Вот и в миасском храме Богоявления 8 марта вечером служилась Пассия, оставившая глубокое впечатление в сердцах многих молящихся.
Чтобы рассказать о Пассии, обратимся к брошюре "Азы православия" священника Константина Слепинина.
Пассия – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.
Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста. За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма.
Кроме того, на Пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", которую поют во время целования Плащаницы Христовой. Перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий..." Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятии со Христом.
Настоятель храма протоиерей Игорь Рысенко произнес проповедь с поучением об Искуплении.
- Чувство человеческой жалости ко Христу и чувство озлобления по отношению к Его убийцам ошибочны, - сказал отец Игорь.- Вспоминим слова Самого Господа о том, что Он на то и пришел в наш мир, чтобы добровольно пострадать и дать себя во искупление многих. Именно Его добровольный подвиг не дает нам повода к унижающему этот подвиг чувству жалости. Христос сказал апостолу Петру в ответ на его слова о том, что не надо идти в Иерусалим на страдания: «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».
Отец Игорь говорил о том, каким должно быть наше покаяние. Привел в пример покаяние Иуды и апостола Петра. Иуда и предал Христа сознательно и раскаялся без чувств любви к своему Учителю и Господу. В результате - отчаяние и самоубийство.
А апостол Петр отрекся неосознанно, а желая только любой ценой остаться рядом со Христом. То есть, пошел на компромисс со своей совестью, что было ошибкой и нам уроком. В вопросах веры не может быть компромиссов. Но и покаялся Петр искренно и с чувством любви ко Христу. После Воскресения Христос вернул Петра в апостольское достоинство троекратным вопрошением: «Любишь ли ты Меня?». На что тот отвечал: «Да, Господи, Ты знаешь, что я тебя люблю".
Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист - Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что Пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.
Также и богослужение в Богоявленском храме Миасса затронуло внутренние струны души многих молящихся. Благодаря своему глубокому смыслу оно дало духовное успокоение и силы на продолжении поста.
Фоторепортаж Владимира Закатова
- Подробности
- Автор: Валерий Георгиев
- Категория: Святыни и чудеса
- Просмотров: 2258