Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Апостол Павел в своем послании к евреям так говорит о слове Божьем, о его силе и его способности влиять на человеческую жизнь. Слово Божие судит помышления и намерения сердечные. Конечно, о намерениях человеческих здесь речь идет. Вот сегодня как нельзя лучше слова апостола Павла подходят эпиграфом к евангельскому чтению воскресного дня, к тому, что мы с вами слышали.

Господь рассказал притчу о сеятеле, так она называется. «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк.8:5-8). И апостолы в конце спрашивают Спасителя: «Что бы значила притча сия?» (Лк.8:9). И Господь отвечает им: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк.8:10).

Зачастую, братья и сестры, эти слова Господа Иисуса Христа обличающие и к нам обращены: имеем уши и не слышим, имеем глаза и не видим. О слове Божием апостол Павел говорит, что оно судит помышления и намерения сердечные, то есть то, что у человека на сердце. Вот Господь нам сегодня о сердце и говорит в Евангелии. Он говорит, что Сеятель – это Сам Господь, семя, которое он сеет, – это слово Его, слово Божие, а почва (она разная может быть) – это сердце человека. И вот как сердце человека воспринимает это семя Божественное, слово Божие?  

Первое семя упало на дорогу. Что такое дорога? Это плотная, хорошо укатанная поверхность земли, сквозь которую не пробиться ни одному росточку. Нам, наверное, более понятно будет, если мы бетонную дорогу себе представим или асфальтовую. «И было потоптано, и птицы небесные поклевали его». Птицы – это, конечно, образ демонов, бесов, которые приходят и крадут слово Божие. Тем более, что из такого сердца легко украсть: это сердце даже не пытается принять слово Божие - всё отскакивает от него, как горох от стены. И все семена, которые Господь пытается сеять в такое сердце, они, конечно, достаются врагу, он приходит и крадет.

Второе семя упало на каменистую почву. Какое сердце напоминает каменистую почву? Человек с таким сердцем вроде бы быстро и с радостью принимает слово Божие, но потом так же быстро отходит, охладевает и возвращается к прежней своей жизни. Мало влаги в такой почве, мало жизненной силы в таком сердце. Каменистое, сухое, черствое сердце, то есть это человек, не умеющий чувствовать. И не только чужое горе, чужие страдания, но даже самого себя он толком не знает и не чувствует. Всё затмевает его собственное «я», черствое, сухое, не способное к состраданию, не способное к любви.

Да, с радостью можно услышать что-то для себя новое, интересное в церкви ли или дома, прочитав книгу, узнав что-то для себя новое, заинтересоваться. Но настолько поверхностное это чувство, что, как Господь говорит, быстро уверовали и так же быстро отпали во время напасти, во время искушений. Начинается что-то в жизни человека неприятное для него, непредвиденное, может быть, то, что он никак не ожидал, и возникает вместо правильного ощущения проверки самого себя (почему с тобой всё это случилось?), ропот, возмущение и раздражение на Создателя своего: за что Ты, Господи, со мной так поступаешь? Я же в Тебя верю? Почему мне всё это в жизни достается? И кто-то совсем от веры отходит, разворачивается, забывает о Боге, а кто-то в озлоблении ещё более грешит.

Третье семя упало в терния, то есть в сорняки. Да, и в таком сердце, которое Господь сравнивает с терниями - сорняками, тоже может слово Божие прорасти, тоже может дать росточек. Человек может принять слово Божие и какое-то время идти к Богу, но страсти – те самые терния, которые гнездятся в сердце, они не дадут слову Божию в нём жить.  Поскольку страсти, как любой сорняк, быстрее прорастают, чем благородное семя, и стараются занять место, захватить пространство и всё, что рядом с собой, уничтожить, всех конкурентов, так сказать. Так вот, эти страсти, которые в сердце человека, они будут душить слово Божие, потому что слово Божие не даст этим страстям развиваться, оно будет постоянно человека вразумлять, будет его всё время останавливать и напоминать ему о том, что с этими страстями необходимо бороться, искоренять, вырывать их, как сорняки, с корнем из сердца так, чтобы не давать им роста.

Но если человек уже привык к этим страстям своим и уже перестал их замечать, то страсти превратились в часть его природы, в часть его души, и он не борется с ними. Конечно, тогда слово Божие обречено в этом сердце. Не вырасти ему. Обязательно эти страсти, это терние, заглушат слово Божие, и человек вернется к своему прежнему образу жизни.

И вот только последнее семя упало на благодатную почву. А что это за благодатная почва? Какое это сердце? Это когда человек ищет Бога всем своим существом, разумом своим, сердцем. Видит несправедливость, может быть, зло в этом мире и понимает, что это ненормально – такая жизнь и такой мир. Должен быть другой мир, где существуют, по-настоящему, любовь, справедливость, правда, взаимовыручка и взаимопонимание, когда вокруг все братья и сестры. Он ищет этот мир и ищет справедливости, идеального чего-то в этом мире. И вот когда он узнает о Боге, узнает о том, каким этот мир был задуман, каким был когда-то человек и к чему человек призван, и кто он вообще человек – чадо Божие, по образу и подобию Создателя своего созданный, тогда всё встает на место, и он понимает, что он нашел свое сокровище, он нашел смысл жизни, он нашел путь. Он начинает в полной мере впитывать слово Божие, и не может надышаться словом Божиим, не может наслушаться им, для него становится это самым главным в его жизни. Вот такое сердце благодатное, которое раскрыто полностью навстречу Богу и слову Его, такое именно сердце и даст стократный плод.

И как нам, братья и сестры, такого сердца в себе добиться? Ведь, наверное, вряд ли кто-то может сказать себе, что именно такое у него сердце, благодатная почва. А  большинство узнает себя в первых трех вариантах. Святые отцы говорят нам, что, прежде всего, должна быть абсолютная искренность пред самим собой. Прежде всего, мы должны научиться говорить себе правду. Кто мы есть на самом деле. Видя себя, видя свои грехи, зная свои грехи, ни в коем случае не пытаться оправдать себя, ни в коем случае не пытаться утешить себя, а войти в бескомпромиссную борьбу со своими грехами. Возненавидеть то зло, которое внутри нас живет, вот эти сорняки, терния, страсти, нашу черствость, нашу сухость, наше равнодушие, наше нежелание жить по воле Божией, эту пыльную укатанную дорогу.

Так что же такое – эта самая дорога? По дороге всегда кто-то ездит, кто-то ходит, редко она бывает пустынной. Кто же по ней ходит и ездит? Это различные помыслы, которые врываются в нашу голову, затем уже в нашу душу, и вихрем там носятся. Помыслы, которые мешают нам сосредоточиться. Не только на добрых делах сосредоточиться, но и на добрых мыслях, и на молитву встать, дома правило свое совершать. Отвлекаемся постоянно, рассеиваемся в этих помыслах. И даже на службе когда стоим, тоже часто это происходит, и ловим себя на этой мысли, что отвлеклись, что думаем уже о чем-то другом, не о службе, не о молитве, а о каких-то мирских, житейских вещах. Спохватываемся, каемся, начинаем, вроде бы опять сосредотачиваться, и опять уходим в сторону, опять мысли посторонние в голове. И о себе, о своих грехах человеку некогда подумать, нет времени, поскольку оно занято пустыми или греховными помыслами. Все делает враг, чтобы не дать нам возможности опомниться, оглядеться, вникнуть в себя, в свою жизнь, подумать об исправлении. Здесь слову Божию не ужиться. Всё будет сметено вихрем помыслов различных, не успеет это семя упасть и прорасти. И что делать тогда? Что делает человек, чтобы из этого неблагоприятного места создать такую почву, такие условия, чтобы что-то выросло на этой земле? Прежде всего, нужно прекратить это движение. То есть взять эту дорогу и перегородить с обеих сторон, чтобы никто не мог ни ходить, ни ездить по ней, чтобы чистота и тишина наступили. Перегородить дорогу, а потом её вскопать. Как её вскопать, если она уже как камень? Брать молот в свои руки и бить по этой земле, брать плуг и пахать.

То есть перегородить сначала свою душу, свое сердце – не пускать туда посторонние мысли, бороться с ними. Да, это очень трудно, но это можно сделать, это нужно сделать! Борьба с помыслами – это первая ступень, когда мы не позволяем этим помыслам овладеть нашим сознанием, нашим вниманием, нашим сердцем! Как только помысел подходит, человек ставит перед ним некую грань, некий барьер и говорит: «прочь отсюда! не место тебе здесь, не хочу даже думать и слышать об этом и не буду об этом рассуждать». Постоянно такие вот преграды, препоны ставить различным мыслям в своей голове, не допускать их к сердцу.

А затем перепахать надо своё сердце, свою душу. Как это делается, вы все прекрасно знаете. Как мы со своей душой работаем, когда мы по ней молотом бьем и когда острым плугом режем? Когда на исповедь идем. Когда свою жизнь вспоминаем, перепахиваем свою совесть и всё, что там есть, терния вот эти, сорняки, черствость нашу, каменистость нашу, равнодушие наше – всё это разбиваем. Усилиями своими, слезами всё омываем, смачиваем землю, как садовник: вспахал, разбил какие куски ещё не поддались плугу, всё разрыхляет, а потом поливает обильно водой.

Вода – это слёзы наши. Или, хотя бы, если уж слёз нет, не дал Господь, не заслужили пока, - искреннее осознание своей греховности и сожаление о том, что всё это было когда-то в нашей жизни. И горячее нежелание повторять это ещё когда-то в своей жизни. То, что мы никогда так не сделаем, мы не имеем возможности Богу этого пообещать – это будет самоуверенность, или самонадеянность. Но то, что мы обещаемся стараться изо всех сил, бороться, чтобы не было никогда больше в нашей жизни этих грехов постыдных из прошлого нашего, мы это обязаны сделать. Вот это и будет искренняя настоящая исповедь, это и называется перепахать свою душу, сердце, разбить молотом раскаяния те куски, которые ещё не поддаются этому плугу. Разбить, а иначе Господь этот молот может в Свои руки взять, если мы не возьмем в свои руки этот молот, если мы смалодушничаем, и будем всячески прятать эти грехи постыдные, на исповедь их не захотим нести.

Бывают такие случаи, когда люди десятилетиями хранят в тайне какие-то особенно постыдные и страшные грехи. Регулярно на исповедь ходят, причащаются, но какие-то грехи хранят и боятся их исповедовать и носят эти грехи всю жизнь свою в душе... Вот это камни как раз, которые остались. Вроде бы всё распахали плугом, а эти камни остались. Эти камни тянут человека вниз, и они не дадут ему никогда в Царство Небесное войти. Это будут те самые гири, на ноги которые будут цепями прикованы, благодаря которым человек не сдвинется с места в сторону рая, в сторону Царства Небесного. И если вот так вот человек будет жить, Господь возьмёт молот тогда в руки Свои и разобьет эти камни. И это будет больно. Потому что Господь будет вскрывать как бы некий нарыв, помогать нам избавиться от этого, если у нас смелости и мужества не хватает. Или проведет нас через очередные испытания, страдания так, чтобы мы, всё-таки, поняли, что мы не правы, осознали и что-то исправили. И слава Богу, если у человека хватает всё-таки мужества. Знаю такие примеры, когда приходят на исповедь и говорят: «Батюшка, вот столько носил в себе (или носила) этот грех, не могу больше». Ну, вот и слава Богу, что не можешь больше. Наконец-то, этот грех до того тебя довел, что ты принёс или принесла его на исповедь, и избавился от него, наконец. Разбили очередной камень в сердце.

Вот только так, братья и сестры, мы можем свое сердце превратить в благодатную почву, которая будет стократный плод от слова Божия приносить. Внимательно слушать слово Божие! Ведь каждое Его слово – это бесценное сокровище, это жизнь. И будем читать внимательно слово Божие именно как слово Божие! А не просто какие-то буквы на листке бумаги. Сам Господь нам с этих страниц говорит, Его голос мы слышим – Спасителя нашего, Сына Божия, который пришел на землю, чтобы нам это всё рассказать, чтобы позвать нас за Собой к Себе в Царство Небесное, и рассказывает нам, как это сделать! Вот с таким чувством мы должны в руки Евангелие брать. Каждый раз, перед тем, как раскрыть Евангелие, помолиться и попросить Господа, чтобы Он наше сердце раскрыл, и сделал его способным понимать, что написано, и принимать в свое сердце, чтобы на благодатную почву все слова легли, как семя, которое стократный плод потом даст.

Сколько таких случаев есть в жизни Церкви, когда тот или иной будущий святой, зайдя в церковь случайно, услышал слово какое-то одно Евангелия, и это слово так его поразило, его сердце, что он, выйдя из храма, изменил кардинально всю свою жизнь, стал другим человеком – моментально, с этого самого мгновения, когда услышал это слово Божие. Вот благодатная почва. Слово Божие должно изменить нашу жизнь, нас должно изменить. Мы должны именно так реагировать на эти слова.

И, конечно, постоянство – ещё одно из условий, которое поможет нам, братья и сестры. Не только от случая к случаю, не только тогда, когда что-то случилось в нашей жизни, хвататься за Евангелие и в церковь идти. Мы должны этим жить, это должен быть образ нашей жизни. Мы должны с Господом всегда быть, а не только тогда, когда что-то происходит в нашей жизни неприятное. Ведь часто бывает, что человек в последнюю очередь о Боге вспоминает. Сначала испытывает все возможные земные средства, чтобы решить свою проблему, и только потом вспоминает о молитве, только потом вспоминает, что Господь-то всё это время был рядом и был готов тебе помочь. Но ты не был готов, ты не вспомнил о Нем.

Постоянство. Почему «правилом» называется молитва, молитвенное правило? Потому что оно должно быть постоянным. Пусть оно небольшое будет. Тяжело вам читать молитвенное правило утром и вечером по молитвослову – никто ведь вас не заставляет это делать. Молитвослов – это книга, в которой собраны различные молитвы, и они предлагаются просто нам как некий вариант, как некий способ, что ли, излить свои мысли и чувства. Приведены молитвы разных святых, которые каждый молились от себя лично. И поэтому мы можем выбрать из этих молитв то, что нам ближе, на что наше сердце больше откликается. Можно ведь, в конце концов, своими словами помолиться: никто ведь и этого тоже не запрещает. Можно просто молча постоять перед образом Спасителя или Матери Божией, и просто, проникнув в себя, посмотреть на себя, поразмышлять над собой, над своей жизнью. Поразмышлять о Священном Писании, о событиях Священного Писания,  богомыслием позаниматься – это тоже будет молитва.

Постоянство – это обязательное условие. Если человек будет постоянно двигаться в сторону своего спасения, это будет именно путь спасения. А когда он вспоминает о Боге, только когда что-то случилось, он соскочил с места, что-то сделал и опять уселся, и дальше уже не движется опять - это не путь, это какие-то скачки, и всё время на одном месте человек и будет, как правило, оставаться, и никакой пользы от этого не будет.

Вспомним, братья и сестры, слова, которые были вначале сегодня сказаны: «слово Божие живо и действенно». И оно было живо не только тогда, когда Иисус Христос на земле жил и проповедовал Евангелие. Оно было живо не только тогда, когда после Его Вознесения апостолы ходили по земле и проповедовали Его слово, оно и сейчас такое же – живое и действенное. И оно точно также может и нас с вами оживить, воскресить, действительно, придать нам силы, необходимые для нашего совершенства и спасения. Оно «острее всякого меча обоюдоострого», говорит апостол Павел. И оно проникает в самую сердцевину человеческой природы, «проникает до разделения души и духа», то есть нашего ума и сознания, проникает в самую глубину до разделения «составов и мозгов», то есть в самую природу нашу проникает. «И судит помышления и намерения сердечные», то есть слово Божие как некий маяк, как некий критерий. Говорит нам Господь так, а мы думаем и поступаем по-другому…

Так пусть же будет нам это ориентиром – слово Божие, маяком в нашей жизни. В правильном ли направлении мы движемся, что мы делаем, говорим или чувствуем – оно будет судить наши «помышления и намерения сердечные». Сейчас перед совестью, голосом совести в нашем сердце, а потом и на Страшном Суде мы встанем перед Христом, и нам нечего будет сказать, если мы ничего не делали в своей жизни. И Христос нам ничего не скажет. Он будет на нас просто молча смотреть. И мы, вспоминая всё, что было  в нашей жизни, что мы слышали, что мы читали, о чем мы знали, но к чему не притронулись и даже не попробовали, вот это всё и будет нам осуждением, и будем нам приговором.

Да не допустит Господь до этого! Пусть то, что мы сегодня с вами услышали и осознали, дай Бог, понуждает нас к действию, понуждает нас к решимости. И начать нужно немедленно, не ждать какого-то дня или месяца, а немедленно начинать заниматься своим спасением: перегородить свое сердце, вскопать его, взрыхлить, полить его обильно и пусть слово Божие на нем растет и множится стократ! Аминь».

В заключение проповеди отец Игорь сказал несколько слов в связи с памятью мученика Уара.

«Поздравляю вас также сегодня с памятью мученика Уара. Считается, что мученик Уар имеет особую благодать в молитве за некрещеных умерших. И обычно к нему обращаются с просьбой о молитве и о спасении некрещеных, так или иначе, по какой-то причине усопших родных и близких. Хочу сказать вам, что в какой-то степени это всё-таки укоренившаяся традиция, но она не имеет под собой особого основания: именно такое утверждение, что мученик Уар особую благодать имеет о спасении некрещеных. Вся его жизнь, подвиг его христианский, ничего там близко не говорится об этом в его житии.

Да, он пострадал, причем он как великомученик пострадал. Он сам добровольно себя на мучения отдал. Это был военачальник, занимал высокий военный пост. Но он был тайный христианин во времена императора Диоклетиана. Это уже, собственно, начало 4 века, то есть уже совсем немного оставалось до того, чтобы христианство стало государственной религией в Римской империи, но вот тогда ещё были особо тяжкие гонения на христиан. И мученик Уар пострадал как раз в это гонение императора Диоклетиана.

Он тайно посещал тюрьмы, где были заточены христиане, и всячески их поддерживал перед предстоящими пытками и казнью. В одной из тюрем находилось семь известных учителей христианских, и он приходил, каждый вечер поддерживал их беседой, помогал, чем мог, и вот один из этих семерых скончался накануне казни, накануне пыток. И мученик Уар понял, что ему Господь дает возможность, встать вместо одного из них, встать вместо седьмого мужа, в этом числе, и он вместо умершего седьмого встал и вместе с остальными пошел на казнь. Когда правитель города узнал Уара (его невозможно было не узнать, он был известный всем человек), он, конечно, был в изумлении, в шоке, и всячески предлагал ему отречься от Христа, принести жертву языческим богам и вернуться к прежней своей благополучной жизни, но получил отказ. Правитель в ярости приказал особо жестоко мучить Уара, так, что у того и внутренности выпали – разорвали утробу мучители его, и во время страшных истязаний святой мученик предал душу свою Богу.

Затем святая по имени Клеопатра со своим сыном Иоанном, видев его страдания и мучения, увезла тело Уара к себе на родину в Палестину, недалеко от горы Фавор было ее поселение. И там под видом как бы останков своего мужа, хранила его святые мощи. И основанием убеждения о том, что Уар имеет благодать молиться за некрещеных, имеется в том, что она положила его мощи в склепе, где были похоронены её родные. Однажды во сне мученик Уар ей явился и сказал: «Неужели ты думаешь, что я не слышал и не знаю, что происходит? Ты мое тело забрала и увезла к себе на родину, и я, конечно, не остался неблагодарным: я за твоих родственников молился Богу, и они все уже спасены, твои родственники, с которыми сейчас мое тело лежит». И вот сделали вывод такой, что её родственники были язычниками, хотя нигде такого не написано и основания под этим нет. Наоборот, скорее всего, если Клеопатра была благочестивой христианкой, выросла такой сама и сына своего воспитала благочестивым христианином, то и её предки, родные и близкие, тоже, скорее всего, были верными христианами.

Так что мы с вами можем, конечно, мученику Уару молиться обо всем, о чем мы хотим. Но ещё раз хочу предостеречь от каких-то перегибов. Давайте будем с вами все-таки благоразумными христианами. Мы понимаем, и Церковь многократно об этом говорит, что она молится только за наших крещеных братьев и сестер, за тех, кто в Церкви, за членов Церкви, которым открыта благодать, которые получили ее  в таинстве крещения, стали  христианами. За всех остальных мы молимся только дома, келейно. Это не запрещено. Можно и за некрещеных молиться. Даже «Канон за самоубийц» есть, но он, опять же, только для домашнего чтения. И только, конечно же, при очень тщательном рассмотрении самого себя через регулярные исповедь и причастие. Мы можем, конечно, взяв благословение у священника, дерзнуть, но когда о чем-то просим таком сверхдолжном, обязательно должны от себя добавлять: «Господи, не моя воля, но Твоя святая воля да будет».

Конечно, мы можем дома молиться о наших умерших некрещеных близких. К мученику Уару можем молиться дома, просить его о помощи, а в церковь когда приходим, можем мученику Уару благодарственный молебен заказывать о своем здравии. Не о здравии наших родных и близких некрещеных, а о своем здравии, потому что мы-то с вами крещеные, и о ком-то ещё, кто в Церкви. Но только так мученику Уару мы можем молиться, но никак иначе. А дома можете уже просить его, о чем хотите – это уже ваш выбор.

Да хранит вас всех милость Божия!»

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla