Наверх На главную

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с великим двунадесятым праздником в честь славного Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, с окончанием строго Успенского поста! Сразу хочу сказать, что сегодня пятница: хотя пост закончен, но Богородичные праздники Господских постовых дней не отменяют, поэтому сегодня только рыба за столом благословляется, а мясо и всё остальное с завтрашнего дня, с субботы.

В чем смысл праздника Успения Божией Матери для нас с вами лично? Мы с вами знаем хорошо эту историю, как провожали апостолы Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу в Её последний земной путь. Знаем о тех чудесах, которые происходили во время погребения, когда шествие шло в Гефсиманский сад. Похоронена Она была вместе со Своими родителями и обручником Своим Иосифом. Помним и о том, как апостол Фома Промыслом Божиим не успел к погребению Богородицы, для него апостолы открыли гроб, где покоилось тело Девы Марии. И как все были поражены тем, что гроб оказался пустым. А вечером во время трапезы Матерь Божия явилась апостолам и вдохновляла их, говоря, что неотступно будет рядом с ними. И теперь, в память об этом событии, священник, совершив божественную литургию, самой первой из святых возглашает Преблагословенную и потом, уже от себя как бы, говорит слова, которые произносили всегда апостолы, молясь к Ней: Пресвятая Богородице, помогай нам! И для нас, конечно, эти события являются священными.

Но вот в чем назидание для нас?

Вспоминая Успение Царицы Небесной, мы можем поразмышлять и о смерти, но непременно и о жизни тоже.

Почему кончина Её называется в Церкви именно Успение, как бы сон? Матерь Божия не умерла, а уснула, мы говорим. Потому что смерть с тех пор для любого верующего в Господа и Спасителя превращается именно в сон. То есть, закрывая глаза в этом мире, человек как бы засыпает и открывает свои глаза вновь уже, просыпается в мире ином. Он оказывается там, где нет уже смерти, где нет времени, нет болезней, нет страданий, несправедливости – всё это остаётся здесь. Всё это было порождением греха, начиная от грехопадения наших прародителей, как бы следствием, результатом этого. Но всё это было искуплено, всё это было уничтожено, сама сила греха, сам корень этого зла был вырван Господом нашим, когда Он взошел на Крест на Голгофе.

Но вот вопрос только в том для всех живущих сейчас, насколько мы будем достойны этого перехода, достойны наследовать Царство Небесное.

Мы с вами знаем, что смерть бывает разная: есть смерть мирная, благообразная, когда человек действительно как будто засыпает. Закрывая глаза, испускает дух, душа отлетает от тела легко, непринужденно, освобождаясь от тела, и переселяется в мир иной. О такой кончине христиане молятся за каждым богослужением: о христианской кончине живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной. А есть смерть мучительная, долгая, со страданиями.  Зачастую страдания посылаются человеку перед кончиной для очищения его собственной души, для приготовления его именно к этому переселению в царство правды, любви и справедливости. И раз такую смерть Господь послал человеку, значит, недостаточно тот оказался готов, стоя уже на пороге вечности.

А самая страшная смерть для христианина – смерть внезапная, без приготовления, без покаяния.

Если человек носил в себе какие-то нераскаянные грехи долгое время, они и определили его дальнейшую земную жизнь, все обстоятельства которой сложились впоследствии, соответственно количеству смертельного яда, содержащегося в сердце грешника. И зачастую бывает так, что человек уже, вроде, и покаялся, но точка невозврата пройдена, и то, что должно случиться, оно уже случится в любом случае. Вопрос только в том, как человек воспримет  случающееся с ним, те или иные обстоятельства, может быть, испытания, несчастья или болезни? С каким сердцем он это встретит: спокойно, со смирением, принимая из рук Божиих как лекарство, как спасительное средство для себя, без раздражения, без ропота, без вопросов ненужных (за что мне это всё? почему именно я?), но принимая от Господа не только сладкое в своей жизни, но и горькое, потому что лекарство редко бывает сладким, или он будет внутренне сопротивляться происходящему, не соглашаться, не принимать случившееся как волю Божию?

Поэтому надо, прежде всего, научиться принимать от Господа всё со смирением и с пониманием, что всё нам во благо, всё, что делает Господь. Он нас ведёт Своими путями, которые нам неведомы, они от нас скрыты. Впоследствии только всё откроет Господь, мы всё это увидим сами, нам не нужно  будет ничего объяснять, когда мы окажемся перед своим Создателем. Вся наша прожитая жизнь предстанет перед нами как открытая книга, и всё встанет на свои места, и мы всё поймём, почему так или иначе всё с нами происходило в какие-то определенные моменты нашей жизни.

Теперь о том, что касается смерти, как должен христианин относиться к ней. Всегда, когда мы об этом беседуем,  каждый раз я повторяю: христианин не должен смерти бояться, он должен о ней помнить и о ней размышлять. Неверующие люди стараются о смерти не думать. Они делают вид, что её не существует, они живут, как будто они бессмертные на земле. Они делают вид, что так будет продолжаться всегда, бесконечно. Но ведь невозможно обмануть самого себя. Мы видим смерть вокруг постоянно, мы ходим с вами на кладбища к нашим родным и близким усопшим. Всё это должно нас настраивать на определенный лад: не на страх, не на тревогу, не на стремление забыть об этом, а, наоборот, – к сознательному, сосредоточенному отношению, к тому, чтобы мы, помня всё время о смерти, готовились к этой неизбежной для нас ответственной, самой великой минуте в нашей земной жизни. Поскольку смерть это есть прекращение земной, временной жизни и начало жизни другой, вечной. Для верующего человека это как бы дверь в иной мир, порог, через который он проходит, но продолжает жить дальше, продолжает свое существование. Вот такое должно быть отношение к смерти, серьезное и сосредоточенное.

Я много раз говорил об этом, что и многие святые преподобные отцы хранили гробы в своих монастырских кельях, спали в этих гробах вместо кровати. Чтобы помнить о смерти, у многих подвижников череп человеческий стоял на письменном столе, или где-то на видном месте, чтобы, глядя на него, помнить всегда, что и ты когда-нибудь станешь таким, как этот череп, сухая кость. Память смертная является добродетелью христианской, это определенный уровень духовного развития, уровень христианского совершенства, когда человек не боится смерти, помнит о ней и готовится. То есть всё, что он делает в своей жизни, - поступки его, слова, мысли, - он соразмеряет с вечностью уже.

Смерть придает нашей жизни особую ценность и смысл. Когда человек помнит о смерти, он понимает, что, может быть, этот день у него последний в его жизни, и тогда он не так беспечно относится к тому, что происходит, к тому, что он сейчас скажет и сделает: а вдруг это будет последнее в твоей жизни, что ты сейчас скажешь или сделаешь? И потом уже исправить будет невозможно. Совсем другое значение жизнь приобретает, когда ты помнишь о смерти.

А теперь о жизни в завершении хочу коротко сказать. Мы знаем из жития Пресвятой Богородицы, что Она с момента славного Вознесения Её Божественного Сына, Господа нашего и Спасителя, просила Его всегда в молитвах Своих, чтобы Он забрал Её из этого мира. Она не хотела оставаться на земле и жить без Него. Так Она Его любила, так Он был Ей близок и дорог, что Она мечтала о том, чтобы Её земная жизнь прекратилась, чтобы Христос встретил Её уже в том мире, в который Он всех нас с вами зовет.

Но, смотрите, Её молитва, хоть и совершалась практически ежедневно (Она очень часто ходила на гору Елеонскую и там молилась), но забрал-то ведь Христос Её не сразу. Она прожила ещё много-много лет на земле до момента, когда Её Господь призвал, пришел за Ней. О чем это говорит? О том, что жизнь человеческая имеет особое значение для каждого, в том числе и для Матери Божией. Мы могли бы с вами подумать о том, что Она главную Свою задачу выполнила: Она родила Божественного Сына Своего. И, казалось бы, всё, что могла сделать, Она сделала, и можно бы было уже Ей и уйти. Но нет, Господь рассудил по-другому. Она нужна была ещё на земле, Она нужна была той горстке христиан, которые оставались после смерти, Воскресения и Вознесения Сына Божия – для укрепления их веры, для поддержания их. Она была для них настоящей Матерью! Они вокруг Неё всегда собирались для того, чтобы объединиться в молитве, в воспоминаниях своих, и поддерживали друг друга. Она была таким духовным стержнем, вокруг которого это все и происходило. Христиане в каждой из последующих стран, где появлялось христианство, приезжали специально в Иерусалим, чтобы увидеть, только лишь увидеть Матерь Божию, пообщаться с Ней. И это приводило их, конечно, в духовный восторг. Только лишь Её присутствие, даже безмолвное присутствие на земле уже было проповедью о Христе. Вот Она – жена, которая родила Того, о Котором сейчас речь идет, о Котором проповедовали апостолы, Который на Крест взошел и воскрес в третий день. Вот Она -  живое свидетельство! Поэтому важно было оставаться Ей на земле ещё долгое время.

Но и для нас с вами это тоже назидательная мысль: жизнь любого человека имеет свое особое значение, и у нас, у каждого есть своя цель, которую, может быть, мы не знаем с вами ещё пока. Она, может быть, пока скрыта до времени. И когда человек говорит, что он не знает, зачем он живет, в чем смысл его жизни, то вот здесь надо остановиться и подумать, вспомнить Матерь Божию. Может быть, кто-то думает, что смысл его земной жизни в своих детях. Кто-то думает, что в какой-то его работе. Какие-то таланты Бог дал человеку, чтобы он в науке, в искусстве, в чем-то ещё себя проявил.

Бог знает, действительно, в чем смысл жизни каждого. Но самая главная задача у нас с вами, цель нашей земной жизни, каждого лично, - это приготовить себя к  моменту встречи со своим Создателем. Когда откроются наши духовные глаза и закроются физические, мы увидим Спасителя мира лицом к Лицу. Вот этот момент самый ответственный, самый торжественный, и мы об этом должны помнить, готовить себя к этому. Что мы скажем о своей земной жизни? А Он единственный вопрос задаст: как ты свою земную жизнь прожил? Ту жизнь, которую Я тебе подарил, тебе вручил, чтобы ты приготовил себя к вечности. Что ты сделал? Вот и будем об этом помнить, и, задавая себе самим этот вопрос, стараться на него ответить делами, своей христианской жизнью.

Всех вас с праздником поздравляю, благодарю за молитвы, поздравляю со святым причастием всех, кто причастился! Да хранит вас милость Божия и заступничество Царицы Небесной!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla