Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф.16:24). Сегодня Евангелие воскресного дня, братья и сестры, в продолжение воспоминания события Всемирного Воздвижения Креста Господня. Мы видим с вами, что в центре храма лежит святое Распятие, украшенное цветами, и все мы с благоговением подходим, лобызаем оное, прикладываемся к нему и воспеваем животворящую непобедимую славу Креста Господня.

Сегодня Господь говорит нам с вами эти слова, и определяет ими смысл человеческой жизни: «Аще кто хощет по Мне ити», - говорит Спаситель, и здесь мы сразу видим любовь Божию к человеку, подарившему ему абсолютную свободу выбора. Это богоподобное свойство присуще только человеку. Из всех видимых сотворенных живых существ в этом физическом мире только человек обладает свободной волей, правом выбора. Всегда мы с вами принимаем решения самостоятельно, как поступить: совершить доброе дело, согрешить, или умолчать, подумать или удержать свой ум, свои мысли от греха. Никогда Господь на нашу свободу не посягает. Он хочет одного: чтобы мы научились сознательно выбирать добро, научились любить ближнего как самого себя, и Господа всем существом своим, и всё это мы должны научиться желать сами – без принуждения, без страха наказания за какие-то свои грехи. Только «начало премудрости страх Господень», - говорит премудрый Соломон. Но и то, это не страх перед наказанием, а страх оскорбить или обидеть своего Создателя, также, как мы боимся сделать больно любимому человеку.

 «Аще кто хощет по Мне ити». Значит, и здесь  наше желание Господь предполагает: кто хочет, пусть за Мной идёт.  Но и тут же объясняет нам, что для этого потребуется:  «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе». «Отвергнуться себя» - как мы это понимаем? Что Господь говорит нам? Собственная наша воля повреждена грехом, и чаще всего мы стремимся, или гораздо легче делаем что-нибудь плохое или злое, чем доброе. Грех присущ человеку от самого рождения. Мы это можем видеть с вами на наших детях, на наших внуках. Когда человеку, появившемуся в этом мире, буквально ещё месяцы или какие-то годы считанные от рождения, а грех уже виден, он уже действует в маленьком пока ещё ребёнке, в младенце, он уже растёт, и мы опытным взглядом это можем увидеть: и капризы, и непослушание, ложь, жестокосердие к меньшим своим собратиям и прочая и прочая. Значит, когда Господь нам говорит «отвергнуться себя», Он предлагает нам не следовать сразу слепо за нашей собственной волей, исполняя любое желание, любое движение нашей души, а внимательно прислушаться и спросить себя: согласуется ли это желание или этот наш выбор воле Божией? Согласуется ли то, что мы сейчас хотим сделать, с заповедями, с тем законом, который дал Бог человеку для его безбедного существования в этом мире. И часто будет так, что если бы мы себя спросили об этом, мы бы убедились, что нет – не согласуется, и нам необходимо остановиться в своем желании.

Вот первая, пожалуй, основная добродетель, особенно в монашеском делании, да и вообще для любого христианина это было бы замечательно, - научиться отвергать свою собственную волю. Это и есть «отвергнуться себя». То есть, уметь противостоять своей собственной воле, которая больна, которая заражена грехом, гордыней, тщеславием, самолюбием, обидчивостью, завистью, осуждением, «отвергнуться себя», значит, перестать идти на поводу у самого себя, у своих греховных желаний и влечений, согласовывать каждый раз свои мысли с голосом совести своей. Вот монахи этому учатся с первых шагов своей духовной жизни - полному отсечению своей воли. Они ни в чём себя не слушают, они только исполняют то, что говорит им духовный их наставник, духовный отец, старец.

Много таких примеров есть из жизни монашеской. Но вот один могу вам рассказать. У замечательного нашего русского писателя Сергея Нилуса в одной из его книг «На берегу Божьей реки», где он рассказывает о жизни в Оптиной пустыни – сам он там прожил более восьми лет, изучал жизнь монашескую, дружил со старцами, со схимниками, беседовал с ними, молился с ними, слушал их, потом всё это записал в своей книге есть одна история. Всем очень советую этого замечательного русского писателя, иметь его книги у себя как настольные, читать его почаще. Вот он рассказывает такую историю, как он идёт с игуменом монастыря по тропинке после богослужения в сторону своей кельи, о чем-то беседует. Навстречу идет послушник, молоденький юноша и несёт огромную стопку чистых тарелок. Так велика была эта стопа, что и головы послушника не было видно – выше его роста. Игумен останавливает этого юношу и строгим голосом ему говорит: «Стой». Тот останавливается. «Куда идешь?» - «В трапезную, отец игумен. Вот, тарелки туда мне велено отнести». Секундная пауза и потом грозный оклик игумена, тот говорит ему: «Брось немедленно!» И в следующую секунду этот юноша стопку тарелок бросает на землю, не раздумывая. Игумен посмотрел на него и пошел дальше своей дорогой, а подошедшим к нему монахам сказал: «Готовьте его к постригу».

Вот что значит безусловное отсечение своей воли. Казалось, можно было бы спросить игумена: «Батюшка, что же, если я сейчас брошу тарелки, они ведь разобьются?» Но у того послушника и мысли такой не возникло. Если игумен сказал это сделать, это нужно сделать, рассуждать уже не его дело.

Почему нам иногда кажется, что именно мы правы в данный момент, что именно так нужно поступать, как нам кажется единственно правильным выходом? Но проходит какое-то время, мы оглядываемся на себя, на те события, которые миновали и понимаем, мы ошибались, что было что-то не так. И вот если бы мы умели останавливаться перед таким принятием решения, помолиться («Господи, благослови», «Матерь Божия, вразуми, наставь, как поступить, что сделать»), услышали бы ответ нашей молитве, или события сложились бы определенным образом. Господь обязательно даст ответ, но если мы спросим Его! А когда мы не спрашиваем Его и наше собственное «я» всё заслоняет, мы считаем, что только мы (и только мы!) всегда правы, и всё должно быть вот так вот, как мы решили сейчас, или как мы сказали, вот отсюда и шишки, которые набиваем себе на лбу, падая, спотыкаясь, запинаясь. Подымаемся и, бывает, что и сил идти дальше нет.
Итак, «кто хочет за Мной идти, - Христос говорит, - да отвержется себя». Это первое. То есть забудь о своём «я», услышь слово Божие, голос Божий, который зовёт тебя, даёт тебе знаки, подсказки: как поступить, что сделать, по какому пути пойти. Тогда будешь более-менее беспрепятственно, безбедно двигаться по земному пути своему, водимый Господом.

Затем Христос нам говорит: «отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мф.16:24). Это что значит? Что значит – «взять свой крест»? Что такое - наш с вами крест? У каждого человека есть свой собственный крест. Крест – это, собственно, вся наша с вами жизнь со всеми приключающимися событиями. У кого-то это подвиг семейный, кто-то монах, кто-то и не семейный, и не монах, а одинокий, может быть, человек, но у него другое поприще, другой крест – это либо профессия, либо несение ещё каких-то послушаний. Кого-то Господь посещает скорбями, болезнями, какими-то трагическими событиями в жизни – всё это разные стороны одного нашего креста. То, что нам предписано Господом, предложено Господом нести по этой жизни. То, как мы несём этот крест, и определяет нас как христиан.

Христианин – это человек, который безусловно доверяет Богу. Всё, что ни случается в его жизни, он принимает с мыслью, что получил это сейчас из рук Самого Христа. Сладкое ли ты получил, или горькое что-то для себя получил – воспринимать всегда это как из рук Самого Христа. Ничего не происходит без воли Творца на нашей земле: «у вас и волосы на голове все сочтены» (Лк.12:7), - Господь говорит. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога» (Лк.12:6). Значит, и мы с вами, которые, конечно, гораздо больше и лучше любой небесной птицы, любого полевого цветка, как Господь говорит, ради нас Он на землю пришел и на Крест взошел. Значит, любое событие в нашей жизни, оно без воли Творца не совершается. И мы с вами должны безусловно Богу доверять в этом. Потому что, если мы не научимся Богу доверять, мы никогда не научимся Его любить. Мы всегда будем опасаться какого-то подвоха или наказания за какие-то свои грехи. Это уже не любовь, это страх. Это уже положение раба, подчинённое. А мы с вами дети Отца нашего Небесного, а Отец любящий, и поэтому всегда, если даже и согрешили мы, надеемся на то, что Он нас поймёт и простит, если покаемся.

Вот что значит, «взять свой крест». Это значит, научиться безусловно Богу доверять. Если мы этому научимся, то и крест наш покажется не таким тяжелым. Мы сможем его нести, потому что мы будем знать, что этот крест нам вручил Сам Христос, и Он всегда идет рядом и всегда готов нам помочь этот крест донести до конца.

Есть притча об одном человеке, который в духовном видении попал на Небеса, встретился со Христом и вот, рассматривая как бы свою земную жизнь, видит свои шаги по земле как бы шаги человека, босиком идущего по берегу моря. И большую часть своего земного пути он видит не одну пару следов, а две. И он понимает - вот Он, Христос, идёт рядом со мной по моей жизни. Но потом, когда начинались трудные моменты его жизни, остается только одна пара следов на песке. И человек этот в уверенности обращается к Богу как бы с неким ропотом и говорит: «Господи, почему Ты меня бросил, почему вот только мои следы на песке, а Твоих нет? Значит, Ты меня оставил, когда мне было особенно тяжело в моей жизни?» А Господь ему говорит: «Нет, мой дорогой, это Мои следы, а не твои, - это Я тебя нёс на руках, когда ты не мог идти».

Вот что значит «взять свой крест». Когда ты Богу доверяешь, и когда у тебя уже сил нет нести его, Господь всегда рядом, Он поддержит тебя. Но крест этот нужно нести обязательно, потому что, как и святитель Иоанн Златоуст говорит, крест для каждого человека – это ключ к дверям Царства Небесного. Невозможно, говорит он, достичь Царства Небесного иначе, как через крест. И мы это должны для себя хорошо уяснить. Все скорби, все события неприятные, которые случаются в жизни, христианин принимает как лекарство, как вразумление, отрезвление своего ума, своих чувств, так, чтобы прийти в себя, вспомнить, кто ты есть, что без Божьей помощи ты ничего не можешь в жизни своей сделать. Во всяком случае, внутри себя самого.

Исправить сам себя ты не в состоянии: ты сам творение, у тебя есть Творец, который может тебе помочь это сделать, и только тогда, когда ты будешь просить Его о помощи, и сам будешь трудиться в исправлении себя.

И, наконец, последнее, что Господь говорит нам с вами: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вот, пожалуй, последнее, что нужно нам запомнить. Постоянно мы должны двигаться, не стоять на месте. Как святые отцы говорят, в духовной жизни невозможно остановиться в своём движении. Либо ты движешься вперёд, карабкаешься вверх, либо ты летишь вниз. Остановиться невозможно. Поэтому нужно всегда стараться идти вперёд, не успокаиваться на каком-то достигнутом результате: вот я уже молитву читаю, вот я уже в церковь хожу, я уже поститься начал, вот у меня уже грехов, вроде бы, меньше стало, можно и успокоиться. Так кто-то себе говорит. Можно поменьше и молиться, в церковь пореже, на причастие пореже – вроде, благополучно ведь у меня сейчас. Зачем мне ещё прилагать какие-то дополнительные усилия, особенно трудиться или стараться. Но дело в том, что как только человек так подумает, он сразу начинает падать вниз, и падает гораздо ниже того уровня, с которого он когда-то начинал. И всё придётся проходить сначала. Проходить этот тяжелый, тернистый и сложный путь.

Поэтому Господь и говорит: выполни это, отвергнись себя, возьми крест и иди, не стой, а иди за Мной. А куда Господь нас с вами ведёт, куда мы за Ним идём? Мы идём с Ним в Царство Небесное. Он для того на землю и пришел, чтобы нам эту дорогу проложить. Она была уничтожена, эта дорога, грехом наших прародителей. Разорваны были отношения неба и земли, пропасть лежала между этим видимым миром и невидимым. И первый, Кто прошел этим путём и открыл нам эту дорогу домой, в наше Отечество, в Рай, Сын Божий, ставший человеком. Поэтому двигаться будем с вами, братья и сестры, неся на плечах свой крест. Покрепче за него возьмемся, так, чтобы не уронить его и не сбросить по малодушию своему, и будем, безусловно доверяя Спасителю своему, идти за Ним. Потому что Он нас никогда не предаст, никогда не обманет, и никогда не оставит. Пусть животворящая сила Креста Господня, на который Он Сам когда-то взошел, вдохновляет нас с вами на этом пути. Будем идти за Христом, как за неким маяком, потому что впереди Царство Небесное. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla