Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд есть» (Лк.6:36). Сегодня, братья и сестры, Господь наш и Спаситель поставил перед нами серьезную задачу, поставил высокую планку в духовном смысле, если можно так сказать, обозначив путь христианской добродетели, когда Он говорит о том, как должен поступать христианин в своей жизни: любить врагов своих, благословлять проклинающих, молиться за тех, кто гонит, давать взаймы, не ожидая взамен ничего.

Сложные это слова. Не сразу они воспринимаются нашим разумом и принимаются сердцем. Но что здесь особенно обращает на себя внимание, в этих словах Божиих, это, прежде всего, вдохновляющая мысль, что Господь не называет нас с вами грешниками, если мы хотим быть Его детьми. То есть по определению, если ты – чадо Божие, ты не грешник. Смотрите, как Господь говорит: «аще любите любящыя вы, кая вам благодать есть?» И объясняет: «ибо и грешницы любящыя их любят» (Лк.6:32). И дальше продолжает: какая вам благодать, если вы даете кому-то взаймы и ожидаете получить обратно? И грешники так же творят. И так далее и так далее. То есть всё время отсылает нас к грешникам, сравнивает нас с ними и говорит, что и грешники так поступают. Значит, мы, получается, не такие, значит, мы не грешники, или, во всяком случае, не должны быть такими, с которыми Господь сегодня сравнивает Своих последователей. Значит, если хотим быть чадами Божиими, если мы хотим быть христианами, вот нам с вами путь, который Господь сегодня  нам указал.

Начинает Он Свое поучение с самого, наверное, простого и понятного. И в народе часто так говорят: поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Вот нам бы почаще вдумываться в смысл прочитанных слов и соразмерять то, что мы прочитали, услышали с собой, со своим взглядом на жизнь, со своими поступками, привычками. Мы так сами всегда ли поступаем с другими людьми, как хотим, чтобы поступали с нами?

И заканчивает Господь Свое поучение словами о милосердии. Что такое милосердие или милость? Милосердие и любовь - это не одно и то же. Милосердием можно назвать, как святые отцы нас учат, любовь, или отношение ко грешнику по снисхождению, любовь по снисхождению. Господь любит праведников, а грешников милует. Грешников кающихся именно милует. То есть любовь – это нечто более высокое. И нас Господь призывает к тому же – быть милосердными. Потому что до уровня любви нам с вами ещё расти и расти, так, чтоб мы могли не просто любить ближних, а Господь-то нас призывает к более высокому подвигу – любить врагов своих.

Но как нам научиться любить своих врагов, если мы и ближних своих любить не умеем? Нам хочется, что бы с нами поступали хорошо, любили нас, вникали в наши проблемы, шли нам всегда навстречу, прощали нам наши ошибки, не обращали внимания на наши недостатки. Но мы в отношении других людей так не умеем поступать. Мы всегда тщательно выискиваем даже малейшие недостатки в поведении другого человека. Не задумываясь, начинаем осуждать других людей за их ошибки, ставим себя в положение судьи, причем судьи такого беспристрастного, исключительно справедливого. А святые отцы говорят: лучше в милости, в любви согрешить, чем в суде. А мы стараемся достичь какой-то справедливости, как нам кажется. Забываем при этом, что сами подсудны, что мы сами такие же грешники, и все под судом ходим, и все будем стоять потом перед нелицеприятным уже истинным Судьей.

Каждый будет только за себя отвечать на том Суде, некогда будет думать или смотреть по сторонам: «а вот тот, а вот этот, а вот тот ещё то сделал, а я такого не делал» - разве до этого будет нам с вами на Страшном Суде? Будет решаться наша участь в вечности.

Какие у нас будут мысли и чувства в тот момент? «Господи, помилуй меня, грешнаго», - единственное, что можно будет сказать, наверное, вразумительного в тот момент. Никаких оправданий уже не может быть нашим поступкам, ошибкам, грехам нашим. Какие оправдания? Время исчезло, всё становится вечным. И ты в этой вечности будешь либо там, где Господь с праведниками Его, либо там, где дьявол с его демонами. Страшный миг, великий миг, когда Господь будет определять наше вечное пребывание.

Но пока мы живем на земле, мы стараемся об этом не думать, гоним от себя эти мысли. Нам кажется, что наша жизнь будет продолжаться и продолжаться, и мы будем всегда правы. И часто приходится раскаиваться потом в таких мыслях, когда случается в нашей жизни что-то серьёзное, когда Господь показывает нам самих себя как бы со стороны, и мы, вдруг как бы проснувшись или очнувшись, видим себя такими, какие мы есть. А когда это случается? А когда мы упадём. Когда мы упадем и больно ударимся, тогда мы приходим в чувство. Вот это чувство называется смирение, когда человек смиряется, ощущая себя таким, каков он есть на самом деле. Вот только тогда он правильно начинает воспринимать и всё, что внутри него, и всё, что вокруг него, всю свою жизнь, своё положение в жизни, свои поступки оценивать начинает адекватно, трезво.

Вот об этом нам сегодня Господь и говорит, предупреждает. Так, чтобы мы не уподоблялись другим, которых Господь грешниками называет. Но как это понять, братья и сестры, почему мы-то не грешники? Потому что Господь призывает нас перестать быть таковыми. Он нас призывает к покаянию. Поэтому и есть такое выражение в Церкви как «кающийся грешник». «Кающийся грешник» и просто «грешник» – это не одно и то же, это разные совершенно понятия. Грешник – это тот человек, который живет во грехе. Живет во грехе, не видит его, ничего не хочет менять в своей жизни, привык к нему, для него это нормальный образ жизни. А кающийся грешник – это человек, который видит свои грехи и пытается с ними бороться, избавиться от них, борется со злом. Вот к таковым мы должны себя, хотя бы на первом этапе, причислить. И тогда, Бог даст, будем иметь право именоваться «чадами Божьими». Тогда мы будем слышать эти слова, обращенные от Господа, как бы напрямую к себе будем их применять, когда Господь говорит: поступайте так, и вы не будете, как эти грешники, которые по-своему поступают всегда и считают, что только так и надо - любить только тех, кто тебя любит. Это же легко – любить тех, кто тебя любит. А как любить того, кто тебя не любит, который тебе зла желает, который тебе творит зло? Как его любить? Это очень трудно понять. И вот поэтому для начала Господь говорит нам о милосердии.

Что такое милосердие? Как я уже сказал, это любовь по снисхождению. То есть, прежде всего, мы должны научиться не осуждать своих врагов, не желать им зла. Не желать отомстить своим врагам, помня при этом, что у нас один только Судья. Господь говорит: «Мне отмщение, Аз воздам» (Рим.12:19). Поэтому когда обидел тебя кто, лично тебя, так и надо нам сказать: «Господи, Ты один у нас всем Судья, я не имею права никого судить, я сам грешник, кающийся, но грешник. Поэтому, Господи, вот я и вот тот человек, который мне зло сотворил, - суди нас, будь судьей в этом споре, в этой ситуации жизненной. И поступи так с нами с обоими, как было бы нам обоим полезно для спасения души».

Если мы отдадим право суда Господу, возмездие не замедлит, но в отличие от нас, Господь наказывает грешника с одним желанием - спасти этого человека. Даже наказывая! Ведь слово «наказание» от слова «наказ», то есть урок. А мы, когда пытаемся кого-то наказать или отомстить, мы всегда с другим желанием это делаем: сделать больно. Вот мне было больно, пусть тебе будет в сто раз больней, чем мне, вот тогда ты поймешь, как мне было больно. А у Господа другой подход: Он в любом грешнике видит Свой образ, и каждого пытается довести до спасения. До последнего вздоха - каждый раз даёт шанс человеку. Нам тоже надо об этом помнить, что обиды свои личные мы должны так переживать.

За других заступаться – да. Даже жизнь свою положить. Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13). А когда за себя – это другое. Когда тебя лично кто-то обижает – Господь тебя посетил. Он тебе напоминает о том, что ты далеко, что пора опомниться, пора возвращаться на пути спасения через все испытания, через все эти искушения. Ведь ничего так просто в жизни не происходит, и если это произошло, это тревожный звоночек. Надо научиться знаки свыше слышать, читать, понимать их.

Итак, братья и сестры, усвоим этот урок, преподанный сегодня Господом. Посмотрим с воодушевлением и с вдохновением, потому что нас Господь всё-таки к этим грешникам не причисляет. Он говорит, грешники так поступают, но вы-то ведь не такие, вы-то ведь хотите быть другими, значит, поступайте по-другому. Учитесь любить врагов, не осуждайте их, молитесь за них. Всех Господь пришел спасать, не только праведников, и Он много раз Сам об этом говорил: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк.2:17). Он за нами за всеми пришел на землю, а значит, и за теми, кто нас обидел. А скольких мы обидели в своей жизни? Так если бы Господь был только справедливый, у нас бы давно голова с плеч. Если бы только справедливый. Но Он милостив, и любящий Отец для всех, всем желающий спасения.

Усвоим этот урок, научимся, и будем помнить, что мы не грешники, о которых Господь говорит. А раз так, мы должны измениться, изменить свое отношение к себе, к ближнему, к Богу. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla