Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».

Эти слова из молитвы Господней, братья и сестры, можно было бы поставить эпиграфом к сегодняшнему Евангелию, что мы слышали за божественной литургией.

Господь наш Иисус Христос рассказал притчу о двух должниках, которые были должны разные суммы своему господину. Как мы с вами знаем, Христос намеренно использовал для объяснения  тайн Царства Небесного примеры из обычной жизни для того, чтобы более наглядно и доступно объяснить слушающим Его людям, что значит спасение души, что значит настоящая любовь. И вот сегодня мы слышали некую историю из жизни того времени, какой бы странной, может быть, она нам бы ни показалась на первый взгляд. Что там произошло, что мы сегодня слышали?

«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими», - говорит Господь (Мф.18:23). Христос Царство Небесное сравнивает с положением этого господина, который решил «стязатися» со своими рабами. Что значит «стязатися»? То есть, чтобы они дали отчет о своих долгах, о выполненных каких-то работах, отчитались бы за прожитую жизнь. И здесь сразу идет отсылка и к нам с вами: нас тоже Господь когда-то спросит за всё, что мы сделали, сказали или даже подумали, приняли в свое сердце. За каждое слово свое или оправдаемся или осудимся, как говорит Господь (Мф.12:37).

И вот приводят к этому господину первого должника, который должен был ему огромную сумму денег совершенно неоплачиваемую - тьму  талантов. Талант – это уже огромная сума денег, в пересчете даже на дореволюционные рубли речь идет о миллионах. А там тьма талантов, то есть бесчисленное множество денег. Господь намеренно приводит для примера такую сумму, чтобы показать невозможность для должника оплаты своего долга. И вот приводят его первым. И, казалось бы, по логике вещей человек, который столько задолжал своему господину, неминуемо должен был впасть в немилость и быть наказанным. Ведь ещё никто не приходил к господину и не отчитывался ни о чем хорошем, и как бы нечем было бы его умилостивить бы даже, настроение ему поднять, и сразу приводят такого грешника, такого должника. Но мы видим совершенно противоположную реакцию господина.

Падает этот человек на колени перед своим господином, и восклицает: «Государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу» (Мф.18:26). Он даже сам не понимает, видимо, что говорит: сколько бы господин его не терпел, эту неимоверно большую сумму долга ему никогда в жизни не отдать. А почему он так сказал? А потому что испугался. Ведь господин, когда узнал о сумме долга, понимая, что этому человеку нечем расплатиться, велит «продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить» (Мф.18:25). В то время, действительно, в обиходе были такие правила. Могли посадить человека в долговую яму, и он мог там сидеть до тех пор, пока не продадут всё его имущество, и всё, что он имеет, в том числе жену и детей: они тоже в то время считались имуществом, это была личная собственность человека. Вот такие ещё отсылки исторические интересные здесь мы видим в этой притче.

Но вот человек этот испугался и просил у господина потерпеть. Мы видим, господин смилостивился над ним, понимая, что всё равно невозможно с него этот долг получить, и берёт, прощает ему весь этот долг. Прощает и отпускает его с миром. Что же тот делает? Он выходит на улицу, идет по дороге к себе домой и встречает должника, своего же товарища, который задолжал ему сто пенязей: в пересчете на наши деньги какие-то копейки. То есть какую-то мелочь совершенную тот человек ему должен. И точно так же тот просит своего товарища: потерпи на мне, я тебе всё отдам, то есть дай мне время.

 

Как должен был поступить только что помилованный господином своим от верной смерти? Конечно, должен был так же поступить: тоже простить и милостиво отнестись к своему должнику. Но мы видим, что этого не происходит. Напротив, он берет его, ведёт и сажает в темницу, и требует, чтобы он там находился до тех пор, пока всё не отдаст. То есть, он поступил с ним как бы справедливо, по закону, но немилосердно со своей стороны.

Увидели всё это товарищи того должника бедного, который в темницу был посажен, и пошли жаловаться господину. И тот, когда узнал, что произошло, призывает к себе этого первого прощенного, и в гневе говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф.18:32-34). То есть, точно так же приказал поступить, как тот поступил со своим должником. А что значит «до тех пор, пока»? А значит – навсегда. Значит, на веки вечные посадил его в темницу.

Всё это прообразы, братья и сестры, Царства Небесного, должника-грешника перед своим Создателем, когда этот должник-грешник прощен был за все свои мыслимые и немыслимые грехи Господом по милости Его, но вот ближнему своему оказался не в состоянии простить какой-то мелочи, какого-то пустяка. И если так человек поступает, он точно так же будет потом судим немилосердно Судом Божиим, справедливым уже, но без милости. «Суд без милости, не оказавшему милости», - восклицает в своем послании апостол Иаков (Иак.2:13). Ведь если бы наш Господь был только справедлив, нас с вами всех давно в живых не было бы по нашим грехам. Но Господь не только справедлив, Он ещё и милостив, и милость Божия распространяется на каждого человека.

Каждый день нашей жизни – это шанс, который Господь нам дает. Он дает нам возможность что-то исправить: в себе, вокруг себя, в отношениях с другими людьми, просить непрощенные какие-то долги. Если ты кому-то должен – загладить свой грех, примириться со своим обидчиком или с тем, кого ты, может быть, обидел вольно или невольно. Вот эта притча как раз об этом. И почему я говорил, что эпиграфом к ней можно поставить слова из молитвы «Отче наш»? Потому что заканчивается сегодняшнее Евангелие именно такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:35). То есть, какою мерою судите, такой мерой и вам отсудится потом.

На Афоне существовал такой обычай для монахов: если кто-то с кем-то во вражде находился и не мог никак эту вражду изжить, примириться со своим собратом, то старцы запрещали тому монаху в молитве «Отче наш» произносить вот эти самые слова: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Потому что иначе эти слова звучат как приговор самому себе: если я не прощаю своим ближним, значит, и мне Господь не простит. Ведь Господь эту молитву дал ученикам на их просьбу, когда они говорили «Господи, научи нас молиться». В этой молитве всё есть. Она абсолютно самодостаточная, абсолютно всё в ней сказано.

Так вот ещё есть такая фраза в этой молитве: «Да будет воля Твоя как на небесах, так и на земле» (если по-русски перевести). И вот тоже некоторые старцы своим ученикам, которые гордостью своей грешили, невозможностью простить ближнего своего, говорили, вразумляя их: ты неправильно эту молитву читаешь! Ученик спрашивает: как это неправильно? А вот ты говоришь: «да будет воля Твоя, Господи», а надо тебе говорить «да будет воля моя». Как же так? Ведь Господь нас учил не так молиться: надо же чтобы «воля Твоя» было! Конечно, надо, но ты-то ведь эту волю Господню не выполняешь, ты же свою волю выполняешь, ты же не слушаешься Бога, когда  Он тебе говорит делать так – ты делаешь по-своему. Так вот и молись тогда так, как ты делаешь: да будет воля моя, как я хочу, так и поступаю!

Вот в этой молитве Господней, молитве «Отче наш», братья и сестры, многое сказано. Наша с вами бывает проблема зачастую та, что мы по привычке те или иные молитвы читаем, не вдумываясь в смысл слов. Просто произносим какие-то слова наизусть, автоматически. Мысли при этом блуждают где-то на стороне, и мы не вникаем в смысл слов, которые произносим. Тогда эти слова теряют смысл и теряют силу. Это просто сотрясение воздуха, это не молитва. Молитва, когда она от сердца идет, когда мы каждое слово, которое прочитываем, пропускаем сначала через свое сердце, осознаем, что мы говорим. И вот тогда, если бы мы эту молитву читали внимательно «да будет воля Твоя, Господи», мы бы понимали, что нам надо научиться жить по воле не своей, а по воле Божьей. И как это сделать? В чем воля Божья? Мы знаем, в чём: нам заповеди даны. Вот это и есть воля Божья, как нам нужно жить. «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим», то есть точно так же, как и мы оставляем.

Опять сказали и подумали: а вот у нас обидчик какой-то есть, а вот этому никак не могу простить сколько лет уже, или сам перед кем-то виноват и никак не могу в себе силы найти или время найти, пойти и примириться с тем, кого обидел, или кого обманул, или унизил. Вот и приговор себе тут же произнес, когда эту молитву прочитал. Потом это всё вспомнится, потом это всё приложится на суде, и скажет нам потом Судия: ты же сам это просил! Ты каждый день эту молитву читал и просил: Господи, суди меня, суди меня. Каждый день это говорил!

Вот эта притча сегодняшняя – напоминание нам о том ещё, в том числе, как внимательно мы должны относиться к словам молитв, которые мы произносим. Как внимательно мы должны относиться к тому, что мы говорим, что мы делаем, о чем мы думаем. Ничего нет случайного в нашей жизни: всё имеет огромное значение, всё ложится на чашу весов правосудия Божия, когда определяется наша душа в вечности. Всё это собирается, и всё это потом взвешивается. И оценивается человек: насколько он способен оказаться в той вечности, насколько он стремился всегда к добру или не стремился, боролся со злом или жил вместе с ним, привык к нему, не боролся с ним, и для него это зло, эти грехи стали частью повседневной жизни, частью его существа.

В этом большое значение есть и смысл - к чему человек в своей жизни стремился. Пусть эта притча, братья и сестры, послужит нам очередным уроком того, как внимательно надо в духовной жизни ко всему относиться. Нет мелочей. Каждое слово молитвы, которую мы произносим, имеет смысл. Каждое действие, которое мы совершаем, крестное знамение, когда мы наносим на себя изображение честного креста, и то имеет смысл. Как мы крестимся? Или просто рукой машем перед собой, не понимая, что делаем? Или каждый раз говоря «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (и поклон), мы понимаем, что мы делаем? Мы крест перед собой изображаем, как бы ставим перед собой, перед своей душой, перед своим сердцем как защиту, как броню. Мы соотносим себя с этим крестом, этот крест уже часть нашей жизни, мы тоже крест на себе носим. На теле у каждого крестик напротив сердца. Тоже, что он для нас значит? Посмотреть на него, поцеловать утром и вечером.

Во всем есть смысл. Нам только нужно к этому серьезней научиться относиться в своей жизни. Тогда не будет с нами такой истории, как приключившаяся с этим должником. Ведь спасен был, ведь оправдан, очищен. Казалось бы, так всё хорошо, пойди и ты поступи так же! Ты ещё чище станешь в глазах Божиих, станешь лучше, станешь ближе к Богу. Вот будем этому учиться в своей жизни. И не будем относиться ко всему, что в нашей жизни происходит, как к некой случайности или к мелочи. Тогда достигнем с вами нужного состояния, и будем оправданы Господом нашим и Спасителем. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla