивилизации, в котором сконцентрирована духовная энергия. Ночью афонские монахи совершают молитвенное делание спасения мира, а день проводят в послушаниях. Когда они спят, никто не знает. Вся их жизнь - это горение, подвижничество. Удивляешься, откуда у них берутся силы на сельское хозяйство, вести которое в условиях гористой местности и отсутствия плодородной почвы (там сплошной суглинок и песок) ох как непросто. Но - удивительное дело - у них все растет: оливки, помидоры, фасоль, виноград, персики, абрикосы. И все потому, что они неустанно обрабатывают и поливают свои плантации. Картошку, крупы завозят с материка. Монахи на Афоне сами делают рахат-лукум, которым угощают паломников вместе с холодной водой и наперстком анисовой водки, быстро снимающей усталость, утоляющей жажду.
Весь день у них проходит в непрерывных и нелегких трудах. А пища - все время постная, даже рыба не разрешается. Питаются дважды в день - утром после литургии и вечером. В среду и пятницу вообще вкушают пищу раз в день. При этом у них на лицах нет уныния, злости, они, когда подходят к ним паломники, либо спокойны, либо приветливы. Чаще приветливы.

 

	Намоленная земля, стержень добра в мире

 

До сих пор перед глазами один монах из Ватапедского монастыря, француз. Он приехал на Афон больным раком в четвертой степени. Усердно молился перед иконой «Всецарица», и Господь по ходатайству Богородицы исцелил его. Тогда он из католичества перешел в православие, принял постриг. Когда он вынес нам Пояс Богородицы и по нашей просьбе стал прикладывать к нему для освящения предметы, которые мы принесли с собой, мы были поражены, с каким старанием он это делал - неторопливо, с крестным знамением, с целованием освященных вещиц. Глаза его излучали такую любовь, что все внутри переворачивалось от его проникновенного, наполненного нездешним светом взгляда. Он, как мне подумалось, на жизнь смотрит совершенно по особому, ценя каждый вздох, каждый день, любую возможность послужить ближним.

Глядя на афонских монахов, мне иногда казалось, что они - ангелы во плоти. Благодаря их неустанному служению Богу и людям вся афонская земля обильно пропитана Божией благодатью. И этой благодатью пропитались мы, вернулись с Афона с твердым желанием многое изменить в своей жизни.
Напоследок такая картинка. Когда мы сидели в кафе, к берегу стали причаливать теплоходы с туристами. Они, громко говоря, смеясь, заполняли прибрежные кафе, развлекали себя шутливыми разговорами. Я обратил внимание на их глаза - в них была пустота, душевный холод.

На Афон, как известно, женщин не пускают. Турфирмы так восполняют любопытство туристок: предлагают прокатиться на теплоходах, которые курсируют в 500-700 метрах от святой горы. На них часто звучит легковесная музыка, женщины полураздетые прохаживаются по палубам. А в это время на святой земле совершается монашеское делание. Вот такие контрасты, такие реалии извечной борьбы добра и зла.

 

Смотрите фотогалерею. Часть 1 и Часть 2 >>>

 

Записал Валерий Еремин
Снимки сделаны во время поездки протоиерея Игоря Рысенко и его спутников на Святую Гору Афон.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla