Страницы истории и культуры
Гавриил Романович Державин сегодня фигура почти забытая, но в 18 веке блиставшая на литературном небосклоне. Его стихи поражали современников своей силой и как будто монолитностью. Но и сегодняшнему читателю, а тем более православному человеку, он был бы интересен.
Ода «Бог», наверное, одно из самых могучих и сильных в «светской» поэзии размышлений о сущности Бога, Его энергиях, Его домостроительстве во вселенной. Нельзя не привести его полностью.
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный,
Без лиц, в Трех Лицах Божества!
Дух всюду Сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы нарицаем — Бог!
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, —
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света Твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Хаоса бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты Свет, откуда свет истек.
Создавый всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!
Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под Тобой.
Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед Тобой – как нощь пред днем.
Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, – и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною:
А я перед Тобой – ничто.
Ничто! – Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! – Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь – конечно, есть и Ты!
Ты есть! – природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть – и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! – в бессмертие Твое.
Неизъяснимый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
Это гимн Создателю, сотворившему весь и мир и человека, который в Божественном плане должен быть царём над тварью и богом по благодати! Автор не говорит о том, что послужило тому, что человек вынужден, будучи вершиной создания Божия, влачить подчас жалкое существование и умирать, но ему, как и любому православному человеку, это известно… Сама архаичность слога придаёт величие содержанию. Примечательно то, что эти строки были вдохновлены всенощной на Светлое Христово Воскресение в дворцовой церкви в 1780 году.
Исполнение оды «Бог» на Youtube, читает Константин Денисов: https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=p2FkMnwsahM
Никто больше в истории русской поэзии не написал ничего подобного о Боге! Причем в максимальном следовании Православному вероучению. При этом никакой дидактики – это живейшее чувствование поэта!
Он очень часто обращался к библейским сюжетам. Гавриилом Романовичем были написаны более двадцати переложений Псалмов Давидовых. И, опять же, в них живое чувство поэта: события в его жизни вызывали чувства и размышления, сходные с теми, что переживал царь Давид. Так и рождались стихотворные переложения псалмов. Например, «Праведный судия» (переложение 100-го псалма: «Я милость воспою и суд…») был написан им в Петербурге в 1794 году, когда он приехал туда после рассмотрения одного его дела в Московском департаменте Сената: Державин переживал и взывал к заступничеству Божию, ратовал за справедливость решения судей и милость Творца к нему.
Поэт давал новым произведениям примечательные названия: «Праведный судия» (1789, Пс. 100), «Истинное счастье» (1789, Пс. 1), «Помощь Божия» (1793, Пс. 120), «На тщету земной славы» (1796, Пс. 48), «Желание в горняя» (1797, Пс. 83), «Братское согласие» (1799, Пс. 132), «Утешение добрым» (1804, Пс. 71), «На безбожников» (1804, Пс. 52), «Надежда на Бога» (1807, Пс. 45) и т.д. Но главное в этом, что может послужить уроком для нас, он соизмерял свою жизнь со словом Божиим и старался следовать именно этому слову, так что даже мысли святых Божиих людей становились и его мыслями.
Отражались в поэзии Державина и сомнения его современников в Боге и вере. И здесь Гавриил Романович зачастую выступал как их учитель и мудрый наставник.
Во все времена человека охватывало сомнение в бытии Божием, в бессмертии души. Именно стремление преодолеть это сомнение вызвало стихотворение «Бессмертие души». Поэт утверждает:
Жива душа моя! и вечно
Она жить будет без конца;
Сиянье длится беспресечно,
Текуще света от Отца.
…
Но если нет души бессмертной:
Почто ж живу в сем свете я?
Что в добродетели мне тщетной,
Когда умрет душа моя?
Мне лучше, лучше быть злодеем,
Попрать закон, низвергнуть власть,
Когда по смерти мы имеем
И злой, и добрый равну часть.
Если человек – одна лишь материя, и сознание - только результат биохимических процессов, к чему мораль, нравственность? Почему в любом человеке нравственные чувства приводят к миру в душе, а безнравственные копят тревогу и беспокойство, если всё в нём только «химия»?
Бываю весел и спокоен,
Когда я сотворю добро;
Бываю скучен и расстроен,
Когда соделаю я зло:
Отколь же радость чувств такая?
Отколь борьба и перевес?
Не то ль, что плоть есть персть земная,
А дух — влияние небес?
Но даже сама смерть показывает правду веры, истины бессмертия человека:
Болезнью изнуренна смертной
Зрю мужа праведна в одре,
Покрытого уж тенью мертвой;
Но при возблещущей заре
Над ним прекрасной, вечной жизни
Горе он взор возводит вдруг,
Спеша в объятие отчизны,
С улыбкой испускает дух.
И как итог размышлений поэта:
О нет!— бессмертие прямое —
В едином Боге вечно жить,
Покой и счастие святое
В его блаженном свете чтить.
О радость!— О восторг любезный!
Сияй, надежда, луч лия,
Да на краю воскликну бездны:
Жив Бог!— Жива душа моя!
Державин действительно, не только замечательный поэт своего времени, но и очень глубокий мудрый человек, которого любили и уважали многие современники независимо от его поэзии. Недаром им всегда восхищался Пушкин. Однажды на просьбу написать в альбом какие-нибудь свои стихи, Александр Сергеевич написал не свои, а державинские:
Река времён в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Строки эти сродни премудрости Экклезиаста. Они были начертаны на грифельной доске уже слабеющей рукой умирающего Державина. Но там есть и ещё строки:
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдет судьбы.
Гавриил Романович понимал, что время, в конце концов, пожрёт всё: забудутся люди, их дела, канут в небытие поэмы, дворцы и картины – всё поблекнет, растворится перед лицом вечности. Но это не пессимизм, как кажется на первый взгляд. Со словом «вечность» Державин всегда связывал Творца, Бога. По сути, всё, что мы имеем, - это жертва Создателю, кому всё и принадлежит. Умирая, человек расстаётся со всем, и Державин на смертном одре отпустил все привязанности и смиренно принял волю Творца.
Державин явил себя мудрым богословом и смиренным христианином в этих своих строках. Он истинно велик в них. Его последнее стихотворение — из тех вершин, какие уже нельзя превзойти, можно лишь встать рядом, но не выше.
- Подробности
- Автор: Сергей Никифоров
- Категория: Страницы истории и культуры
- Просмотров: 1598