Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня в храме прозвучало Евангелие о чудесном улове рыб и призвании апостола Петра на проповедь. Спаситель, по Своему обыкновению, учил народы. Он стоял на берегу Гениссаретского озера, а люди со всех сторон теснили Его, так, что Христос был вынужден войти в одну из лодок, стоящих неподалеку, и просить хозяина лодки, рыбака по имени Симон, отплыть немного от берега. Теперь и Ему можно безпрепятственно говорить с народом, и людям удобно и видеть, и слышать Божественного Проповедника. Народ весь стоит на берегу – внимательно слушают Христа. После того, как Христос закончил Своё слово к людям, Он обращается к Симону и говорит: «отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк.5:4). Будущий апостол Петр говорит Ему: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Он отплыл на глубину, забросил сети и не мог вытащить сеть от множества пойманных рыб. Сеть начала прорываться, закричали о помощи – пришла вторая лодка с братьями Зеведеевыми Иоанном и Иаковом, и вот они эту сеть начали выбирать и прямо в озере доставать рыбу в лодки свои. И так много было этой рыбы, что лодки стали тонуть.

Симон, видя случившееся и понимая, что действительно чудо на его глазах произошло, бросается в ноги ко Христу и говорит Ему: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк.5:8). Но Господь ему отвечает: «не бойся; отныне будешь ловить человеков», то есть не рыбу будешь теперь ловить, а людей. В точном переводе с греческого языка Господь ему говорит: «будешь теперь спасать людей от смерти», так более понятно, о чем речь.
И вот как только лодки с трудом пристали к берегу, апостолы, оставив этот несметный улов, это огромное богатство, сокровище для рыбака - такой улов рыбы, оставляют всё: и лодки, и снасти, и рыбу, и, не оглядываясь уже назад, идут за Христом. Вот что сегодняшнее воскресное Евангелие нам говорит. Многое  здесь может обратить на себя наше внимание к назиданию. Прежде всего, это, конечно, жажда людей слышать слово Божие. Люди так хотели увидеть Христа, так хотели услышать Его, что теснили Его настолько, что Он был вынужден уже сесть в лодку и отплыть от берега, так чтобы уже никто больше не теснил, не толкал Его, не мешал Ему, так, чтобы всем было удобно и слышать, и видеть Его.

Жажда слова Божия. Для нас с вами это назидание, поскольку редко кто открывает Евангелие, тем более Ветхий Завет, читает святых отцов. Во всех этих книгах звучит слово Божие. Недаром ведь в храме перед тем, как прочитать Евангелие священнику или дьякону, совершается каждение храма. Храм наполняется фимиамом, то есть благоуханием. И это как раз символ, или подготовка нашего сознания, внимания к тому, что сейчас будет звучать в храме Сам Господь, Его голос, Его слова будут для нас с вами звучать, живые, вечные, спасительные слова. И так это важно, что Церковь постановила наполнять храм фимиамом перед чтением слова Божия.

 

Жажда слова Божия. Вот это одно из главных, пожалуй, условий духовного возрастания человека. Можно много знать о вере, о Боге, можно знать заповеди наизусть, но само слово Божие, которое именно звучит в нашем сердце – это очень важно. И поэтому святые отцы советуют хотя бы одну страничку Евангелия ежедневно прочитывать. Мы напитываем свою душу, свое сознание, свое сердце истиной, потому что слова Божии – это и есть истина. Много раз приходилось слышать, когда люди в поиске ответов на вопросы в той или иной жизненной ситуации, помолившись, открывали наугад Евангелие и читали, открыв его, ответ на свой вопрос. Потому что слово Божие неизмеримо глубоко и насыщено спасительными истинами. И каждый раз, читая один и тот же отрывок, мы будем находить для себя что-то новое. Всё зависит от нашего с вами состояния в ту минуту, когда мы читаем Евангелие, от той жизненной ситуации, в которой мы пребываем, и каждый раз находится ответ многогранный, как ограненный алмаз. Слово Божие, как ни поверни, будет сверкать для нас сиянием бечисленных лучей, исходящих от бриллианта истины, освещать наш путь, освещать наше сердце и открывать наш разум к пониманию того, что происходит.

Жажда слова Божия. Потом Христос обращается к будущему апостолу Петру, а пока что простому рыбаку Симону, и говорит ему: «отплыви на глубину». Опытный рыбак, который зарабатывает себе на жизнь рыбной ловлей, профессионал, всю ночь рыбачил, ничего не поймавши. Он прекрасно понимает, что с человеческой точки зрения то, что ему сейчас говорит Христос, невозможно. Если за всю ничего не поймал, то сейчас среди бела дня ловить рыбу, бросать сеть – это просто глупо. Но что он делает? Он, вроде бы, говорит это Христу: «мы трудились всю ночь и ничего не поймали», но тут же добавляет – «но по слову Твоему закину сеть» (Лк.5:5), проявив здесь не только послушание, проявив здесь веру. Он доверился Христу, он поверил, что будет так, как Христос сказал, отметая всё своё человеческое, весь свой опыт жизни, профессиональный свой опыт, сознание того, что то, что сейчас он будет делать, это бесполезно – он доверился Христу.

Ещё одна такая история в Евангелии есть, мы с вами знаем её. Это две параллельные истории о чудесном лове рыбы. Первая, когда будущий апостол Петр только выбирал свой путь веры, вот именно сегодня эта история вспоминается, начало его апостольского пути. И вторая история, подобная ей, уже после воскресения Христа, когда Господь стоял на берегу, апостолы точно так же ловили всю ночь и ничего не поймали, а утром видят фигуру человеческую на берегу озера, и слышат вопрос: поймали они что-нибудь или нет? В ответ они говорят: нет, ничего не поймали. И тогда, а это был Господь, «Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете» (Ин.21:6). Что такое лодка в море? Это точка в бесконечном пространстве. С какой стороны сеть ни брось, будет результат один. Но вот здесь по-другому нужно рассмотреть этот вопрос (и к первой истории это так же относится). «Бросьте сеть с другой стороны» - со стороны Божьей, отметая все свое человеческое, только уповая на помощь Божию, надеясь на заступничество Божие. Можно так сказать: посмотрите на эту ситуацию с другой стороны.

Вот апостолы послушались, бросили сеть с другой стороны, и опять не могут вытащить сеть: сто пятьдесят три рыбины больших и малых – Евангелие даже сохранило для нас количество пойманных рыб! Для того, чтобы мы с вами смогли осознать, воспринять это чудо. И так же сеть прорывалась, и так же все были изумлены этим чудом. Но вот именно, посмотреть на эту ситуацию не своими глазами, а с другой стороны, как Господь говорит. Вот Симон сделал это, он посмотрел на это с другой стороны, послушался Христа. Всю ночь он ловил безуспешно, но стоило Господу вмешаться благодатью Своею, и сразу чудо, и сразу полные сети рыбы.

Нам с вами в нашей земной жизни научиться нужно этому: всегда смотреть с другой стороны. Не своими глазами, не своим опытом, мастерством, профессионализмом, ещё чем-то. Уверенность, которой мы всегда грешим, что будет именно так, как я считаю, что вот именно так и никак иначе нужно сделать, а если так не сделать, ничего не получится. А Господь говорит: «А ты с другой стороны посмотри. Ты Меня послушай: сделай, как Я тебе сказал, и будет всё тебе». То есть уметь отсекать свою собственную волю, свои знания какие-то и полагаться на волю Божью.

Иной раз ведь подсказывает нам Господь: событиями, которые с нами происходят, подталкивает нас к определенному решению, а мы упираемся, потому что мы не верим,что-то случилось с нами, а мы принять этого не можем. Мы сопротивляемся, говорим: «Ну, почему же так? Не так должно было быть в моей жизни, по-другому совсем». Потому что мы-то считаем себя режиссером своей жизни: вот, как мы выстроили план своей жизни, так оно и должно идти по этому плану. А Господь говорит: «Нет. Тебе этот путь неполезен, или опасен, губителен для тебя. Я тебе предлагаю по другому пути идти». Ставит тебя в другую ситуацию в жизни, а ты не можешь смириться, тебе это не нравится, ты не согласен.

Вот ещё такая мысль есть в этом Евангелии. Рыбак Симон послушался Христа и получил в ответ чудо. И как он на это чудо отреагировал, мы с вами видим: он пришел в священный трепет. Вот эти слова, которые он сказал – «выйди от меня, Господи!» - очень важно в контексте рассмотреть, почему он так сказал. Он продолжил свою мысль, объясняя эти слова: «потому что я человек грешный» (Лк.5:8). То есть я недостоин быть рядом с Тобой, поэтому просит Христа уйти – от священного трепета, охватившего его. Он понял в тот момент, или почувствовал, что перед ним не просто человек сейчас стоит, что Иисус из Назарета не просто учитель, и не просто пророк, это Кто-то больший. И уже надежда зародилась в его сердце. Ведь он недаром, только лодка причалила к берегу, всё бросил и пошел за Христом. Если бы он был равнодушен к тому, что случилось, он бы так не сделал. Он бы продолжал жить своей обычной жизнью рыбака: ловил бы рыбу, кормил бы семью. Нет, он всё оставил. Он впоследствии так Христу и скажет: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (Мк.10:28).

Тоже есть такое параллельное место в Евангелии, где люди «начали просить Его, чтобы отошел Он от пределов их» (Мк.5:17). Это история, когда Господь пересек Геннисаретское озеро и прибыл в страну Гадары и Гергесы (два древних города) и исцелил там бесноватого человека: легион демонов из него изгнал в стадо свиней, вы помните эту историю, которое погибло, бросившись со скалы, потому что бесы вошли в них. Так вот жители этого города Гадары пришли когда и увидели это погибшее своё стадо свиней, они ведь тоже Христу сказали «уйди от нас». Но там совсем другая причина была, мы с вами об этом говорили. А здесь Симон произносит, казалось бы, слова, несовместимые с верой христианской – «Господи, выйди от меня», то есть «уйди от меня, потому что я человек грешный». Здесь смирение и трепет священный. Поэтому Господь, зная его чувства, видя его сердце, не обращает внимания на эти слова, но ободряет его и говорит ему: «не бойся». Он вселяет в его сердце уверенность, вселяет в его сердце веру, укрепляет его и говорит: «отныне будешь ловить человеков» (Лк.5:10), то есть «спасать людей от смерти», чем апостолы в последствие, конечно, и занимались.

Теперь посмотрим на себя. Когда мы заходим в храм, когда мы ставим свечи, когда мы подходим к чаше, когда мы к иконе подходим приложиться, поцеловать святой образ, какие мы чувства испытываем в этот момент? Не превращается ли это для нас во что-то обыденное, формальное? Даже когда мы утром или вечером становимся на молитву, не становится ли это просто какой-то вычиткой правила? Чем-то, никак не связанным с духовностью? Губы шепчут молитву, листочки переворачиваются, минуты тикают, а мы в этот момент думаем совершенно о другом: планы строим на наступающий день, а если вечер, значит, думаем о том, что будем делать завтра или уже думаем о подушке.

Как часто нас посещает ощущение священного трепета, как часто мы это испытываем? Надо почаще себе этот вопрос задавать. Когда мы в храм заходим, что для нас это пространство, это место? Это место, где мы просто встречаемся друг с другом, или это сакральное место, где живет Сам Господь, Его дом, и мы приходим к Нему, и всё здесь напитано Духом Святым? И святые образы – на стенах, и в чаше выходит Сам Христос к нам в конце литургии. Испытываем ли мы чувство священного трепета, когда к чаше подходим, как Симон? Он ведь в ужас пришел, он упал в ноги Христу, он почувствовал этот священный трепет. Нам надо себя почаще понуждать к таким переживаниям и мыслям: что для нас молитва, что для нас храм, что для нас святые Тело и Кровь Христовы? Тогда и отношение, и состояние наши будут другими.

Ну, и последнее, что можно в сегодняшнем евангельском чтении нам для себя взять. Лодки пристали к берегу, и апостолы, всё оставив, пошли за Христом. Господь и нас с вами за Собой зовет. Он в лодку нашей жизни, к каждому из нас входит и говорит нам с вами: «отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк.5:4). То есть «послушай Меня, как Я тебе говорю, услышь Меня. Я ведь тебе отдаю каждый день и знаки, и  подсказки, советы». Но мы не умеем это слышать и видеть, эти знаки Божии. И когда мы даже и услышим глас Божий, зов Его, когда душа нас тянет что-то изменить в своей жизни, в себе, прежде всего, начать жить по-христиански, исполнять заповеди – духовной жизнью начать жить, с молитвой, с постом, с причастием, но откладывает человек, все время откладывает на потом. Не готов откликнуться на этот призыв и пойти за Христом, как был когда-то не готов некий богатый юноша, который отошел от Христа в глубокой печали, говорит нам евангелист, потому что был весьма богат (Мф.19:16-29). Здесь не о деньгах речь. Здесь призыв оставить всю прежнюю свою жизнь, с прежними своими старыми привычками, замашками, пристрастиями, начать жить по-новому, сначала. Новой жизнью во Христе.

«Моя жизнь во Христе». Кто-то читал или слышал об этой книге святого праведного Иоанна Кронштадского, старца всероссийского. «Моя жизнь во Христе» - он говорит. Вот чтобы и для нас это стало девизом, чтобы и наша жизнь вся была бы во Христе, тогда совсем другой будет наша жизнь. Поэтому апостолы оставили не богатства, не лодку, конкретно, не снасти – всё это в Евангелии мы должны воспринимать как некий символ. Они бесповоротно пошли за Христом, не оглядываясь на свою прошлую жизнь. Для них началась новая жизнь – во Христе.

Вот и для нас это должно быть таким серьезным назиданием и посылом для наших ежедневных размышлений. Насколько мы готовы, оставив свою прежнюю жизнь, не оборачиваясь больше назад, не вспоминая её, вспоминая, может быть, только лишь на исповеди, каясь в своих прежних грехах, но смотреть всегда вперед с надеждой. Вперед, потому что Господь-то впереди, Он не сзади нас – Он впереди нас идёт, и нам не надо назад оглядываться на свою прежнюю жизнь, как жена Лота оглядывалась и превратилась в результате в соляной столб. А смотреть вперед и жить настоящим.

Будем учиться, братья и сестры, читать Евангелие. Евангельские строки нас многому учат, и если хотя бы по одной страничке в день мы будем с вами прочитывать вот так вот внимательно, размышляя над каждой строкой прочитанной, останавливаясь, не спеша – куда спешить, когда мы Евангелие читаем? Прочтите лучше меньше, но внимательнее. Останавливайтесь, размышляйте, читайте толкование святых отцов на слова Божии. А если мы будем с вами с предварительной молитвой открывать Евангелие, перед чтением Священных строк помолиться и сказать: «Господи, вразуми меня, открой мне разум и сердце мое, чтобы я воспринял то, что Ты хочешь мне сейчас сказать, чтобы я понял это, чтобы это стало для меня руководством в моей жизни», то обязательно так и будет. Мы услышим с вами, мы почувствуем, что нам Господь хочет сказать, и это обязательно изменит нашу с вами жизнь. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla