Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресное евангельское чтение, братья и сестры, повествует нам об исцелении Господом нашим и Спасителем гадаринского бесноватого. История эта поразительна уже по тому одному факту, что Господь со Своими учениками плыл через огромное Генисаретское озеро или Галилейское море, как его еще называют, преодолевая встречный ветер, шторм, в бурю ночную. Плыл для того, чтобы, в итоге этого путешествия, долгого и опасного, исцелить всего лишь одного человека – того самого бесноватого, который жил в окрестностях города Гадары, гадаринский поэтому он и называется. Жил он в пещерах, в которых хоронили мертвецов, не одевался в одежды, страшно кричал, убегал в пустыни - бес его гнал, бился о камни. Люди, чтоб хотя бы как-то его уберечь, пытались его связать или верёвками, или даже железными цепями, но он их разрывал, и в безумии, в бесновании, вновь убегал в пустыни.

Ради спасения одного человека Господь предпринял такое путешествие через всё море на лодке в шторм и бурю, ночью отправился. Это и для нас с вами великое утешение Нам иногда кажется, кто мы, чтобы Господь обратил на нас Свое Божественное внимание, неужели Ему есть дело до какого-то одного конкретного человека? Сколько нас на земле? Но, как видим, есть. И если требуется спасение, если человек жаждет помощи Божией, Господь готов прийти даже вот так, как в евангельском повествовании: в бурю, в шторм, ночью через всё море для того, чтобы спасти этого человека. И мы видим, что как только лодка причалила к берегу, её встречает уже этот самый бесноватый.

И это тоже поразительно. Поскольку бесноватый, это человек, который будет всячески бежать от Бога, бежать от любой святыни. Много раз приходилось видеть, как бесноватого не могут к чаше подвести, к храму, и он легко разбрасывает людей, держащих его, так, что действительно видна нечеловеческая сила в этом безумном. А как мы видим из дальнейшего повествования, не один бес в этом несчастном был, а был целый легион (он об этом сам и сказал). Легион – это боевая единица римской армии, насчитывающая до нескольких тысяч солдат. Вот сколько нечистой силы было сосредоточено в одном несчастном. И поразительно именно то, что этот человек сумел подойти ко Христу сам, и вместе с собой весь этот легион бесов подвести, преодолевая их сопротивление. Это один из самых поразительных моментов в евангельском чтении.

Подошел, потому что верил. Подошел, потому что жаждал всем своим сердцем спасения. Потому что понимал, что это единственный, последний, наверное, в его жизни шанс спастись. И Господь, читая сердце этого человека, через всё море плыл, чтобы этот момент настал, чтобы встретились они и исцеление произошло.

И Господь слышит, как бесы говорят Ему устами этого человека: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8:29). Знают, Кто перед ними. Говорят голосовыми связками этого человека. Но Господь не удостаивает их ответом. И тогда они, понимая, что  настал час и сейчас они будут изгнаны, умоляют Христа, чтобы Он разрешил им не в преисподнюю идти, туда, где им и место, а разрешил бы им остаться всё-таки на земле и войти в стадо свиней, которое паслось неподалёку.

В стаде этом тоже было очень много животных: апостолы-евангелисты говорят, что около двух тысяч (нам с вами такое стадо свиней и не представить), и вот все эти животные были поражены демонами. Господь разрешил им это сделать, разрешил им войти в это стадо свиней. Свиньи обезумели, и в ужасе, страхе бросились с обрыва в Галилейское море, и всё это стадо утонуло. Пастухи идут в город, рассказывают о случившемся, чтобы снять с себя вину. Жители города выходят на берег, чтобы самим увидеть, чтобы удостовериться в случившемся, им рассказывают очевидцы о том, как это всё случилось, как был исцелен этот несчастный бесноватый. Вот он сидит у ног Христа уже в человеческой одежде с осмысленным взором и внимательно слушает слова спасения у Его ног. Разве это не поразительное чудо?

Казалось бы, эти ведь люди тоже пытались его спасти, этого бесноватого, пытались его связать, обезвредить так, чтобы он не нанес себе какого-то ущерба или увечья. И здесь они видят: вот оно – случилось чудо. Вон он этот человек теперь такой же, как и они: абсолютно здоров, осмысленный взор, одет в человеческие одежды. Всё, он вернулся в своё естественное достойное человеческое состояние.

Но мы видим поразительную реакцию жителей страны Гадаринской: они просят Христа… уйти от них, они Его прогоняют. И евангелист Лука объясняет, почему: потому что были одержимы ужасом, страх и ужас обдержали их. Христос, конечно, им не перечил, Он ушел, и никогда больше в эти края не возвращался. Просят уйти, прогоняют. Испугались. А вот бесноватый не испугался. Бывший теперь уже бесноватый умоляет Христа, чтобы Он позволил ему остаться рядом с Ним, потому что он понимает, что случилось, и он чувство благодарности свое выражает словами в просьбе остаться и быть всегда со Христом.

Как это удивительно! Какое разное отношение к совершившемуся чуду: или прогоняют, просят уйти, испугались, или умоляют остаться рядом и быть всегда вместе. Но Господь этому бесноватому бывшему говорит: иди в свой дом, то есть оставайся там, где ты раньше жил и живешь, вернись к своим родным – для них это тоже будет великая радость и счастье видеть тебя здоровым, нормальным человеком, и всем рассказывай о том, «что сотворил тебе Бог» (Лк.8:39).

Слышите, как говорит? «Что сотворил тебе Бог»! Задуматься бы всем, кто это слышал. Апостол Лука говорит, что этот человек вернулся к себе в дом и везде ходил и проповедовал о том, что сотворил ему Господь. Видите, как связано всё: Господь о Себе говорит – иди и скажи, что сотворил тебе Бог. Он и есть наш Господь. И бесноватый это прекрасно понял, и говорил именно о том, что Христос ему сотворил, был апостолом, был проповедником и благовестником в той местности, в которой он жил.

Вот сегодня хотелось бы особенное внимание ваше обратить на то, почему же жители этой страны Гадаринской прогнали Христа. Мы нигде не встречаем такой реакции в Евангелии. Всегда, когда совершалось то или иное чудо, в людях возникает чувство благоговения, радости, восторга, и люди хотят действительно остаться со Христом как можно дольше. Это можно во многих местах Евангелия увидеть. Но самым ярким противопоставлением была история встречи Христа с самарянкой у колодца, когда весь город, где жила самарянка, вышел навстречу Христу, и они, наоборот, позвали Его в свой город и умоляли, чтобы Он пожил у них, побыл с ними, потому что они всё никак не могли насладиться беседой с Ним. Христос у них два дня жил в этом городе, после обращения самарянки, и только потом покинул город.

В одном городе зовут и просят остаться, в другом прогоняют. Это поразительный момент. В чем же здесь дело? Давайте подумаем над этим.

Кто такие жители Гадаринской страны? Города Гадары и Гергесы располагались недалеко друг от друга, и в одном Евангелии называют «гадаринские бесноватые», а в другом называют «гергесинские». Гадара и Грегесы – города, которые построены были потомками Александра Македонского, и жили в этих городах далеко не одни иудеи, там много было греков и других народов. То есть многонациональное и многоконфессиональное, как сейчас говорят, сообщество. И поэтому там были и языческие капища, и до сих пор видны развалины прекрасных дворцов, театров, разрушенных языческих храмов. То есть эти жители были далеки от веры в единого истинного Бога. И стадо свиное тому доказательство, поскольку по Закону Моисея евреям запрещено было есть свинину, и прикасаться к этим животным считалось для иудея непозволительным. Ко всему нечистому если прикоснулся, был обязан пройти обряд омовения. В некоторых случаях этот обряд до недели мог продолжаться, если, например, к мертвому телу или к крови прикоснулся иудей. А здесь мы видим просто огромное стадо свиней. Да, и город не маленький, но поражает именно содержание этих животных. Значит, жители были далеки от Закона, жили по своим установлениям. Скорее всего, это были язычники. Римлянам не запрещалось свинину есть. То есть говорит это всё для нас с вами о том, что Христос для них был как бы чужеродным элементом, чужестранцем, и они Его даже и не ждали. Он к ним пришел, но Он им был и не нужен. Они жили по своим законам в своем языческом мире Римского государства. И поэтому, когда они увидели, во-первых, что их лишили богатства, поскольку свиное стадо в любом случае – способ обогащения (либо мясо, либо деньги за свиней), ничто так не могло такого сильного раздражения в их сердце возбудить. Во-вторых, увидели поразительное чудо исцеления того бесноватого, которого все боялись и обходили те места, в которых он жил, стороной. Казалось бы, глядя на это чудо, нужно было бы всем возрадоваться и поблагодарить Христа за это исцеление. Нет, просят уйти.

Здесь мы видим страх, который их обдержал: апостол Лука говорит, что просят уйти, «яко страхом велиим одержими беху» (Лк.8:37). А мы знаем, слово «одержимы» к одержанию бесами чаще применяется. Объял их ужас. Что это за ужас такой, откуда он взялся? Испугались чуда? Казалось бы, чего тут бояться? Радоваться надо, а у них страх. Потому что это чудо не укладывалось в их сознание, не укладывалось в рамки их мировоззрения, это выходило за пределы их нравственных координат. И поэтому то, что было им непонятно, что было им чуждо, вызывало и недоумение, и страх, и неприятие. Они не хотели, чтобы что-то менялось в их жизни. Они не хотели, чтобы их привычный уклад, в котором они жили, разрушился. Поэтому и прогнали.

Мы в Евангелии знаем другие случаи, когда страх нападал на людей. Например, обращение апостола Петра, когда он еще не был апостолом, не был Петром, был обычным рыбаком по имени Симон, ловил рыбу. К нему входит Христос в лодку, просит отплыть от берега, проповедует людям. Потом говорит ему: «отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк.5:4). Симон забрасывает сети после неудачной ночной ловли, будучи уверен, что ничего не произойдёт, бесполезно это делать, но сделал, и не может вытащить сети от множества рыб. Сети рвутся, лодка тонет, а Петр в ужасе припадает к ногам Христа – тоже испугался. Но мы видим совершенно обратную реакцию: он испугался, но он к ногам Христа припал. Он единственно просит Христа уйти из его лодки, но не по той причине, по которой жители Гадаринской страны просят Его уйти, а он понимает свое ничтожество, своё недостоинство, объясняет свою просьбу, говорит: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк.5:8). Я недостоин быть рядом с Тобой, с Тем, кто уже ясно, не просто человек – такое чудо совершил у меня на глазах. Выйди, Господи, я грешник. И Господь его тут же ободряет и говорит: «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк.5:10). То есть спасть будешь людей вместе со Мной.

Вот такой разный бывает страх и ужас. Есть страх благоговейный перед святыней, перед чудом, перед всемогуществом Божиим, а есть страх, который сковывает сердце, который веру прогоняет. И это бывает в тех случаях, когда сердце человека закрыто для истины, когда человек не хочет видеть эту истину, не хочет видеть очевидное, что происходит у него на глазах, отказывается в это верить, отказывается это принимать. Может быть, потому, что подспудно чувствует, что если принять, вся жизнь перевернётся вверх тормашками, всё надо будет переосмыслить, переоценить и начать жить заново, по-другому. Вот, что пугает человека. Этот ужас и страх – нежелание ничего менять, и поэтому лучше прогнать, лучше отойти, не вникать в это, не пытаться это осознать. Проще остаться тем, кто ты есть, и так, как ты привык.

Вот поэтому жители Гадаринской страны так поступили – прогнали Христа. Не захотели ничего менять в своей жизни. Христос ушел. А они как были в этой жизни своей греховной, так и остались, а гадаринский бесноватый спасся. Он не только получил исцеление, но получил благословение Христа ходить и проповедовать о Нём. То есть он апостольское послушание исполнял на земле. Вот в этом, братья и сестры, и разница.

Сейчас наш просвещенный цивилизованный мир тоже Христа гонит. Мы видим с вами на примере Европы, там особенно это отчетливо можно проследить, как Европа, которая когда-то именовалась как цивилизованная христианская Европа, давно уже таковой не является. Запрещено говорить о Христе, в частности в Великобритании, этом «христианском» государстве: за это можно еще и поплатиться штрафом или до преследований. Так же и в любой другой европейской стране. Нет уже такого наименования – «христианская страна». Вот эта напыщенная, самоуверенная просвещенность, эта цивилизация, она противопоставляет себя Христу. Кажется, настолько всё это примитивно, глупо, какой-то атавизм отмирающий или вымерший давно – христианство в этом мире.

Что такое христианство, что такое Церковь, что такое богослужение по сравнению с достижениями научно-технического прогресса? Так кажется этим людям. Но как только случается в их жизни то, что они не могут объяснить никакими законами, не измерить, не исследовать никакими лабораторными методами – нет в этом мире объяснения многим вещам, которые в духовном мире происходят, так эти люди приходят в ужас и закрывают свои уши, глаза и сердце, не хотят ничего слышать и принимать. Для них это страх: страх изменить или сломать свою жизнь и признаться себе, что ты жил все эти годы не так, что ты ошибался, ты заблуждался.

А на самом деле, если сравнить этот мир современный с христианством, то наоборот – настолько в нём всё мелко, пошло, ничтожно, по сравнению со Христом, с верой, с бессмертной жизнью, с Царством Небесным! Вот что захватывает ум и сердце человека, который стремится найти смысл жизни, который стремится истину обрести в своем земном существовании. Несопоставимые совершенно вещи. Поэтому, братья и сестры, услышав сегодня это евангельское воскресное чтение, посмотрим в свое собственное сердце, услышим мольбу этого гадаринского бесноватого, ради которого Христос плыл всю ночь через море, чтобы помочь ему и спасти его. Поразимся мужеству его и силе его духа, который с собой легион демонов привел Христу на поклонение, заставив их сделать это, против их воли. Поразимся его верности Христу, когда он, получив просимое желаемое исцеление, всем сердцем желал остаться рядом с Ним. «Господи, позволь мне быть всегда с Тобой!» Нам бы так научиться говорить и чувствовать в своей жизни, чтобы стремиться именно быть со Христом всегда.  Тогда получим и мы от Господа это одобрительное благословение: «возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк.8:39). Аминь».

В завершение слова отец Игорь рассказал о преподобном Иове Почаевском, память которого отмечалась в воскресенье 10 ноября (28 октября по старому стилю) и чья икона со святыми мощами имеется и в нашем храме.

(5)

«Преподобный Иов, игумен Почаевский, чудотворец (в миру Иван Железо), родился в середине ХVI века в Покутье в Галиции. Прославился он тем, что защитил Православие от униатов и католиков. Он своим авторитетом, своим подвигом ограждал Православие от этих иноверцев, инородцев, можно так сказать. Сейчас в Лавре Почаевской, конечно, великое торжество, прославление преподобного Иова, обносят его мощи крестным ходом вокруг величественного Успенского собора – главного храма Почаевской Лавры. Но не сравнить нынешнее торжеством с тем, что было до известных событий на Украине, когда можно было приезжать туда и русским паломникам беспрепятственно, сейчас это сделать крайне затруднительно. А в прошлые времена в ночь накануне литургии стояли десятки священников и в храме, и на улице в Лавре. Где-то под деревом или около стены храма – аналой, крест с Евангелием, и огромные очереди исповедающихся паломников, которые приехали со всех концов света на прославление, на это торжество. Всю ночь шла исповедь, а утром совершалась литургия под открытым небо, чаще всего, в виду огромного стечения людей, а потом причастие шло по нескольку часов. Выносили не две, не три чаши, как у нас, что тоже немало, конечно, а выносили десятки чаш и причащались часами тысячи верующих людей. Это, конечно, не может не поражать и не восхищать верующее сердце!

Иов Почаевский был удивительным подвижником. Мне довелось быть в Почаевской Лавре, я специально ездил туда, чтобы своими глазами всё увидеть, места, в которых он подвизался, пещеру, в которой он многие годы подвизался, находился в затворе, уходил туда – даже неделями там бывал, и в эти дни не вкушал практически никакой еды и не пил даже воды. Раз в три, четыре, пять дней ему приносили какое-то небольшое количество еды. Пещера эта настолько мала, внутри она метр на полтора или два от силы – каменный мешок, по сути. Чтобы туда попасть, приникнуть в эту пещеру, есть небольшой лаз, отверстие: чтобы проникнуть сквозь него, приходится руки вытянуть, плечи немножко сузить, потому что иначе не пройдешь сквозь это отверстие, а потом резко вниз по ступеням и вползаешь на дно этой пещеры. Ни окон, никакой вентиляции, ни света – каменный мешок. «Что там делать? – спросит неверующий человек. – Зачем это нужно? Чем он там занимался в этой пещере?» Но вот, когда приходил к нему ученик, чтобы принести ему воды, еды, чтобы поддержать его физические силы, он видел иногда, как из этого отверстия выходил ослепительный луч света, сияние неземное исходило.

Мы не знаем, где находился в этот момент сам Иов: в этой пещере он был или парил своей душой в небесах, в Царстве Небесном пребывал в это время, лишь только тело свое там оставлял, или это посещали его ангелы Божии или Царица Небесная, неизвестно. Это тайна, которая от нас пока сокрыта, но факт остается фактом. Он великий подвижник и чудотворец. По его молитвам Лавра Почаевская была спасена не раз, и земля наша Российская. И столько чудес происходило и происходит по молитвам к нему, поэтому он является одним из самых любимых, почитаемых сегодня святых в Русской Православной Церкви. У нас есть икона его, и это наша особенная радость и счастье, которая содержит в себе частицу его святых мощей. Вы можете подойти и не просто посмотреть на его святое изображение, но и прикоснуться к нему, и помолиться, и испросить у него благословения.
Вот и относительно причастия тоже хотел бы сегодня пожелание высказать. Сейчас уже много родителей с детьми ушли из храма, может быть, они в нижнем храме, подходя ко кресту, меня услышат. Пожалуйста, обратите внимание на то, что если вы пришли с детьми на причастие, нужно чтобы вы причащались вместе. Дети должны видеть, как вы причащаетесь. Потому что словами передать веру христианскую невозможно: ребенок всегда смотрит на то, что делают мама или папа, крестный или крестная. Всегда слова должны подтверждаться поступками, делами. И если ребенок видит, что мама причастилась, то он, сидя на её руках, уже спокойно будет причащаться. А если мама поднесла к чаше, или папа, ребенка, а сам как бы отстраненно себя держит, ребенок, естественно, напряжен, начинает капризничать и вырываться, потому что его заставляют сделать то, что он не знает. А неизвестность всегда пугает. Причастись сама, покажи пример, и ребенок успокоится – ничего страшного, а потом и понравится, и будет причащаться уже с радостью, с желанием.

Пожалуйста, думайте родители не только о своих детях, но и о себе самих. Вот, к примеру, мы вместе летим в самолете, нас заранее предупреждает экипаж, что если произойдет разгерметизация в салоне и выпадут кислородные маски, на кого надо сначала маску надеть? На себя! И только потом уже ребенку маску давать. А почему? Потому что, если сделать наоборот, то на себя можно уже не успеть маску надеть, и тогда ребенка спасать будет некому. А мы сначала пытаемся детей спасти, а о себе не думаем. А кто будет их учить, кто будет их воспитывать? Да, они получают благодать, они возрастают духом –  так  они возрастут потом больше вас, а дальше-то им двигаться куда, кто их дальше-то за собой поведёт? Перед собой их толкать не получится, только за собой. Мы должны впереди их идти, за собой их вести. Вот, давайте не будем об этом забывать.
Всех благодарю за молитвы, поздравляю с причастием, на всех призываю милость и благодать Божию!»

 

 

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla