Наверх На главную

26 и 27 сентября православные празднуют Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это – один из главных двунадесятых праздников христиан.

 На Всенощном бдении в субботу в храме Богоявления настоятель протоиерей Игорь Рысенко, одетый в фиолетовое облачение, вынес из алтаря Крест.  Молящиеся подходили и целовали святыню, а священник помазывал их святым елеем.

Во время общего поклонения Кресту прихожане пели тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Настроение светлой скорби и надежды охватывало молящихся:  вспоминались не только Крестные страдания Христа, но и живительная сила Святого Древа. 

Крест будет лежать на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание его отнесут в алтарь.

Как сообщают православные источники, праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то она тот час исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего. Когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма — она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. 

В воскресенье в храме, как обычно на великие праздники, народа было много. Много было и причастников. 

На проповеди  протоиерей Игорь Рысенко сказал:

«Для верующего сердца Крест Христов всегда будет крестом всесильным. Он - слава апостолов, крепость мучеников, твердыня мужей преподобных, четвероконечная сила, немощных здравие, воскресение мертвых, исправление падающих, умерщвление страстей, отгнание помыслов нечистых, основание благочестия, губитель бесов, погибель людей нечестивых, посрамление врагов в Страшный Судный день. Непобедимой, непостижимой, Божественной силой крест обладает только, когда это Крест Христов. Крест, на который Господь вознес грехи наши Телом Своим и пригвоздил их к нему, «чтобы мы, избавившись от грехов, жили для правды». Крест, на котором Сын Божий, пострадав и умерев человеческим естеством Своим, дарует нашему естеству возможность вечного блаженства и избавления от адских мук».

 И далее в проповеди говорилось:

«И Крест из орудия пытки и страшной мучительной смерти становится непобедимым и непостижимым оружием в борьбе со злом, мира непобедимого победою, мечом обоюдоострым, лествицей, возводящей от земли на Небо. Потому что на нем страдал и пролил Свою Пречестную Кровь Сам Бог, избавляя нас от клятвы (или проклятия), Сам сделавшись за нас клятвою.

И нам, чтобы беспрепятственно взойти по этой лествице и получить венцы нетления, чтобы суметь воспользоваться этим страшным для врагов оружием, необходимо услышать в самом сердце своем те слова, которые произносит Господь: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной». Спаситель не предлагает нам ношение Своего Креста, поскольку это невозможно для слабого и грешного человека, а, как бы раздробив Свой Крест на множество малых, дает их каждому из нас, чтобы мы, соответственно своим силам, смогли достойно и мужественно пронести свой собственный крест, возложенный на наши плечи Самим Господом. А чтобы эта ноша не казалась нам непосильной, мы должны научиться у Бога, что значит «отвергнуться себя». Это значит: отвергнуться от своей гордости и тщеславия, исторгнуть из глубины своей души все то, что ее отравляет, убивает, делает неспособной радоваться о Господе и жить соответственно своему высокому богоподобному званию. Научиться любить своего Создателя и Спасителя больше, чем кого бы то ни было, а, в первую очередь, больше, чем себя и соделаться достойными чадами благодати. Отвергнуться себя - значит, отказаться от своей воли, богоподобной по свободе выбора, но искалеченной грехом и поэтому более тяготеющей ко злу, нежели к добру. При этом знать, что Господь всем человекам желает спастись и в разум истины прийти, и что Он на то и пришел в мир, пострадал, умер на Кресте и тридневно воскрес, чтобы нам подарить наше воскресение из мертвых и чтобы мы имели в себе жизнь и жизнь с избытком благодати. Знать и помнить это, почаще вспоминать слова Спасителя в Гефсиманском Саду в час наших испытаний и лишений или когда мы не в силах осознать и принять происходящее с нами. «Не моя воля, но Твоя, Господи, да будет!».

«Невозможно получить Царствие иначе, как через Крест», - утверждает святой Иоанн Златоуст. И если это так, если мы, действительно, хотим пойти за Христом до конца, туда, где ждет нас вечное блаженство и слава, если мы действительно дети Божии - сонаследники Христа, то тогда мы должны подражать Ему во всем - и в жизни Его, и в Его смерти. Чтобы прославиться со Христом, надо сначала с Ним пострадать. «А иже Христовы суть - плоть распяша со страстьми и похотьми».

Поэтому, поклоняясь и лобызая сегодня Пречестной и Животворящий Крест Господень и поражаясь Величию Божественной Любви, явленной нам Распятым за нас, нашего ради спасения Христом - Жизнодавцем, отвергнемся себя, покрепче возьмем каждый свой крест как единственный залог нашего будущего блаженства и славы и пойдем за нашим Спасителем, имея свои сердца уязвленными любовью к Нему, подобно тому, как он был уязвлен за нас гвоздями и копием на Кресте. Аминь.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению!

Фоторепортаж Владимира Закатова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla