Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресное Евангелие, братья и сестры, повествует нам об исцелении Господом нашим Иисусом Христом бесноватого человека. Господь наш со своими апостолами всю ночь плыли к этим берегам, к местности, как апостол Лука сегодня в Евангелии называет – Гадаринская область. Два города - Гадары и Гергесы находились неподалеку друг от друга, поэтому один евангелист называет эту местность гадаринской, другой  гергесинской. Но это два соседних города и поэтому местность одна и та же, об одной истории речь.

Всю ночь плыли, боролись с противным ветром, штормом. И, как мы понимаем, в конце сегодняшнего евангельского повествования, плыли с одной только целью – исцелить именно этого несчастного человека, бесноватого, поскольку как только чудо случилось, Христос с апостолами вновь садятся в лодку и возвращаются обратно. Всю ночь боролись со штормом, с волнами, так, что и лодку захлестывало водой, и апостолы уже в страхе вскричали ко Христу, который на корме в это время спал: «Господи! спаси нас, погибаем» (Мф.8:25). То есть, сделай что-нибудь, вмешайся. И вот Господь, пробудившись ото сна, простирает руку над водной стихией и говорит: «умолкни, перестань» (Мк.4:39). И мгновенно наступают тишина, штиль на море. Апостолы в страхе и трепете спрашивают сами себя: «кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» (Мк.4:41). То есть до конца ещё не осознают, получается, за Кем они идут, что Он, действительно, Творец вселенной, которому все стихии послушны.

Но вот этот гергесинский, или гадаринский, бесноватый больше понимал или чувствовал, чем апостолы даже в то время. И само чудо его исцеления – это, конечно, поразительное событие. Но больше всего вот меня поражает в этой истории даже не то, что Христос исцелил этого человека, ради которого Он плыл всю ночь, чтобы совершить то чудо, не это, поскольку мы знаем, что Господь наш всемогущ и для Него ничего невозможного нет. А больше поражает в этой истории то чудо, которое сам этот бесноватый совершил, поскольку то, что он сделал, иначе как чудом или подвигом с его стороны назвать нельзя.

Человек, который одержим нечистой силой, бесноватый, о нем нам апостол говорит: жил вне города, не в домах, не в хижинах, а в гробницах. На востоке хоронили людей не в землю, поскольку земля там очень ценная, её мало, и её используют преимущественно для сельского хозяйства, для земледелия, а хоронят покойников в скалах, вырубают гробницы, пещеры. Потом вход в такую пещеру заваливают большим камнем так, чтобы хищные птицы или звери не могли проникнуть туда и потревожить останки. И вот этот бесноватый жил в таких пещерах. Его и связывали, как и другие апостолы и евангелисты говорят, веревками и железными даже путами, но он легко их разрывал, без всяких усилий, поскольку нечеловеческой силой обладал, а бесовской. И наводил ужас и страх на всех жителей окрестных городов, не носил человеческой одежды, жил, как животное, как дикий зверь, и люди старались стороной обходить то  место, где обитал этот несчастный.

И вот этот человек, который, как мы слышим из дальнейшего диалога его со Христом, не просто бесноватый, не один в нем бес и не два, а целый легион находился. Господь спрашивает: «Как тебе имя?», и бесы через этого бесноватого отвечают: «легион» (Лк.8:30). А легион – это не сто и не тысяча. Римская боевая единица насчитывала до пяти или шести тысяч воинов. И вот бесы говорят: нас в нем легион. То есть – тысячи в одном человеке!

И вот здесь самое первое и главное, наверное, назидание, на которое я сегодня хотел бы особенно обратить ваше внимание. Мы эту историю хорошо все знаем. Но вот эта сторона вопроса: рассудить, что сделал этот человек? Он не просто сам ко Христу подошел. Он с собой подвел, притащил ко Христу легион демонов, которые владели им многие долгие годы, как говорит о том апостол Лука. Долгое время он страдал от этих демонов. И как ему это удалось? – возникает следующий вопрос. Потому что мы ведь знаем, ну, кто-то из вас и не видел, и слава Богу, а если кому удавалось видеть бесноватых, вот это явление беснования, вы понимаете, о чем речь. Мне приходилось быть свидетелем, когда мальчику не больше 10 лет от роду, когда его крестить пытались, его четверо мужчин не могли к купели подвести: он просто разбрасывал их, как игрушки. И таким страшным утробным голосом, хриплым, прокуренным мужским голосом низким начинал изрыгать различные богохульства и в сторону священника, и в сторону святыни. Сила неимоверная – один демон имеет такую силу. А здесь легион!

И как удалось это чудо совершить? Это чудо. Но здесь мы говорим о чуде веры, и об отношении этого бесноватого к своему спасению, к своему исцелению. Значит, так он возненавидел это свое состояние. Значит, так он сильно захотел спасения, что ему эта демонская сила уже ничего не могла противопоставить, ничем уже не могла его удержать. И для нас это, с одной стороны, и назидание, с другой стороны и вразумление.

В чем здесь назидание? В том, что демоны силы реальной над человеческой волей и природой не имеют. Только если человек сам не позволит. Так вот, сила демонская человеком овладевает только тогда, когда человек позволит ей это сделать, позволит сам. Сначала через мелкие грехи это происходит: позволяет себе человек то сделать или это в своей жизни. Смотрит – ничего, вроде не случилось. Один раз согрешил немножко, второй раз немножко согрешил. Но чем больше человек грешит и не кается, тем больше он становится доступен для сил зла. И становится как некий магнит, который притягивает к себе больше и больше к себе этой темной силы. И эта темная сила чувствует уже доступность этого человека, его души, проникает в него и укореняется там, осваивается и начинает овладевать волей человека. Человек не способен уже даже понимать, что он делает: им управляют, он собой не владеет, он даже не осознает, что делает.

Вот это первое назидание. Без воли человека, демон овладеть человеком не может. Ему не дано такой власти от Бога. Значит, если человек бесноватый, причиной этого явился, прежде всего, он сам.

В чем может быть для нас вразумление? Даже если человеком владеет легион демонов – это ещё не конец, и отчаяние не должно наступать у человека, когда он понимает свое бессилие. Вроде бы, ходит на исповедь, исповедуется в своих грехах, кается, и потом повторяет вновь и вновь один и тот же грех. О чем это говорит? Посмотрите на сегодняшнюю историю, на этого бесноватого: человек сумел легион демонов ко Христу подвести, припал к Его ногам, и их, получается, заставил это сделать вместе с собой. Значит, если не получается избавиться от какого-то греха у нас с вами – повторяется и повторяется в нашей жизни этот грех, - о чем это говорит? Мы не умеем или не научились ненавидеть грех в себе. Или мы настолько к нему привыкли, что уже его не замечаем и не пытаемся с ним бороться.

Как этот человек поступил сегодня в Евангелии? Бескомпромиссно – он просто взял и пошел ко Христу, потому что он, мы можем предположить, понимал, что это единственный шанс в его жизни ко спасению. Ведь Христос больше в те места никогда не появлялся в Своей земной жизни. Это был единственный раз, когда Он туда приплыл, и то приплыл только ради него! И это движение души у человека ко Христу, когда он сказал, видимо, сам себе: умру, но во что бы то ни стало я подойду ко Христу, и он собрал все свои силы для борьбы с этим воздействием демонским. Собрал все свои силы!

Вот когда мы с вами не можем победить в себе тот или иной грех, нам надо вспомнить этого бесноватого. Мы один какой-то грех в себе не можем победить. Часто это бывает даже такой, как считается многими, незначительный, не смертный какой-то грех, ну, там, осуждать привыкли, раздражаться, гневаться, кто-то сквернословит, у кого-то со спиртным проблемы, блудные грехи и так далее. Посмотрите, вот причина того, почему мы не можем справиться с этим: мы всё время находим себе оправдание, или заранее приготавливаем себе лазейку, когда думаем «буду бороться, конечно, но как получится уж, ну, если не получится, пойду опять каяться». Вот этого «если» не должно быть. Когда мы с вами каемся, когда мы понимаем свою степень греховности, никаких «если» быть не может! Мы должны себе раз и навсегда сказать – «Нет, и всё! Никогда больше в своей жизни я этого не сделаю».

Сделаю или нет, мы, конечно, не знаем, но вот именно с таким только настроением нужно бороться с грехом. «Не сделаю», - мы должны себе говорить. Не то, чтобы буду стараться не делать, а вот не сделаю и всё! Бескомпромиссное отношение. Просто возненавидеть нужно этот грех, который нас мучает. Возненавидеть и объявить ему войну не на жизнь, а на смерть. Мы понимаем, за что война идет: цена-то какая этой борьбы – наша душа! Демон-то ведь для чего старается проникнуть в человека, почему он всегда рядом? У него главная задача – забрать нашу душу, погубить нас. Демоны единственное чувство к человеку испытывают – ненависть. Какими бы они «белыми и пушистыми» не представали перед человеком: в виде там домовенка Кузи, или ещё кого-то; как сейчас говорят, домовые - это хорошие, добрые, надо блюдечко с молочком поставить – задобрить, чтобы хорошие были взаимоотношения. Какими бы они ни представали, такими безобидными, чувство у них только одно. Они могут, конечно, маскироваться, они могут надевать различные маски, подходить к человеку под различными личинами. Раньше приходили как домовые, лешие, теперь как какие-нибудь инопланетяне или ещё какие-нибудь существа – лишь бы заинтересовать, лишь привлечь к себе внимание и убедить человека к послушанию, чтобы слушался их. Кто-то начинает заниматься вызыванием духов, спиритизмом, кто-то начинает увлекаться астрологией, гороскопами, - всё это разные грани одного вопроса, всё это попытка увлечь человека, заинтересовать, отвлечь его от главного. Найти такую лазеечку, чтобы можно было проникнуть в его сознание и незаметно делать там свое дело. Вот так вот бесноватые и появляются на свет.

Вот два примера назидания и вразумления от поступка бесноватого человека в слышанном евангельском отрывке. Что он сделал? Он пришел ко Христу, он привел с собой этих демонов, то есть притащил их, можно сказать, на аркане своей веры, мужества своего и бескомпромиссной решимости избавиться от этого состояния. И для нас это должно стать главным примером и в нашей жизни. Нет такого греха, от которого человек не мог бы избавиться, не существует в природе. Любое наше состояние греховное мы с вами можем исправить, мы можем стать другими людьми.

Сколько святых мы видим в образах на стенах нашего храма? Это всё нам примеры, как эти люди достигли состояния святости. А достигли они его именно так: прямой постоянной бескомпромиссной борьбой с грехом. Никто из нас никогда безгрешным в этой земной жизни не станет – это факт. Поскольку никогда ни одного человека и не существовало безгрешного. Все были грешники. Но отличается человек, живущий святой жизнью, от других тем, что его это состояние греховное не устраивает. Он осознает свою греховность, и он борется с этим. Борется, а другие нет. А другие просто живут и живут себе, как все остальные. Их всё устраивает в жизни, ничего менять не надо, ни с чем бороться не надо: легко и просто всё.

Но потом наступают такие моменты в жизни, когда вот это «легко и просто» накапливает такой греховный запас, такой объем этого зла, что происходит детонация в жизни человека, взрыв такой вот этой черной силы. И всё рушится в человеческой жизни, и обстоятельства жизни складываются неблагоприятно, и здоровье начинает разрушаться, и вся жизнь начинает разрушаться. Вроде бы, всё как всегда, жил, как все: за что это мне, почему это со мной? Начинает вспоминать человек, придет на исповедь, а священник его возвращает в прошлое и говорит: «давай вспоминать, что в твоей жизни было: вот это было?» – «было», «а ты в этом каялся?» -  «нет». И тогда только приходит осознание, а часто бывает уже поздно, когда что-то уже случилось непоправимое. И кто в этом виноват? Говорят, Господь это всё для меня допустил. Нет, не Господь это допустил, а это ты сам допустил, это ты своими грехами ушел от Господа «на страну далече».

Почему сегодня жители этого города прогнали Христа? Вы слышали в конце этой истории: они, когда пришли и увидели, что их стадо свиное утонуло в озере, бесноватый, которого они все боялись, сидит у ног Христа, уже в человеческой одежде, с осмысленным взором, то есть всё, исцелился, слушает внимательно Господа и Спасителя, а жители всего этого, как говорит апостол Лука, испугались и попросили Христа уйти от них, то есть, по сути, прогнали Его. Почему, что за страх такой, почему радости-то не было в сердце у них? Они же увидели чудо, они увидели исцеленного бесноватого - невозможное чудо случилось! А у них вместо радости страх.

Вот в другом селении Сихарь, или Сихем, помните, самарянка Светлана - Фотина, у колодца встретила Христа? Она побежала в город, и весь город вышел навстречу Христу и просил остаться, наоборот, у них. Христос у них потом, как евангелист пишет, жил несколько дней в городе – проповедовал, исцелял. Люди с радостью Его приняли, а здесь прогоняют. От страха! А причина этого страха в чем? Тоже предлагаю сегодня подумать над этим. Почему кто-то видит чудо, а вместо радости и благодарности возникает неприязнь, страх, желание избавиться, чтобы не было того? Это страх изменить свою жизнь. Они понимали, что произошло что-то невозможное, невообразимое – бесноватый этот исцелился, что-то изменилось. И это изменение влекло к тому, чтобы и им изменить что-то в себе.

Господь ведь мог этих свиней и не топить. Он же понимал, что дальше произойдет, когда бесы просили Его войти в стадо свиней. Для чего им в стадо свиное входить? Он мог просто их прогнать и сказать: уходите, и больше никогда не возвращайтесь! Но нет, Он позволил. Он это стадо свиное погубил с какой целью? Во всем есть смысл. Если Господь это допустил, повелел, значит, это должно было произойти, и с какой целью? – Избавить этих жителей от грехов их.

Иудеям есть свинину нельзя. Эти города Гадары и Гергесы были наполовину иудейскими, наполовину языческими, там и римские граждане жили, которые ели свинину благополучно. Значит, эти свиньи были в употреблении: или римским легионерам эту свинину продавали и наживались на этих свиньях, а сами не ели, а может, и ели, кто знает? Значит, тут либо сребролюбие, либо сластолюбие. Две страсти, две зависимости. Запрещено законом Моисея свинину есть? – Запрещено. Явно нарушение заповеди, закона. Огромное стадо: не меньше 2000 свиней. Представьте себе – 2000 свиней это стадо! И вот это стадо бросается в озеро и тонет.

Так вот эти люди, пришли когда из города и увидели трупы, плавающие в озере, своих свиней, источник своего достатка, вот они чего испугались! Им придется теперь менять свою жизнь. Если Христос останется в их жизни, им уже прежней жизни не видать. Потому что Господь их избавляет от этого, Он как бы вынуждает их на этот решительный шаг – изменить что-то в себе, а они к этому не готовы, и говорят: уйди, Господи, от нас, мы хотим жить, как жили, не трогай нас, не вмешивайся в нашу жизнь. Вот что произошло, вот страх почему.

И давайте каждый себя вспомним теперь и спросим себя: в нашей жизни такое бывает? Когда понимаешь, что надо что-то  изменить, а нет для этого решительности, сил, говорим, нет. Вот это то же самое и есть: уйди, Господи, из моей жизни. Потому что Господь нас призывает к очень высокому служению, такая высокая планка поставлена! И вот, чтобы нам пойти за Ним, надо иметь такую решимость: взять крест свой, и, не оглядываясь, идти по стопам за Господом нашим.

Будем помнить эту историю о гадаринском бесноватом каждый раз, когда у нас стоит вопрос – совершить или не совершить, сделать или не сделать греховный поступок? И когда мы начинаем эти мысли в себе ощущать, ловить их, слышать в своем сердце: «ну, сделай один раз, потом пойдешь покаешься, все так живут, и что из этого?», или «начнешь свое исправление со следующей недели, сейчас уж эту неделю живи так, как живешь» - разные есть уловки у демонов, они ведь опытные психологи. Они чувствуют наше состояние, наше стремление, наше влечение, и только лишь распаляют наше желание, понимая, что немножечко ещё и всё, - человек послушается и сделает.

И вот в этот самый момент, когда мы это чувствуем, начинается эта борьба, влечение нас к чему-то, вот здесь вот мы должны вспомнить и сказать себе: «нет! я сказал нет, и это будет так теперь всегда!» Бескомпромиссно. И ко Господу сразу с молитвой и просьбой о помощи – Он-то ведь всегда рядом. Как только попросим о помощи, она тут же рядом и есть.

Только надо именно так просить, как этот гадаринский бесноватый: от всего сердца, от всей своей души, понимая, что это, может быть, последний раз, сейчас. Ты сейчас себе позволишь согрешить, а до следующего момента покаяния ты можешь не дожить, не дойдешь ты до исповеди. Кажется тебе, что вот ладно, в воскресенье пойду покаюсь. А Господь возьмет тебя и раньше призовет со всеми твоими грехами. И что ты скажешь Ему в ответ? Что хотел пойти да не успел, вот не вовремя Ты за мной пришел?

Поэтому будем помнить эту историю, и объявим греху бескомпромиссную войну, понимая, как это все серьезно. И играть с этим или закрывать глаза, успокаивать себя, будет преступлением с нашей стороны. Полная ответственность, внимательность и бескомпромиссное отношение ко злу. Пусть нам этот гадаринский бесноватый будет примером, а Господь будет помощником в нашей с вами борьбе со злом. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla