Наверх На главную

 

Крещеный человек, начинающий посещать храм, рано или поздно приходит к необходимости покаяния через исповедь.

Правда, далеко не каждый, поскольку очень многие считают, что им не в чем каяться: не крадут, взяток не берут, в общественных местах не скандалят, не дерутся, дорожат моральным обликом, избегая пьяных компаний и романов на стороне. Пишу этот материал, прежде всего, для тех, кто давно тяготится многим нехорошим в себе, стремится избавиться от груза душевного дискомфорта, но не знает, как это сделать и как измениться, кто хочет больше узнать об исповеди. Сам долгое время принадлежал к таким людям, далеко не сразу мне открылось состояние подлинного покаяния, слезного исповедания грехов… Увы, и сегодня вновь и вновь приходится к этому стремиться, борясь с въедающимся в плоть хладнокровием.

 

Остывание сердца

Новообращенного, или новоначального, как пишут в духовной литературе, зачастую смущает присутствие других прихожан, ожидающих очереди к священнику, боязнь открыться в чем-то неприглядном, тяжком, интимном. Первые исповеди часто далеки от глубоких откровений, адресованных Богу, больше напоминают доверительные разговоры с другом или подругой, родителями. Нередко исповедание грехов подменяется рассказом о неблаговидных поступках с массой оправданий и обвинений в адрес тех, кто «спровоцировал» их.  Пишу об этом по своему опыту, по признанию друзей, непростым путем пришедших к Богу.

Но вот приходит желание научиться подлинной исповеди, жажда большего участия батюшки в исправлении своего, увы, не самого лучшего нрава. Случается, что по совету воцерковленных людей иные новообращенные отправляются в паломнические поездки по святым местам, посещают монастыри, где можно полнее открыть сердце перед почитаемым многими верующими духовником. Так поступал и я, присоединяясь к землякам, совершавшим паломничества. Более всего мне полюбилось бывать в Верхотурье, в одном из старейших на Урале Свято-Николаевском мужском монастыре.

Однако со временем стало казаться, что достаточно постиг правила и суть исповедания грехов: пощусь накануне, читая необходимые каноны и молитвы, а к священнику подхожу лишь после того, как внутренним оком пристально оглядываю темные стороны своей души. И вроде благодать Божию начал чувствовать, рассказывал друзьям, как духом возношусь…

Но тут стал замечать, что покаяния мои все короче и короче, а то, что другие верующие подходят к приходскому батюшке с длинно исписанными листками, обливаясь слезами, уже не вызывает желания подражать. Пытаюсь разобраться в своем состоянии и понимаю: спешно и поверхностно исповедовать грехи - умалять несовершенство своей натуры, охладевать к таинству, являющемуся важнейшим условием общения с Богом. Припомнились и заставили всерьез задуматься такие слова одного священника:

- Кто считает, что стал совершенней и сократил свои прегрешения или винит в них  ближних, тот вряд ли по-настоящему готов исповедоваться. Тому, кто мнит себя праведником, также лучше повременить с исповедью.

Вспомнил и наставления старших прихожан, их советы чаще ступать на проторенные ревностными исповедниками дорожки. Можно и нужно было искать эти дорожки в своем городе, в своем храме. Но я, помня о слезных, обстоятельных исповедях в Верхотурье,  вновь отправился туда.

 

Согрел монастырь

Для поездки выбрал дни после праздника Рождества Христова, когда схлынул поток паломников. Провинциальный городок словно нес на себе отпечаток особого света и благодати Божией - в чистом снежном одеянии, искрящимся под ярким солнцем, казался сказочным, лубочным. Безветренная погода вселяла в душу благодатный мир и покой. Теплом любви ко всему окружающему, к здешним знакомым наполнилось мое сердце. И эта любовь побудила немедленно идти в монастырский храм и там стоять, стоять, чтобы дольше грело меня это возвышенное чувство, обнажая и растапливая ледяные наросты себялюбия, гордыни, тщеславия, эгоизма. И - о радость! - вижу в отдаленном углу иеромонаха, отпускающего грехи немногочисленным исповедникам. Подхожу к нему последним, кланяюсь знакомому монашествующему священнику отцу Сергию. Моя исповедь перетекает в беседу о том, как полнее исповедовать грехи.

- Если представилось, что грехи твои малы количеством и незначительны, - говорит отец Сергий, - моли Бога открыть все противное Ему в твоей жизни, душе, мыслях. И по горячей молитве осознаешь многое такое, что наполнит сердце глубоким сожалением и раскаянием, а глаза - слезами. Чтобы лучше увидеть свои прегрешения, необходимо чаще обращаться к духовнику, а если его нет - к приходскому священнику, духовной литературе. Посоветую книги святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. После поста и усиленной молитвы, перед тем, как идти в храм на исповедь, желательно записать на листке бумаги все, что не совместимо в тебе с жизнью по заповедям Божиим.

 

Слово пастырей

Слава Богу, книги названных святителей, их высказывания найти сегодня несложно. Вот что пишет Феофан Затворник Вышенский в богословском труде «Путь ко спасению», показывая состояние грешного человека:«Грешника, коему предлежит необходимость обновляться в покаянии, Слово Божие большей частию изображает погруженным в глубокий сон. Отличительная черта таких лиц  - не всегда явная порочность, но собственно отсутствие этой воодушевленной, самоотверженной ревности о богоугождении, с решительным отвращением ко всему грешному - то, что у них благочестие не составляет главного предмета забот и трудов, что они, заботливые о многом другом, совершенно равнодушны к своему спасению, не чувствуют, в какой опасности находятся, не радеют о доброй жизни и проводят жизнь холодную к вере, хоть иногда исправную и безукоризненную совне». Эту цитату обращаю к светскому человеку, считающему себя честным, порядочным, нравственно стойким и даже не помышляющим о наличие каких-либо грехов в себе.

Сейчас много людей, которые время от времени посещают храм, хотя и редко стоят всю службу, ставят свечи, заказывают молебны о здравии и упокоении. Они считают себя верующими, достойными благосклонности Всевышнего. Но вот что пишет  Игнатий Брянчанинов, объясняя важнейшие понятия христианской религии: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния». И далее в своих сочинениях подчеркивает: «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос тому, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собой, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?»*      

А вот слова Феофана Затворника из повествования «О начале христианской жизни через покаяние…»: «Начало благодатной христианской жизни полагается  в крещении. Но редкие сохраняют благодать сию; большая часть христиан теряет ее… Все таковые не имеют уже в себе жизни истинно христианской; им снова надобно начинать ее. Святая вера наша предлагает для сего таинство покаяния. Согрешил ли, познай грех и покайся. Бог простит грех и опять даст тебе сердце новое и дух новый (Иез. 36:26). Другого пути нет: или не греши, или кайся. Даже, судя по многочисленности падающих по крещении, надобно сказать: покаяние стало для нас единственным источником истинно христианской жизни».

Иной мирянин, почитающий себя благочестивым и добродетельным, возразит: разве не вера в Бога является определяющим для христианина, не добрые дела? Как бы дискутируя с подобным оппонентом, Игнатий Брянчанинов замечает: и бесы верят в Бога. По мнению святителя, рассудочная, обрядовая, «законническая» вера растит в человеке самодовольство и гордыню. И в качестве аргумента напоминает Евангельскую историю: Христос был принят со слезами раскаяния простыми, осознающими свои грехи людьми и с ненавистью осужден на казнь «умной» и «добродетельной» иудейской элитой. И добродетели человеческие епископ Игнатий не считает прямым путем к спасению души. Он пишет: «Когда бы добрые дела по чувствам сердечным доставляли спасение, то пришествие Христово было бы излишним». «Надо, - наставляет святитель, - сперва усмотреть свой грех, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне».

 

По молитвам нашим

В поезде, которым ехал из Верхотурья в Екатеринбург, молил Бога помочь полнее осознать порочные наклонности и греховные уклонения. И вот, войдя по прибытии в здание вокзала, в первом же зале ожидания подхожу к киоску православной литературы и церковной утвари. Спрашиваю книгу в помощь кающемуся. И - о чудо! - к величайшему удивлению получаю в руки то, лучше чего в данном случае и не пожелаешь. Книга священника Алексия Мороза, кандидата педагогических наук, члена Союза писателей России называется «Исповедаю грех, батюшка. Наиболее полный перечень грехов и пути борьбы с ними». На более 550 страницах православный писатель, основываясь на десяти заповедях Господних, не только перечисляет наиболее встречающиеся у нашего современника грехи (более 700 !!!), но и раскрывает их суть, помогая лучше готовиться к исповеди. Автору за это издание в 2005 году была присуждена 1-я Всероссийская православная литературная премия имени святого благоверного князя Александра Невского в области популярной богословской литературы. Всю оставшуюся дорогу трепетно и безотрывно читал это бесценное наставление. И какую бы страницу ни открывал, какую бы главку ни прочитывал, без малейшего сомнения осознавал: это и обо мне. Вчерашнем и сегодняшнем. И на ум приходила молитва: Без числа согреших, Господи, прости мя.

* Здесь и далее высказывания Игнатия Брянчанинова взяты из книги профессора Московской духовной академии А. И. Осипова «Православное понимание смысла жизни».

Настоятель миасского храма Богоявления протоиерей Игорь Рысенко добавил:

Говоря о приходе к Богу, не будем постоянно делать акцент на греховности человека и необходимости покаяния. Это, конечно, важно. Но православие - религия света и радости, а не слез и самобичевания. Через покаяние и работу над своей греховностью человек должен придти к радости свободы от греха и ощущения близости Бога и Его любви. И не всегда отсутствие большого списка грехов на исповеди свидетельствует о неумении видеть свои грехи. Если человек серьезно относится к исповеди и каждый раз внимательно проверяет свою совесть, и если часто приступает к Святым Тайнам, то вполне естественно, что список грехов небольшой, а то и вовсе их может не быть. И это не плохо, а наоборот, хорошо! Значит, есть результат! На какое-то время Господь послал «передышку» в борьбе и надо этому радоваться и Бога благодарить!

А то ведь бывает и так, что не идут к чаше только потому, что каяться не в чем! Абсурд. Или начинают «выдумывать» себе грехи, занимаясь самокопанием и малейшие мимолетные мысли выкладывают на исповеди как грех. То, над чем надо работать самостоятельно и, в лучшем случае, говорить об этой работе в таком ключе, как монахи открывают свои помыслы за прошедший день духовнику и что не является исповедью. 

Радости не чувствуешь в людях, радости от духовной жизни. Ведь все, что мы делаем в духовном смысле - молитва, пост, борьба с грехом, хождение в храм, Таинства - все это должно приносить нам в итоге радость! Стали бы язычники в первые века христианства в таком количестве креститься, если бы те первые христиане были бы похожи на современных прихожан с унылыми лицами и опущенными плечами? Именно радость в глазах, какая-то тайна, знание чего-то, а именно смысла бытия, любовь среди первых христиан, самоотверженность их, бескорыстность и простота, стремление к чистой, непорочной жизни и предельная честность - вот то, ради чего люди языческого мира шли за христианами и сами становились ими часто не успевая даже принять крещение, а крестясь собственной кровью в периоды гонений на веру. 

Радость - это главное в христианстве, а пост, молитва, слезное покаяние и все остальное - не самоцель, а только средство к достижению этой самой радости о своем спасении. Вот и преподобный Серафим Саровский, пройдя путь искушений и борьбы, говорил в итоге каждому, приходящему к нему в келью:  «Радость моя! Христос Воскресе!» Видите? Радость в нем жила такая, что изливалась обильно на всех! 

И сам строй богослужения нашего, особенно литургия, Святая Евхаристия, просто пронизана этим чувством, поэтому и называется так - Евхаристия, что значит - благодарение. А благодарить можно только с чувством радости на сердце. Особенно, если благодарность обращена к Создателю нашему. 
Так что, есть время для слез и лучше, когда их видит только Господь да исповедующий священник. Христос нас учит, говоря о том, что даже когда мы постимся, надо сделать так, чтобы никто об этом не знал. Особенно, чтобы наше внутренне состояние поста никак не проявлялось внешне. А все остальное время - для работы над собой, ведь такая работа никогда не заканчивается. Особенно внимательно надо следить за мыслями, посещающими нашу голову. И возгревать себя, свою веру радостными мыслями о победе Христа над миром, о Его любви к нам и нашем великом предназначении стать детьми Его! А святым - друзьями!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla