Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, в евангельском воскресном чтении мы слышали чудесную историю о воскрешении сына вдовы города Наин (как она и именуется в Евангелии «наинская вдова»). Господь наш с учениками Своими подходил к этому городу, а навстречу Ему из городских ворот шла похоронная процессия: хоронили единственного сына бедной вдовы. Господь, остановившись, прикоснулся к носилкам, на которых лежало тело юноши, и вся процессия похоронная встала. Тогда Господь, взяв этого юношу за руку, сказал всего лишь несколько слов: «юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7:14). И душа возвратилась в тело, юноша этот воскрес, ожил, сел на этих носилках и стал говорить, пишет нам апостол и евангелист Лука. И все изумлялись и пришли в великий страх и трепет, и восклицали: «великий пророк восстал между нами» (Лк.7:16).

Короткое Евангелие, буквально несколько предложений, но какая глубина повествования, сколько мыслей в связи с этим возникает. Как и многие чудеса Свои во время земного служения Господь совершал, если так можно выразиться, мимоходом. То есть, Он шел в этот город с определенной целью, и вот навстречу похоронная процессия. Можно было бы мимо пройти. И сколько других подобных историй, когда Господь, вроде, идёт по Своим делам, но происходит при встрече с тем или иным человеком поразительное, необыкновенное чудо. Здесь, конечно, проявляется всемогущество Божие: достаточно слова Божия, и даже душа умершего человека возвращается обратно в тело по повелению Творца своего.

Здесь вопрос может возникнуть: а почему только этой вдове Господь помог, воскресил её сына, а сколько было смертей, сколько людей умирало и умирает, но почему-то воскрешены были, во всяком случае, в Евангелии мы слышим, только всего несколько человек. Вот в данном случае Господь сына вдовы наинской воскресил. В Капернауме Он воскресил двенадцатилетнюю отроковицу. И знаем о воскрешении, самом, наверное, поразительном, Лазаря четверодневного, и опять же, только лишь возглас повелительный Отца миров: «Лазарь! иди вон» (Ин.11:43), - и встает Лазарь и выходит из гроба, обвитый пеленами. Всемогущество Божие, но и внимание Божие к каждому конкретному человеку.

Мы с вами знаем, что такое промысел Божий, забота Бога о каждом человеке, о каждом живом сотворенном существе. Вот и здесь мы можем увидеть с вами в Его действиях промысел Божий, промыслительное Его действие. Именно в данный момент Господь заходит в город, когда навстречу выходит похоронная процессия. Он мог бы зайти часом раньше или часом позже, и они могли бы не встретиться, но они встретились. Точно так же мы можем говорить о многих других чудесах, когда по пути как бы Спаситель идёт и навстречу Ему вдруг, опять же скажем – как бы вдруг, попадается тот или иной человек. И Господь обращает на него Свое внимание, подходит, и вся жизнь того человека кардинально меняется.

Значит, можно какой вывод для себя сделать? Что эта встреча была в любом случае неслучайна. Вот о промысле Божием мы можем сегодня с вами порассуждать. Почему в нашей жизни, у нас с вами то или иное происходит. Мы всегда себе готовы дать разные ответы или указать причины случившегося. Но трудно иной раз признать эту мысль, что ничего не происходит без воли Творца, и даже что-то случающееся с нами неприятное, болезненное для нас или трагическое. И, тем не менее, каждый раз мы эту мысль должны в голове своей держать: ничего без воли Творца не происходит. Это не значит, что Господь по Своей воле посылает нам какие-то испытания, скорби, страдания. Это значит, что Он только попускает этому произойти – тому, что должно произойти. А может и не попустить. Раз попускает, значит, есть тому какая-то причина, для чего-то это происходит. Поэтому когда случается что-то в нашей жизни, мы должны научиться себе правильно задавать вопрос: не «за что мне это, Господи?», как многие говорят в ропоте и нежелании принять случившееся – тогда звучит вопрос «за что?» Как бы из обиженной души, как каприз человеческий – «зачем?», «за что? чем я хуже других?» А задать другой вопрос: «Для чего со мной это происходит?», «почему, Господи, Ты попустил этому случиться со мной, что Ты хочешь сказать этим, на что Ты хочешь обратить моё внимание в моей дальнейшей жизни, когда вот это со мной случилось?»
Но это когда мы говорим о тяжелых событиях. А когда случается что-то приятное, таких вопросов ни у кого ведь, как правило, не возникает, почему это со мной случилось. Мы почему-то считаем, что оно так и должно было с нами случиться - всё хорошее. Но вот когда случаются в нашей жизни трагические моменты, только тогда человек, как бы отрезвляясь, приходит в себя и понимает, что всё хорошее, что в нашей жизни случается, это не само собой разумеющееся - это чудо. Потому что этот мир, по словам святых отцов, во зле лежит, и князем этого мира именуется дьявол, который узурпировал власть ещё у первых сотворенных людей, наших прародителей Адама и Евы, он в этом мире князь.

А что может быть тогда хорошего для человека, если этим миром управляет тот, кто ненавидит человека так, как даже невозможно себе это представить? Значит, если над нашей головой мир и благоденствие, значит это только милость Божия, это только чудо. И здесь мы видим с вами промысел Божий, когда встретилась эта похоронная процессия со Спасителем мира. Как мне думается, братья и сестры, Господь всегда перед тем, как сотворить какое-либо чудо смотрит в сердце человека, и оценивает состояние его сердца, насколько оно готово к этому чуду, которое Он сейчас собирается совершить. Готово ли сердце? Вот и здесь, я думаю, что посмотрев в сердце этой бедной вдовы, Господь прочитал, как учит нас мудрость церковная, прежде всего, смирение. Конечно, здесь уже ничего нельзя сделать: умер человек, обратно не вернуть. Закон жизни нашей земной, все мы через этот порог когда-то вынуждены будем пройти. Но как мы, зачастую, относимся к смерти наших близких? Не только к неприятностям вокруг нас самих, которые могут достаточно часто происходить, а когда вот такое происходит, когда мы теряем своих родных и близких. Как мы на это реагируем, часто ли в нашем сердце мы можем ощутить смирение?

Должно быть принятие того, что случилось. Конечно, больно, но чтобы не было истерик, чтобы не было ропота, чтобы не было вот этого крика «за что? за что забрал Бог моё самое дорогое?», «моего самого любимого» или «мою самую любимую» - мужа, дочь, ребёнка, не дай Бог, кого-то ещё. «За что Он отобрал моё?» Слышите, как звучит вопрос? «Моё». И святые отцы отвечают на этот вопрос: а кто тебе сказал, что это твоё, с чего ты взял, что это твоё? И когда это вдруг ты решил, что это твоё? Этот человек – твоя собственность? Человек родился в мир по воле Творца, и уходит из этого мира точно так же по воле Творца. Когда уходит? Когда время пришло его.

Все мы здесь временно, и определяет время нашего исхода наш Творец, когда видит, что человек наиболее готов к этому переходу в вечность, наиболее близок к своему спасению. Ну, конечно, мы не берём здесь отъявленных злодеев и негодяев, которые умирают без покаяния, внезапно, и в таком случае смерть их страшнее может быть всего на свете, когда человек уходит не покаявшись, унося с собой в вечность весь этот смертельный груз грехов. Но вот в остальных случаях именно так происходит: Господь забирает человека именно в пик его духовного совершенства, развития, так, чтобы достиг этот человек максимального уровня своего спасения.

А вот кто остались на земле, зачастую этого не понимают, и возникает в сердце ропот и неудовольствие о том, что случилось. Но вот здесь, как мне видится, Господь недаром остановился у этой процессии. Он увидел, конечно, горе и на лице, и в сердце этой бедной вдовы. Он понимал, какая её доля дальше ждёт. В те времена, если осталась одинокой женщина, тем более, если она уже в годах, без мужа, без родственников, её участь была бы незавидной. И не только жалость в сердце Спасителя в этот момент, но и понимание, видение того, что она смиренно восприняла то, что случилось с ней. Вот без этого самого ропота и недовольства. Спокойно, со смирением она идёт хоронить своего любимого сына, обливаясь слезами от любви и от жалости к нему. И вот здесь происходит чудо. Господь ломает привычный ход событий, вмешивается Своей всесильной помощью, и воскрешает её единственного любимого сына.

Здесь и для нас с вами тоже вразумление: никогда нельзя отчаиваться. Пока мы с вами живы, пока сердце стучит, пока дышим, есть всегда шанс к исправлению и началу новой жизни. Здесь в данном случае совершено небывалое, неслыханное чудо: воскрешен был человек. Но ведь мы можем с вами и иносказательно на это посмотреть. Мы можем здесь говорить о воскрешении души каждого из нас в нашей земной жизни. Ведь что такое возвращение к жизни человека, который когда-то пришел в уныние, в отчаяние, в ропот, который бросил духовное развитие свое и пошел по пути, так скажем, нисходящего развития, покатился вниз по наклонной, но потом вдруг с благодатной помощью Божией вдруг остановился, нашел в себе силы, поднял голову вверх, вспомнил о том, кто он, для чего он на земле, и пошел обратно в сторону своего спасения – разве это не воскрешение человека? Разве это не чудо? Но это возможно только в том случае, если не будет отчаяния, если не будет уныния, будет безусловная надежда на помощь Божию. Никогда нельзя терять этой надежды. Даже когда кажется, что уже невозможно ничего сделать. Мы с вами должны помнить, что если что-то для человека невозможно, то для Бога всё возможно. В любой ситуации Господь может вмешаться, в самый, казалось бы, безнадежный момент нашей жизни. Это первое - не унывать и не отчаиваться, надо ждать милости Божией для себя.

И второе, что здесь можно сказать об этом чуде: воскрешение мертвых. Здесь опять нам Господь прообраз подаёт всеобщего будущего воскресения из мертвых, всех прежде усопших. Когда ещё пророк Иезекииль в своих видениях нам об этом писал за много сотен лет до Христа. Он писал о том, как будет это происходить. У него было видение от Бога. Он вышел в поле как-то, и увидел, что в этом поле множество костей лежат человеческих, потом они стали облекаться плотью, потом кожей. Потом в них вселились души, и эти бывшие теперь мертвые восстали – это люди, которые воскресли для того, чтобы явиться на Суд. На всеобщий Страшный последний Суд, и получить уже определение от Господа в вечность.

Вот здесь в сегодняшнем евангельском чтении мы видим не прообразы, не видение пророка, а реальное живое воплощение этого чуда: Господь нам показывает, как это будет. Один только голос Божий, одно слово, и все, кто раньше отошли в мир иной, и уже и праха их не осталось в этом мире, воскреснут, вновь станут живыми, но для того, чтобы получить определение в вечности - кто станет на стороне праведников вместе с Господом, кто уйдет в огонь вечный вместе с дьяволом и демонами его.

Здесь мысль ещё и о Страшном Суде в этом кратком евангельском отрезке. Был человек мертвым, несут его хоронить, и вдруг он оживает. Для нас это, конечно, в современной нашей жизни, как говорят, уму непостижимо. Но вот случилось. И это же записано со слов апостола, при множестве свидетелей это чудо произошло, и документы того времени, исторические документы, письма, свидетельствуют о том, что все эти чудеса были зафиксированы, они хранятся в летописях. Значит, это было реально, а раз это реально, значит, будет обязательно и в нашей с вами жизни воскрешение из мертвых. И мы когда с вами уйдем из этого мира, мы ещё сюда вернёмся.

Мы вернёмся, но, как я уже сказал, вернемся на Суд. Эта мысль постоянно тоже должна быть в нашей голове. Она придает особую весомость каждому нашему слову, каждому нашему поступку, глубокий смысл и значение. Мы каждый раз, когда что-то хотим сделать или сказать, должны каждый раз подумать. Как нам и Сам Спаситель в Евангелии говорит: за каждое слово придется ответить. Не только за поступок, но даже за каждое слово. Это великая ответственность, и мы часто об этом забываем: говорим, не думая, поступаем, не думая, хлопаем дверьми, говорим друг другу обидные колкие слова, осуждаем, злословим, сплетничаем. А если в этот момент Господь нас заберёт, вот именно в этот момент, когда мы этим грехом занимаемся? И что мы Ему скажем, чем мы оправдаемся? Ещё одна цитата: «В чем застану, в том и сужу» (слова Христа в «Диалоге с Трифоном иудеем»). Ведь смерть часто бывает внезапной, и человек не успевает что-то исправить, с кем-то примириться, покаяться в чем-то. Вот и говорят святые: проживай каждый день своей жизни как последний, и тогда не ошибешься. Если ты будешь ложиться в постель вечером и не знаешь при этом точно, утром проснешься ты или нет – многие ведь так и не открывают глаза утром, для них эта ночь становится последней, а их постель превращается в смертный одр. А кто к этому был готов? Никто. Ложились с уверенностью, что завтра будет новый день, планы строили какие-то – ан нет. Пришел ангел, и душа послушно отделилась от тела, и невозможно уже ничего сделать.

Вот сколько мыслей в этом кратком евангельском отрезке, братья и сестры. Будем помнить, что не должно быть места для уныния или отчаяния в нашей с вами жизни. Господь готов протянуть нам Свою руку, Он всегда рядом, главное, нам от Него не уйти. Так, чтобы в нашем сердце всегда были мир, покой и смирение. Чтобы всё, что ни случалось в нашей жизни, мы принимали с мыслью о том, что мы из рук Самого Христа это принимаем. Пусть это будет не сладкое, а это будет горькое – лекарство никогда сладким не бывает, всегда горькое, но оно приносит пользу, всегда нас спасает. И Господь нам обязательно Свою любящую руку протянет, и воскресит наши с вами души, сделает их способными ко спасению и к бессмертию. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla