Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! «Светильник для тела есть око», - говорит нам с вами Господь сегодня в Евангелии (Мф.6,22). И продолжает: «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф.6,22-23).

Око и наше тело. Конечно, под оком разумеется, прежде всего, сердце наше, а под телом весь состав человеческой души. Поэтому усматривается прямая связь между телом и нашей душой. «Если око твое будет чисто («просто», на церковно-славянском), то всё тело твое будет светло». Что это значит? Бесхитростность, прежде всего. Как Господь говорит нам: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18,3). Нужны именно бесхитростность, простота сердца, когда человек воспринимает всё, без желания разглядеть какой-то подтекст, найти обман, неточность, не пытается найти то, чего нет в словах Божиих.

Если он верит в простоте сердца всему, что говорит ему Господь, чему учит святая Церковь, он живет в чистоте, в ясном понимании смысла своей жизни. И если согрешает, искренне себе в этом признается, идёт на исповедь и освобождается от собственных грехов. Вот эта простота и создаёт светлость тела: человек просветляется – и душа, и тело становятся светлыми. Нет в нём какого-либо закоулка, где бы что-то темное сокрылось. Бывает ведь и такое, что человек годами ходит на исповедь, а какой-либо грех продолжает хранить в своём сердце: по стыду или попытке самооправдаться. Знает, что это грех, но продолжает носить его в себе.

Такое сердце невозможно назвать простым, это уже лукавство, и лукавит человек, прежде всего, перед самим собой. Око лукавое не позволит душе этого человека стать светлой, освятиться благодатью Божьей, которая и просветляет сердце человека, делает его святым. А если человек лукавит перед самим собой, не хочет признаваться в своих грехах, не может или не хочет исправлять свою собственную жизнь, находя различные оправдания этому, не только душа его, но и тело становятся тёмными.

Кто-то начинает ругать Церковь, находя в ней недостатки, кто-то боится того, что, приняв крещение, он вынужден будет жить по заповедям Божиим, как будто в ином случае по ним не надо жить! И в этом он тоже лукавит. Люди прекрасно знают, что можно делать, а чего нельзя: совесть в сердце каждого человека Богом вложена изначально и всегда безошибочно подсказывает, когда мы что-то делаем не так.

Такое вот лукавое сердце не позволит человеку просветиться, и человек будет носить в себе грехи свои до тех пор, пока что-то не случится в его жизни, какое-либо потрясение, или горе, или болезнь, до тех пор, пока всё существо человека не будет потрясено, и человек увидит себя таким, какой он есть на самом деле и ужаснётся от этого. Бывает, что человек спохватывается очень поздно, когда уже случилось что-то непоправимое, когда механизм зла уже запущен и собирает свой плод смертоносный.

Вот поэтому нам с вами так важно помнить о чистоте своего ока, не лукавить, учиться нелицеприятно оценивать самих себя. Тогда не будет у нас времени и желания судить и оценивать поступки других. Кому мы можем быть судьями, если сами подсудны, сами грешники. Нам оправдаться бы самим перед нашим Творцом и Судией.

И далее Господь говорит нам в Евангелии: не пекитесь, то есть не заботьтесь о том, что вам есть, во что вам одеться – об этом пекутся и язычники, не знающие Бога люди. Посмотрите, говорит Господь, на птиц небесных: вот они летают в поднебесье и ни одна из них не падает на землю без воли Творца. Посмотрите на цветы полевые: они не трудятся, не прядут, говорит Господь, но даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как любой полевой цветок. И если эту траву полевую, которая сегодня растёт, а завтра будет сорвана и брошена  печь, Господь так одевает, не ужели Господь не будет заботиться о вас, маловерные. Вы же не можете себе росту на локоть прибавить, а у вас и волосы на голове все сочтены (мысли из другой части Евангелия, Мф.12).

О чем здесь Господь говорит? Неужели Он предлагает бросить всё в этой жизни, сесть и не участвовать ни в чём? Но если бы только на этом останавливалось бы Его слово, было бы непонятно. Но Он продолжает и говорит: ищите, прежде всего(!), Царствия Небесного, и всё это (земное) вам приложится. Прежде всего, говорит Господь, ищите Царствия Божия и правды его. Что это значит?

Здесь на земле Царства Небесного нет. Господь говорит, Царство Божие внутри вас есть. Это значит, надо сделать способным наше сердце вместить Царство Божие, чтобы оно жило внутри человека. Но без поиска правды Божией невозможно обрести Царства Небесного. Мы с вами хорошо знаем, что есть правда Божия: это закон Божий, который Господь дал нам, вложил в наше сердце, это исполнение заповедей, жизнь по правде. Даже люди нецерковные говорят: «жить по правде», «этот человек по правде поступил». Праведный человек – человек, живущий по правде, ищущий всегда этой правды.

Часто люди в Церковь приходят в поисках правды, они не находят её в этом растленном мире. Человек, стремящийся жить по правде, уверен, что не может такого быть, чтобы правды, справедливости не было, иначе тогда жизнь превратилась бы в ад. И когда приходят к нему мысли о Боге, приходит человек в церковь, он понимает – вот где правда! Там, где Бог, всегда правда.

В поисках правды человек спасется. Он ищет эту правду в своей жизни, соразмеряет слова и поступки с правдой Божией и таким образом спасается. Потому что он идёт по праведному пути, к Богу идёт. Но если сердце человека лукаво, он правды не найдёт. Такой человек всегда пытается найти обман, подвох, потому что привык сам так жить и думает, что все также живут. Только если открытым сердцем принимаешь слово Господне, когда стремишься жить по правде Божией, тогда  и на сердце легко и все становится простым и понятным. Правда всегда проста и немногословна. Ложь и лукавство наоборот, всегда изворотливы, говорливы и переменчивы.  

Посмотрите на детей: у них безмятежность на лицах, потому что они принимают всё чистым, открытым сердцем. Нам бы так научиться принимать слова Господа! Тогда наше сердце будет простым, спокойным, мирным. Смирение – это состояние мира на сердце. Святые имели такой мир и покой в своей душе.

Конечно, нам надо заботиться и том, что нам есть, во что нам одеться, но это не должно быть целью и смыслом нашей жизни, заслонять от нас главное – спасение души. Господь об этом говорит, Он говорит прежде всего искать Царствия Небесного, и всё остальное приложится. Если Господь о полевых цветах заботится, то и вам подаст и что поесть, и во что одеться.

Конечно, мы должны и на работу ходить, и выполнять свои семейные обязанности, но всё это должно строиться вокруг спасения души. И вся жизнь наша, и все заботы повседневные должны соизмеряться с правдой Божией. Господь не оставит, что подтверждается и нашим жизненным опытом. В самый нужный момент Господь протягивает руку помощи. Нам только об этом забывать нельзя.

А мы об этом забываем часто, отталкиваем эту руку помощи, думаем всё сделать своими силами («я сам», «я могу»). Но Господь говорит: Без Меня не можете творить ничего – в плане спасения своей души, в плане обожения, без Божией благодати мы ничего не можем. Всё происходит по воле Божией. И о птицах небесных, и о цветах полевых промышляет Господь, тем более о нас, которые более птиц и цветов полевых. Живы мы с вами, солнце нам светит, есть крыша над головой, еще один день жизни Господь нам подарил.  «Жив Бог – жива душа моя!» - писал когда-то поэт Державин.

Будем с вами, братья и сестры, размышлять над этими словами Божиими и соразмерять свою жизнь с правдой Его, и пытаться своё сердце совершенствовать до простоты. Не до умничанья какого-то или не до умственной простоты, когда о человеке говорят, что он недалёкий, а именно простоты сердечной, когда мы всё принимаем от Господа искренне, прямо и стремимся жить по правде Божией. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla