Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Сегодня, братья и сестры, в воскресном евангельском чтении Господь рассказал нам притчу о богаче и Лазаре. И, собственно, в этой притче как раз раскрывается смысл заповедей блаженств, в частности, этой заповеди о «нищих духом». У многих возникает вопрос, что это за «нищие духом»? Как можно быть «нищим духом», то есть в душевном плане, да ещё за это получить Царствие Небесное, как Господь обещает?

Вот в этой притче мы с вами видим, Господь показывает нам двух совершенно разных людей, показывает, как по-разному человек может свою жизнь прожить, как по-разному он может относиться к тому месту в жизни, на которое поставил его Господь, и к тому кресту, который он призван нести в своей жизни. И вот как раз нищета духовная здесь восхваляется Господом на образе нищего праведного Лазаря.

Это был действительный, реальный человек. Господь часто в притчах Своих использовал наглядные примеры из повседневной жизни, так, чтобы людям было более понятно. Когда Он говорил о духовном, брал примеры из земной окружающей действительности. Был такой на самом деле Лазарь нищий, всем известный в Иерусалиме, и на его примере Господь эту притчу как раз и рассказал. А богача этого из притчи Господь даже не удостоил имени. Был некий богач, говорит Он, а нищего называет по имени. Нам уже это о многом может сказать. Как Священное Писание учит нас, в книге жизни записаны лишь только имена праведников. Грешники там не записаны, их имена. Когда этого богача Господь именем не нарекает, это повод нам с вами подумать, кто же этот богач, что даже имени его нет. Это своего рода собирательный образ человека, на которого вдруг свалилось такое «счастье» - богатство, слава, честь, и этот человек потерял голову. Он забыл, кто он есть, Кто дал ему эти богатство, славу и честь, и как нужно этим всем распорядиться в жизни, чтобы сохранить свою душу, и чтобы наследовать бессмертие, вечную жизнь.

Как жил этот человек? Господь говорит нам – «одевался в порфиру и виссон» (Лк.16:19). Порфира – это драгоценная ткань красного цвета, которую надевали на себя цари, и только в особые торжественные дни, когда  принимали гостей, послов и так далее. Верхняя одежда – порфира. А виссон – это нижняя одежда, она изготавливалась из тончайшего льна, который ценился в те времена на вес золота, и эту ткань использовали в своих облачениях первосвященники и только в богослужении. А этот человек одевался в такие ткани каждый день, то есть это была его повседневная одежда. Что это как не тщеславие, желание показать себя не таким, какой он есть? Значит, сам себя возвеличил до уровня царя и первосвященника.

Следующий грех, который мы сразу видим в этом человеке, когда Христос о нем говорит: «каждый день пиршествовал блистательно» (Лк.16:19). То есть не по каким-то особым дням собирал богатые столы, приглашал гостей, но блистательно пиршествовал каждый день, вся его жизнь была сплошным праздником. Каждый новый день начинался с предвкушения того, что будет опять торжество, полный дом гостей, опять веселье, можно надеть драгоценные одежды. Кто за столы обычно приходит и садится у таких людей? Подобные же гордецы, тщеславные, которые обычно лестью покупают себе место за праздничным столом. Можно себе представить, что происходило на этих пирах, о чем эти люди говорили, чем они там занимались. Вот так проходила жизнь этого богача.

И нищий Лазарь вспоминается Господом, который лежал у ворот этого богатого господина весь в струпьях, в гное, настолько был болен и слаб, что даже встать не мог, и ожидал только, чтобы, когда закончится пир, ему бы крохи какие-то со стола, объедки вынесли, и дали бы ему. Но, как мы понимаем из повествования, даже этого он не удостаивался – всё бросали собакам. То есть этого человека богач и его друзья почитали хуже, ниже животного, не замечали, перешагивали через него, не обращали внимания. Собаки же приходили и лизали ноги нищему Лазарю, то есть хоть какое-то милосердие и сострадание ему оказывали эти неразумные животные.
И, говорит Господь дальше, пришло время, и умер этот Лазарь, и ангелы отнесли его на лоно Авраама. «Лоно Авраама»: возникает следующий вопрос – что это такое? Понятно, что это не рай, потому что райские двери, двери Царства Небесного открыл только Спаситель наш после Своего Крестного подвига и Воскресения, вознесся на небеса и вместе с Собой всех праведников в рай ввёл. Что же это тогда такое? Значит, явно, что это отличающееся от ада – от того места, где пребывают грешники, место. Святые отцы трактуют это место таким образом: это особое место, как бы предощущение рая. То есть близ, если можно так сказать, недалеко от Царства Небесного, практически у дверей. Но пока ещё двери закрыты – Христос ещё не открыл Царства Небесного, и вот праведники там собираются и ждут этого часа. Вот это «лоно Авраама», на которое собирал праотец всех чад своих, потомство свое многочисленное, в том числе и этого нищего Лазаря. Отнесли его ангелы. Так за что же его ангелы удостоили такой чести, сопровождали его душу от земли к небесам? Только лишь за то, что он лежал у ворот, нищий, и попрошайничал всю жизнь? Мы с вами знаем, что нищие ведь тоже разные бывают. Значит, не за это.

Нищета – это ещё не святость. Точно так же, как и богатство – не порок. Не грешно быть богатым. Никогда Господь этого не говорил, нигде в Евангелии таких строк не прочтём. Значит, в другом смысл этого повествования. Зачем нам Господь приводит два таких разных человека: богача и нищего, лежащего у ворот его дома? Он показывает нам то, как человек может относиться к своему месту в жизни. Ведь богач тоже мог бы спастись. Много ведь у нас есть святых, которые в своей земной жизни были весьма состоятельными людьми. Тот же Авраам, который упоминается здесь, в этой притче, был очень богатым человеком. У него были бесчисленные стада, огромное количество рабов, много имущества было. Но, тем не менее, он считается святым. Почему? Потому что он этим богатством распоряжался мудро. Он, как обыкновенный слуга, выходил на дорогу каждый день, и высматривал – не идёт ли какой-нибудь путник у его шатра? Если кто-то шел, лично встречал этого путника, провожал его в свой шатер и лично ему служил: мыл ему ноги, кормил его, покоил его, удостаивал беседы. То есть все виды гостеприимства оказывал проходящему мимо незнакомому для него человеку. Казалось бы, мог бы и рабов на это дело поставить, нет, он сам это делал.

За свою праведность он сподобился видеть Господа нашего в виде трёх путников, трёх юношей Господь пришел к Аврааму.

Если бы этот приточный богач хотя бы в какой-то степени был похож на Авраама, он был не был помянут в этой притче. Но нет, этот человек считал, видимо, что всё, что он в своей жизни имеет – богатство, славу свою, возможность жить роскошно, он всё это имеет по праву и , значит, имеет полное право пользоваться всем этим по своему усмотрению так, как он желает, как он хочет, то есть только для себя, всё себе. Но не так поступал Авраам.

А нищий Лазарь – посмотрите, как Господь о нём говорит в Евангелии. Мы не слышим ни слова, чтобы он роптал, был бы как-то недоволен своей жизнью, тем положением, в котором он оказался. Беспомощный, больной, весь в струпьях, лежит у ворот какого-то человека, вынужден был просить подаяние и не получать его, и при этом не озлобиться, не осудить, не позавидовать, а в смирении проводить свою жизнь. Это добродетель, которая именуется в духовной жизни любомудрием, добродетель, которая основана, прежде всего, на смирении.

Что такое смирение? Смирение – это мирное сердце, прежде всего. Ведь если человек сумел подставить другую щеку ударившему его, у этого человека, значит, на сердце тишина, у него не возникает ни гнева, ни желания отомстить, сказать какое-то колкое слово. Ведь ударить по щеке можно и словом, не только рукой, обидеть, унизить, оскорбить человека, насмеяться над ним. Но в сердце смиренного человека не возникает ничего в ответ – тишина. Тишина, покой, потому что всё покрыто благодатью. Человек этот ни на секунду не забывает о том, что он сам грешник, что он сам нисколько не лучше того, кто обидел его. И он понимает, что если допустил Господь какое-то испытание в твоей жизни, всё это не случайно, в этом есть великий смысл. Тебя сейчас смирили, то есть дали тебе возможность добродетель под названием смирение проявить, мы же просим в своих молитвах: «Господи, дай мне смирение». А как нам Господь даст смирение? Это не что-то, что можно взять из рук и в руки передать. Это нужно в себе воспитать, это нужно в себе возрастить. Вот она так и взращивается: просишь себе смирения – жди искушений. Потому что только проходя через искушения, смирение и вырабатывается, воспитывается, когда мы учимся на нападающих на нас внешних и внутренних врагах это самое смирение проявлять. А если не хотим этого, то и нечего тогда смирения просить.

Вот этот нищий Лазарь был как раз удостоен ангелами такой чести и славы за свое смиренномудрие, любомудрие, ещё можно сказать. Как он разумно относился ко всему, что с ним произошло. Не мечтал о чем-то большем, не завидовал никому, не осуждал, не раздражался, не роптал на свою судьбу. И для нас это для всех, конечно, величайший урок.

Но посмотрим, что происходило дальше. Вот этот богач оказался в геенском пламени. Как Господь говорит: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово». И продолжает: «Умер и богач, и похоронили его» (Лк.16:22). И всё. То есть тело в землю, а душа ещё ниже – в преисподнюю. Коротко. Наверно, тоже были похороны пышные и блистательные. Тоже, наверное, были богатые столы, много было, наверное, красивых слов сказано, и всё это впустую. Самое-то ведь главное, что Господь определит в вечности, где человек будет потом, после земной жизни. Как, оказывается, важно помнить об этом, правильно прожить свою жизнь, отнестись к тому месту, в которое ты поставлен, правильно, тот крест, который тебе Господь вручил, суметь донести с честью до конца, и получить от Господа желанное блаженство в Его Царстве. Остальное всё пустое. Господь определяет нас в вечности.

Вот этот богач оказался в геене, мучается в  пламени геенском, и вдруг видит, тот самый Лазарь, через которого он перешагивал каждый день с презрением, с брезгливостью, стараясь не обращать на него внимания, теперь этот самый Лазарь на лоне Авраама утешается среди праведников и счастлив. И богач вдруг поняв весь ужас своего положения, безвыходность, не смея, видимо, обратиться к Лазарю (стыдно ему было), обращается к самому Аврааму и просит его: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:24). Что отвечает ему Авраам? Он в ответ говорит ему: «Чадо!»

Посмотрите, сердце праведника не знает ненависти, не знает осуждения, не знает злорадства. Можно ведь было позлорадствовать над этим богачем и сказать: «Так и поделом тебе. Жил вот так всю жизнь, теперь мучайся». Но нет, Авраам ему с любовью говорит: «Чадо!» Но это всё, что он может для него сделать, только лишь вот это доброе отеческое отношение. Он праотец всех – и грешников, и праведников, и, конечно, по-отечески он относился и к этому богачу, но помочь-то ведь нечем, уже есть определение от Господа. И говорит ему: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26). Так он говорит о том загробном мире, мире, где вечно существуют вечные души. Между миром праведников и миром грешников непроходимая пропасть. И как важно оказаться по ту сторону пропасти, где праведники, а не по другую. Невозможно потом ничем помочь. И когда богач всё это понимает, тогда он говорит: «отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев», которые живут, видимо, так же, как жил он сам. И он, понимая, какая участь их ждёт, на себе самом поняв это, просит, чтобы Лазарь воскрес и явился им – «пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк.16:27-28), и они, послушав его, изменят свою жизнь и перестанут грешить. На что Авраам ему опять резонно замечает: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк.16:29). То есть существует Закон, который Господь дал всем, заповеди. Они же их знают, им это с детства всё сказано, пусть они исполняют эти заповеди, которые передали Моисей и пророки, и спасутся тогда.

Что говорит ему в ответ богач? «Нет, отче Аврааме» (Лк.16:30). Это очень характерно – «нет». Когда говорит тебе Господь, говорит тебе пророк, говорит тебе в церкви священник, говорит тебе Писание Священное что-то, а сердце гордеца отвечает «нет». «Нет» - и точка. Потому что надо сделать так, как я хочу, а не так, как мне предлагает Церковь, предлагает Священное Писание. И говорит ему этот богач: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются» (Лк.16:30). И заканчивается эта притча горестным таким подведением итога. Авраам ему говорит: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31). Это абсолютная истина.

Мы с вами знаем, братья и сестры, в дальнейшем, чуть позже был уже не Лазарь из притчи, которого Господь сегодня в пример привел, а Лазарь четверодневный, Лазарь из Вифании, друг Христов, который действительно воскрес на четвертый день после своей смерти. Да, кто-то поверил, кто-то пошел за Христом. Но таких были единицы. А фарисеи, вожди народа иудейского, увидев этого воскресшего Лазаря, договорились между собой и его убить – не только Христа распять, но и Лазаря уничтожить, чтобы стереть даже память о нем в народе. И Лазарь был вынужден бежать из Иудеи и жил потом всю оставшуюся жизнь больше 20 лет на острове Кипр, и был епископом в центре Кипра в Китионе.

Вот так, братья и сестры, заканчивается эта сегодняшняя притча. Очень важная мысль ещё сегодня прозвучала. Посмотрите, этот богач, каким бы он грешником ни был, как бы он безбожно свою жизнь ни прожил, но оказавшись в том мире, он помнит о своих живых родственниках на земле. И, по сути, что эта его просьба к Аврааму, как не молитва? То есть, он молится за своих родных, оставшихся на земле! Даже грешник, оказавшийся во аде, молится! Значит, тем более, наши с вами родные и близкие, ушедшие в тот мир, они про нас не забыли, они про нас помнят, они за нас молятся, и они видят все наши грехи. Не только Господь видит наши грехи. Пусть нам будет всегда стыдно за наши поступки греховные, когда мы вспомним о том, что наши родные и близкие всё это видят, всё это слышат и молятся за нас. Они хотят нам добра. Они, оказавшись в том мире, ничего уже не в состоянии для себя сделать, пытаются что-то для нас ещё сделать, за нас переживают.

Вот мы с вами не далее как вчера вспоминали всех от века скончавшихся наших родных и близких. И эта мысль, что наша жизнь скоротечна, мимолетна, и нам всем этот порог перейти придется рано или поздно под названием смерть – мы должны помнить об этом каждый день. Именно об этой быстротечности нашей жизни вспоминать, когда мы на кладбище приходим, когда мы на молитвах утренних, на вечерних наших родных вспоминаем. Об этом мы должны думать. Времени мало. Мы не должны думать, что времени ещё много для спасения своей души. Мы не знаем, сколько его у нас с вами. Поэтому безумием было бы со стороны человека думать, что времени ещё достаточно. Как говорят, уже позже, чем вы думаете. Вот это тоже нужно нам с вами не забывать.

Раз так родные к нам относятся и заботятся о нас там, в том мире, как мы тогда должны отвечать на их заботу! Конечно, не только молитвой о них заботиться, но и спасением своей души заниматься – они этого хотят. Если даже мы сами не всегда этого хотим или не понимаем, вот то, что они хотят этого, молятся за нас и переживают за нас, вот это должно тоже нас подвигать к работе над собой. Чувство ответственности за то, что за нас так переживают наши родные.

Так что, братья и сестры, вспоминая сегодняшнюю притчу, посмотрим на этого богача, сравним себя с его образом жизни, с его поведением и будем стараться избегать тех грехов, которые были показаны на его примере: это тщеславие, сластолюбие, это гордость, самолюбие и самое страшное - равнодушие, бессердечие. И стремиться подражать праведному Лазарю в его смиренномудрии, в его принятии того креста, который Господь вручил ему в жизни, в спокойном несении этого креста по жизни, без ропота, без зависти к другим, без желания более высокой какой-то, более достойной участи. Как святые нас учат: будь доволен тем, что ты имеешь. Другие и об этом только мечтать могут. И эти добродетели, которыми Лазарь был прославлен сегодня в притче, и нам помогут открыть врата Царствия Небесного. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla