Наверх На главную

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником святых всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, с окончанием святого Петрова поста.

Апостолы Петр и Павел, чью память Церковь ныне прославляет, являются в Церкви нашей первоверховными, т.е. первыми среди равных, возглавляя собор апостолов. Но если мы посмотрим на них как на личности, мы увидим, что они, находясь в одном ряду первоверховных, совершенно не похожи друг на друга – можно сказать, прямая противоположность во всём, начиная с внешнего вида, происхождения, заканчивая образованием, положением в обществе.

Но объединяет их одно: их горячая непоколебимая вера и любовь к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, твёрдая решимость, однажды выбрав свой путь, признав свои ошибки и прегрешения, отвергнуться их искренне и, уже не оглядываясь назад, всю свою последующую жизнь идти за Христом. Какие они были? Давайте вспомним их.

Апостол Петр. Это был рослый, физически крепкий человек с мозолистыми мощными руками, рыбак по профессии, привыкший к тяжелому физическому труду. Человек неграмотный, женатый (в Евангелии мы читаем, как Христос в Капернауме исцелил его тёщу). Человек, который слышал о Христе, слушал Его проповеди, продолжая заниматься своим рыбацким ремеслом, чтобы кормить семью.

И вот в один день, мы с вами слышим в Евангелии, Христос вошел в его лодку и попросил отплыть от берега для того, чтобы народ, который теснил Христа, мог удобнее расположиться на берегу, а Христос мог бы свободно проповедовать. И когда Он закончил Свое учение, Он сказал Петру отплыть на глубину и забросить сеть. Опытный рыбак говорит Спасителю: Господи, мы всю ночь ловили и ничего не поймали. То есть, давая понять тем самым, что это бессмысленно сейчас делать: рыбаку лучше знать, где и когда забрасывать свои сети. Но тут же мы видим со стороны Петра смирение: по слову Твоему сделаем так, как Ты сказал.

И далее мы знаем, что сети от множества рыбы даже не смогли вынуть из воды. Позвали на помощь другую лодку, потому что сети стали прорываться. И вот двумя лодками, Петр на одной, Иоанн с Иаковом Зеведеевы на другой, отбуксировали эту сеть к берегу. Тогда Петр, увидев это чудо, упал в своей лодке в ноги Иисусу Христу и стал умолять его: Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный. Он понял, что перед ним не простой человек, и это чувство священного ужаса, преклонения перед святыней он пронёс через всю свою жизнь.

Петр отличался прямым, горячим, порывистым характером и был всегда впереди всех, первым, в том числе и в признании Иисуса Христом, Мессией. Христос спрашивает у учеников: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16,13-16). И Господь тут же сказал Петру: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16,17).

Вспомним шторм на море, когда Петр встал и пошел по воде, как по суху, к Спасителю. Почему это произошло? Это та же порывистость характера Петра в стремлении непременно быть с Богом! Сначала апостолы были напуганы, думая, что в идущем по волнам Христе они видят приведение, потому что у рыбаков было такое поверье, что если в шторм видишь приведение, значит, смерть скоро, «но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф.14,27-28). Господь же сказал Петру: «иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу» (Мф.14,29). Никто из апостолов на такое не решился: выйти из лодки, ночью, в эту бушующую бездну воды!

Конечно, он не выдержал этого испытания веры тогда, испугался  начал тонуть, но и в этот миг он не забыл о Христе. «Господи, спаси меня, погибаю!», кричит он сквозь рев ветра и шум волн. И тотчас к нему протянута рука Господня. И звучит голос Христа с легким отеческим укором: «Зачем ты усомнился, маловерный!». Конечно, в этом выразился весь характер Петра.

В чуде преображения Господа на горе Фавор, когда Христос просиял ярче солнца, Петр от избытка благодати в сердце единственный воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Ничего больше не надо, только оставаться в этом свете, так хорошо им было! И Петр желает только построить тут три палатки – одну Христу, одну Илии, одну Моисею (о себе он даже и не думает), и остаться здесь навсегда. Но Христа ещё ждёт впереди Голгофа, о чем Петр пока не знает. Однако этот порыв, эта детская непосредственность показывают открытый характер Петра.

И много ещё других моментов. Но можно закончить указанием на то, что Петр готов на темницу и на смерть в следовании за своим Учителем, о чем он говорит на Тайной Вечери. Господь его вразумляет, предвидя отречение Петра, но и прощает ему его пылкость и порывистость, потому что понимает, что Петр всё делает искренне – Петр говорит так, как он чувствует. Он многого ещё не понимает и не знает, но он искренний – это главная черта его! Поэтому потом Господь и простил его троекратное отречение: Петр сам того не желая, любя Учителя, отрекся от Него, чтобы просто оставаться с Ним рядом, во дворе, не имел в мыслях, но отрекся. И это потрясло его так, что, когда он понял, что случилось, увидел обращенный на него полный любви взгляд Христа, Петр горько заплакал, и плакал каждое утро, когда слышал крик петуха, и каялся потом всю жизнь свою в этом прегрешении.

Вот такой Петр: сильный, горячий, порывистый человек. Отрекшийся от своего Учителя, он стал первоверховным апостолом. Никто не отрекся, кроме Петра, но он же сделался, по слову Господа, камнем (как переводится имя «Петр») в основании Церкви: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18).

Апостол Павел человек совершенно другого типа. Это образованнейший богослов-учёный, который воспитывался у известного еврейского богослова Гамалиила вместе воспитывался с Никодимом, впоследствии членом синедриона, тайным учеником Христа, который помогал потом Иосифу Аримафейскому снимать Христа со креста. Человек низкого роста, коленками наружу, чуть сгорбленный, лысоватый, нос горбинкой, то есть невзрачного вида, по свидетельству общавшихся с ним людей, иногда переставал быть человеком и превращался в ангела – настолько его переполняла благодать Божия, что люди видели в нём ангела!

А как он пришел к вере? Ведь он был гонителем христиан. Даже сам себя он называет «извергом» в одном послании за те зверства, которые он когда-то по отношении к христианам проявлял. Тогда его ещё звали Савл. «Павел» в переводе с греческого означает «маленький» - он себя сам так назвал, смиряя себя, искренне почитая себя недостойным называться апостолом. Он когда-то преследовал христиан, но тоже делал это искренне и со всей убеждённостью – это то, что объединяет Петра и Павла. Павел был искренне убежден, что люди, прославляющие Иисуса из Назарета – это враги истинной веры. Он стоял и сторожил одежды тех, кто побивал камнями первомученика архидиакона Стефана, ходил по домам, изыскивая христиан и отдавая их властям для пыток и казни – много зла он причинил Церкви.

Но посмотрите, каково было его обращение. Он идет по пустыне в город Дамаск и вдруг с неба его ослепляет сияние такое яркое, что потом он долгое время не мог ничего видеть и глаза болели ещё долгие годы. Савл слышит голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня» (Деян.9,4). Савл спрашивает: «кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян.9,5). Савл понимает, что перед ним Сам Господь и он совершил ошибку, преследуя тех, кто почитает истинного Бога. «Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян,9,6).

В Дамаске Савл принимает крещение от священника Анании, потом тайным образом покидает Дамаск, а иудеи преследуют его многие годы до тех пор, пока не добиваются его казни – настолько они были возмущены его обращением ко Христу. Ведь он из великого гонителя христиан превратился в первоверховного апостола! И теперь собор апостолов возглавляют отрекшийся некогда от Христа апостол Петр и великий гонитель, больше всех причинивший зла Церкви, апостол Павел! Почему? Это же парадокс! Но всё потому, что они же и больше всех Христа возлюбили. Они искренне заблуждались когда-то, но и искренне же пошли за Христом до конца. И, вспоминая их разные образы жизни, разное образование, положение в обществе, мы почитаем их искреннее прямодушное желание следования за Господом, быть вместе с Ним.

Они умерли в один день в Риме, по дороге к месту казни встретившись друг с другом: апостолы обняли друг друга, дали друг другу братское целование и каждый пошел к месту своей казни. Петра распяли вниз головой по его собственной просьбе, так как он считал себя недостойным быть распятым как Христос, а Павел был усечен мечём как римский гражданин, которому не полагалось распятие - казнь для людей более низкого неримского происхождения и для разбойников. Они расстались, чтобы вскоре встретиться и уже не расставаться.

Будем помнить Петра и Павла – их любовь ко Господу и стремление быть с Ним. Как восклицал в своем послании к Филиппийцам апостол Павел: «Имею желание разрешиться и быть со Христом».

 Для нас это очень важный пример: испытания, которые Господь нам в нашей жизни посылает, должны преломляться через призму любви ко Христу, и мы должны стремиться быть с Ним во что бы то ни стало. Потому что Господь нас любит так, как мы с вами не умеем. Распятие в нашем храме – это напоминание нам о том, какой ценой куплена наша свобода, наше с вами бессмертие.

Всех вас поздравляю с этим праздником, благодарю за совместные молитвы, поздравляю со Святыми Тайнами, на всех вас призываю милость и благодать Божию.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla