Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу, которую рассказал Господь наш и Спаситель, притчу, которая называется «О богаче и Лазаре».

Смысл этой притчи в том, что человек, в зависимости от того, как он проживет свою земную жизнь, наследует после окончания ее либо Царство Небесное, где будет наслаждаться блаженством от общения со своим Создателем и напитываться благодатью Его, либо наследует ад, который предназначен, предуготовлен для дьявола и ангелов его – демонов, и для нераскаянных грешников. То есть, Господь ставит земную жизнь человека в прямую зависимость к тому, что человека будет ожидать за гробом.

Нам это хорошо известно, верующим людям. Это люди нецерковные, неверующие боятся смерти, стараются о ней не думать, и убеждают себя каждый день своей жизни, что они будут жить на земле вечно. Но каждый раз, когда мы сталкиваемся со смертью в нашей земной жизни, каждый раз нам это как откровение некоторое. И даже нам, людям верующим, это всегда напоминание о том, что жизнь наша очень быстротечна, и когда уходить из этой жизни – не знает никто, и принимает решение только наш Создатель, определяет нашу жизнь и её продолжительность. И поэтому надеяться на то, что когда-то там, через какое-то время мы возьмемся за свою жизнь, начнем что-то там в ней менять, исправлять, а сейчас пока поживем, как все живут, – таким образом рассуждает большинство людей неверующих, нецерковных, - это, конечно, безумие.

Но даже и для верующего человека надо как можно чаще вспоминать о смерти. И не бояться этого слова, этого явления, а готовиться к этому неизбежному для нас всех рубежу, через который мы будем обязаны пройти рано или поздно. И верующий человек, конечно, должен самым серьезным образом проверять свою жизнь. Как святые отцы говорят: живи каждый день как последний, тогда не ошибешься. Когда бы Господь ни пришел за тобой или послал бы ангела Своего, ты будешь всегда готов.

Это вот первое, что, наверное, можно сказать о сегодняшнем евангельском чтении. Что мы там слышали сегодня? Господь нам приводит в пример двух совершенно противоположных людей. Один богач, причем имени его Он даже не называет. Из дальнейшего повествования мы понимаем, почему: в так называемой Книге жизни написаны имена лишь праведников,  и если этот человек без имени, значит, он в число праведников не входит, он самый настоящий нераскаянный грешник, просто «богач», как некий собирательный образ этих людей. А второй – нищий по имени  Лазарь. Предание церковное говорит нам о том, что Господь намеренно привел в этой притче в пример настоящего Лазаря, который жил тогда в Иерусалиме, все его знали, этого нищего Лазаря. И поэтому имя ему Господь дает для большей убедительности что ли, наглядности.

В притче нам показана жизнь этих двух людей. Сначала Господь говорит о богаче. И, в общем-то, в перечислении всех его поступков, его образа жизни, мы видим основные грехи, о которых Господь нам так ясно, прямо говорит. Прежде всего, Он говорит о нем, что он одевался в порфиру и виссон. Что такое порфира и виссон? Порфира – это верхняя одежда из ярко-красного цвета, драгоценная ткань, которую надевали цари, и только в дни каких-то особо торжественных случаев, не каждый день. А виссон – это нижняя одежда. Она из тончайшего льна – материала, который тогда ценился на вес золота, и одежду из виссона надевали первосвященники, и только когда совершали богослужения в храме. Этот же богач одевался в порфиру и виссон каждый день, как в обыкновенную повседневную одежду. То есть здесь мы видим, прежде всего, тщеславие человека, когда он хочет всему миру показать, насколько он богат, что может позволить себе вот так вот одеваться.

Затем Господь говорит о нем, что он каждый день пиршествовал блистательно. Не просто ел вкусно, а каждый день закатывал пиры в своем доме. Грех сластолюбия. Тщеславие, сластолюбие. Ну, а кто за таким столом обычно сидит? Такие же, как и он, нераскаянные грешники, которые места за таким столом добывают, как правило, лестью или угодливостью. Можно представить себе, о чем там говорили и чем занимались на пирах эти люди.

Но самый страшный грех, который мы здесь видим, это равнодушие, бессердечие этого человека. Потому что дальше Господь говорит о нищем Лазаре, который лежал у ворот дома богача. И вот этот богач каждый день проходил мимо Лазаря, чуть ли перешагивая через него, но совершенно не обращал на него внимания, как бы даже и не замечал его, как будто его не существует. Мы этот вывод можем сделать по тому даже моменту, когда Господь говорит, что даже объедки, которые оставались после пиров, отдавались собакам, но не ему. Он даже не удостаивался остатков со стола господина. И собаки, которые получали объедки, оказались более благодарными, более милосердными к этому Лазарю, чем богач. Потому что они приходили и лизали ноги нищему Лазарю, лизали струпья его. То есть богач ставится в притче ниже этих животных своим бессердечием.

И вот, показан конец их жизни: Лазаря ангелы возносят на лоно Авраамово, то есть в преддверие рая за его жизнь, а богач удостаивается преисподней, мучается в пламени геенском. Почему так? Первая мысль, которая может здесь возникнуть: сравниваются богач и нищий, и вот богач в конце своей жизни в аду, а нищий в раю – так что? За богатство он наказан своё? Значит, богатым быть грешно? Но Христос ни разу в Евангелии так не сказал. Он единственное только говорит: «Трудно богатому войти в царство небесное» (Мф.19:23). И приводит такой пример: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). Мы с вами это сравнение слышали в Евангелии. И если буквально воспринять эти слова, можно подумать, что невозможно богатому спастись.

Но Господь, как всегда, приводит здесь в пример реальность: ворота такие были в иерусалимских стенах, назывались они «игольные уши». Это, по сути, даже и не ворота были, больше на калитку похожи. Такие они узкие и низкие были, что верблюд с поклажей пройти сквозь них не мог. И вот, чтобы можно было пройти сквозь «игольные уши», с верблюда снимали всю поклажу. А что такое поклажа? Образно, если вместо верблюда человека представить, и вместо этих «игольных ушей» врата в Царство Небесное, значит, перед тем, как войти в Рай, нужно всё земное с себя сбросить. Как с этого верблюда, снимали все тюки, он протискивался в эту калитку, потом вьюки, груз, протаскивали за ним следом и вновь его навьючивали. Этот образ верблюда, с которого снимают всё перед тем, как пройти в эти узкие врата, Господь специально приводит.

Говорит: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Господь имеет в виду решимость человека оставить всё земное. Перед входом в вечность человек должен решительно суметь отказаться от всего земного, от земной жизни, от всех благ этих земных, потому что впереди вечность. И всё земное там не имеет абсолютно никакого значения, никакой ценности при определении человека в вечности.

Вот здесь как раз об этом речь. Не грешно быть богатым, а задача человека, имеющего богатство, уметь правильно им распоряжаться. Всегда в Церкви богатство воспринималось как некий тяжкий крест, особый тяжкий крест. Потому что это, действительно, сложно: не посчитать богатство только своим, а уметь от этого богатства, от своих щедрот делиться с другими, помогать нищим, обездоленным. У нас на Руси это было очень широко распространено до революции. Были так называемые меценаты, благодетели, которые строили богадельни, храмы и монастыри, помогали нуждающимся, чем только могли. И сейчас таких людей немало. Но вот, тем не менее, приводится в пример этот богач, который не сумел распорядиться тем, что было ему вручено Богом. Он тратил всё на себя, и считал, что это только ему всё принадлежит.

И Лазарь тоже, не за свою нищету был на лоно Авраама вознесен ангелами, потому что сама по себе нищета человека не спасает и не делает его святым. Мы знаем другие с вами примеры из жизни, когда нищета человека, наоборот, низводит на самый низкий уровень нравственности, озлобляет человека и превращает его в преступника. Значит, не нищета сама по себе свята и не богатство грешно, а умение принять это в своей жизни в том месте, на которое Господь тебя поставил. И из глубины своего сердца, в смирении, в смиренномудрии.  И приняв это, жить достойно.

Вот, посмотрите, как Лазарь жил, этот нищий. Да, он был на самой низкой социальной ступени: нищий, бездомный, больной и несчастный человек, который не имел возможности кусок хлеба даже взять у этого богача. Но мы не видим, и Господь ни разу не сказал, что он в каком-то раздражении бы пребывал, осуждал этого богача или гостей его, которые ходили мимо него каждый день. Он спокойно принимал место свое в жизни. И так вот он в смиренномудрии (а это одна из главных добродетелей христианских) свою жизнь провел. Не роптал на Бога за то, что он в таком низком состоянии находится, а принимал всё именно как волю Божью. Вот именно за это, за эту добродетель он был спасен. Это ещё одна мысль к нашему с вами рассуждению.

Достойно проходить свой путь, независимо от того, какое ты положение занимаешь, не смотреть ни на кого, не завидовать, не стремиться быть не хуже, чем другие, а стремиться быть достойными того места, на котором ты стоишь, делать всё возможное от того места, в котором ты находишься. И тогда это будет твой путь, и тогда это будет, действительно, золотой путь спасения для каждого.

И вот они оказались каждый в своем месте: Лазарь на лоне Авраама, а богач в преисподней. И богач, мучаясь в огне, в пламени геенском, видит вдруг, что Лазарь, которого он не замечал всю свою земную жизнь, утешается на лоне Авраама. Лоно Авраама – это место, где пребывали души праведников до входа в Царство Небесное, поскольку вход в Царство Небесное открыл только Господь наш Иисус Христос после Своей смерти крестной и Воскресения славного. До того момента ни одна душа человеческая в Царство Небесное попасть не могла. Христос, Его называют ещё первопроходцем или пионером, Он этот путь открыл, и врата Царства Небесного для нас раскрыты. Но только для тех, кто сумеет этот путь земной жизни пройти достойно.

И вот этот богач просит Авраама и говорит: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:24). То есть он не решается даже Лазаря попросить сам, видимо, понимая, что он недостоин вообще ни о чем его просить, потому, как он относился к нему недостойно в земной жизни, и просит Авраама. Но Авраам как бы разводит руками. Он единственное, что может сказать ему: «чадо!» «Чадо» - это такое снисходительное что ли, милостивое обращение к грешнику нераскаянному, сострадательное обращение, то есть «чадо моё!» Авраам он же ведь праотец всех народов. Но это всё, что он может сделать для него.

«Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:24-25). Вот ещё одна мысль нам с вами к размышлению. Великая пропасть между тем миром, где пребывают праведники, и тем миром, где будет сконцентрировано всё зло после второго страшного Пришествия Христа. «Великая пропасть», как говорит нам Авраам, а точнее Господь устами Авраама в притче.

«Великая пропасть». Значит, невозможно будет перейти ни оттуда, ни обратно. Поэтому наша с вами задача, понимая это, и свою жизнь достойно проводить так, чтобы потом не раскаиваться и не отчаиваться, как этот богач из притчи. И не пытаться потом уже в бессилии своем сделать что-то для наших родных и близких, которые не сумели этот путь пройти и достичь вожделенного Царства Небесного, оказались там, где будет дьявол и ангелы его. Невозможно потом это будет сделать. Всё возможно, пока мы с вами здесь на земле во времени живем. Пока ещё всё возможно, и каждый день нашей жизни мы должны воспринимать как шанс, как ещё одну возможность, которую Господь нам дает. Не бесцельно дни жизни проводить, откладывая свое спасение или молитву за своих близких на потом. Потому что этот день, может быть, последний для нас или для них, и не будет больше других дней! И наступит вечность, где уже ничего исправить будет невозможно.

И тогда богач этот, понимая, что невозможно будет ему получить облегчение своих мук, вспомнил о своих пятерых братьях, которые на земле ещё, и говорит: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк.16,27-28). Пусть расскажет им, как я здесь мучаюсь, как мне здесь плохо, и пусть они исправят свою жизнь. То есть, он подумал о своих ещё живущих на земле родных. Он начал им сострадать, начал за них переживать и молиться. По сути, это молитва ведь. Он помолился за живущих на земле, он, сам страждущий в преисподней.

Вот ещё одна мысль нам с вами. Смотрите, наши умершие за нас молятся там, в том мире, независимо даже от того, где они пребывают – в раю ли, или в этом месте мучения. Они помнят о нас, и они молятся за нас. Значит, и наша молитва за наших усопших важна, и нам тоже нужно не пренебрегать этой молитвой, всегда с состраданием за них молиться.

Но что Авраам отвечает этому богачу? Он говорит: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк.16,29). То есть, как можно понимать это? Людям даны закон Божий, заповеди Божьи через Моисея и скрижали завета эти заповеди были даны, и через пророков потом слово Божие, закон Божий постоянно возвещались. Поэтому, говорит, пусть слушают их, тогда спасутся. Вроде бы, всё правильно, но богач ему говорит «нет», спорит с ним: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются» (Лк.16,30). То есть человек такого плана, как этот богач, ему кажется, что если произойдет какое-нибудь чудо у него на глазах, тогда он поверит. И ему нужно что-то материальное, потрогать, как говорится, пощупать. Не просто на слово кому-то поверить, а вот именно увидеть своими глазами чудо.

Но посмотрите, братья и сестры, ведь был не приточный, а настоящий Лазарь – Лазарь четверодневный. Этого Лазаря можно сегодня вспомнить. Он действительно воскрес на четвертый день после своей смерти. Господь его воскресил на глазах многих людей. Необыкновенное, потрясающее, поразительное чудо было совершено! Да, кто-то поверил, но вожди народа иудейского ещё больше возненавидели и Христа, и Лазаря четверодневного и сговорились и его убить, чтобы даже и память о нем в народе стереть, об этом чуде. И Лазарь был вынужден бежать из Иудеи, и провел остаток своей жизни на острове Кипр, был епископом Китийским. Вот, пожалуйста: чудо само по себе оно не может изменить человека, даже если он видит его своими глазами. Если сердце человека не готово к исправлению, к изменению, любое чудо он будет воспринимать как какую-то случайность, как вполне объяснимое научное явление. То есть будет находить любые пути, чтобы не признать чудо чудом, для того, чтобы не изменять после этого свою жизнь, сопротивляется сердце такого человека. И поэтому Авраам совершенно резонно, заканчивая эту притчу, говорит богачу: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31). Это действительно так, это абсолютная истина.

 «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14,21), говорит нам Христос. Мы с вами знаем эти заповеди, и, вроде бы как, стремимся их исполнять, стараемся это делать, но почему-то часто приходится на исповеди слышать, как говорят: вот, батюшка, стараюсь, исповедаюсь каждый раз, но повторяю одни и те же грехи. Как такое может быть? Какой можно ответ себе дать в такой ситуации? Почему эти грехи повторяются? Если ты знаешь, что существуют заповеди и грешишь, нарушая эти заповеди, что это значит? Это значит только одно: это значит, что до конца ты в себе этот грех не возненавидел, не сумел. Значит, этот грех тебе близок, он уже тебе привычен, и тебе уже трудно без этого греха, и каждый раз ты себе находишь какие-то оправдания, жалеешь себя, позволяешь себе в какой-то степени - ну, немножко, ну, чуть-чуть! Ну, уж со следующей недели точно больше никогда в жизни! – разные лазейки.

Всё это –  попытка самооправдания. А что это значит? Вот эта плотно закрытая дверь нашей души, когда через покаяние мы закрыли вход для дьявола, своим самооправданием мы вновь её немножечко приоткрыли. И появилась, пусть маленькая, щелочка. А дьяволу этого достаточно, он, как змея, проползет через эту щель в наше сердце и будет дальше продолжать там свое дело, угрызать нас изнутри. Какой мы должны вывод сделать? Борьба с грехом должна быть бескомпромиссной. Мы любой грех, который нас мучает, который приходит постоянно, не дает нам покоя, мы должны воспринимать как смертельную опасность, и не говорить себе – «да все так живут, ну, подумаешь, еще раз согрешил: Бог милостив, простит». Бог-то простит, но, как Иоанн Кронштадский, батюшка наш всероссийский, говорил: Бог долготерпелив, но испытывать долготерпение Божие безумие!

Сколько мы с вами знаем примеров, когда люди умирают без покаяния, внезапно. Почему? Да потому что была уже тысячу раз дана возможность покаяться, и они не воспользовались. Бесполезно ждать от такого человека изменения, потому что он будет так до конца своей жизни всё время себя оправдывать и говорить себе: ну, потом, ну, со следующей недели, ну, ещё немножко. И так это «немножко» будет продолжаться и продолжаться. Зло будет умножаться в сердце. Зло нераскаянное, как магнит, притягивает к себе другое зло, и человек затем уже не может от этого зла избавиться. Оно как железными путами связывает его волю, парализует, и он уже не способен сопротивляться, и это уже превращается в страсть - сначала в зависимость, а потом в страсть. И избавиться от неё будет невозможно, только через какие-то потрясения это возможно будет, или через чудо, на которое надеяться нам с вами по нашим грехам и недостоинству не стоит.

Поэтому смысл сегодняшнего Евангелия ещё и в том, чтобы нам не откладывать дело своего спасения, не оправдывать себя, не успокаивать себя, когда мы согрешили, не носить в себе это нераскаянное зло в душе, не давать ему там росточки пускать и корни, укореняться в нашей природе и становиться страстью. Но избавляться от этого греха немедленно! Чувствуешь, сердце тебе царапает, твою совесть какой-то грех, поступок, слово или мысль, не носи его в себе – оно привлекает к себе другое зло, и эта щелочка в двери всё шире и шире начинает становиться, пробоин в нашем сердце всё больше и больше. И грех ослабляет нас и делает нас потом неспособными к борьбе, к спасению.

Вот, что важно помнить:  в борьбе с грехом компромиссов быть не может. Это война, и война не на жизнь, а на смерть. Как Федор Михайлович Достоевский говорил: «диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Вот оно поле битвы – наше с вами сердце и борьба идет за наше бессмертие. И в этой борьбе главными участниками должны стать мы сами! Мы воины Христовы. Каждый христианин – это воин, и мы не должны забывать об этом. И если упали где-то в грех, - случилось так, поскользнулись, - не лежать в этой грязи, не валяться в ней, а вставать, очищаться слезами, идти на исповедь, бегом бежать, освобождаться от этого зла и начинать всё сначала. Вот об этом сегодня Евангелие. Братья и сестры. Вспоминая его, будем делать для себя выводы, и стремиться исправлять свою жизнь. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla