Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Мнози бо суть звани, мало же избранных», - слышали мы с вами сегодня, братья и сестры, слова Господа нашего и Спасителя (Мф.22:14). Притча, которая хорошо нам всем известна, притча о званных на пир. В ней Господь нам рассказывает о некоем царе, который приготовил брачный пир, пригласил всех своих соседей, и всех своих известных именитых друзей, достойных, как казалось изначально, присутствовать на этом торжестве, на этом празднике. Но все они по той или иной причине отказались прийти и разделить радость с этим человеком. Один говорит, что купил новых волов и надо пойти их испытать на поле, другой только что сам женился, третий ещё какую-то причину приводит в оправдание. И говорят они все «имей меня отреченным».

А некоторые досадили рабам, посланным господином, устроившим пир: кого-то избили, а кого-то, говорит апостол Иоанн, и вообще убили, побили камнями… То есть поиздевались над хозяином пира, насмеявшись над ним, таким образом. И Господь говорит, этот господин что сделает? Он пошлет туда войска, истребит всех этих врагов, а города их сожжет огнем. И говорит он потом своим слугам: «итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (Мф.22:9). И вот пошли слуги, стали искать на перепутьях дорог, и всех, кого ни встретили, всех звали на этот праздник, на это торжество.

В параллельных Евангелиях мы читаем даже более глубокую мысль. Пришли слуги, вернулись, исполнив приказ своего хозяина, и говорят: «вот мы всех, кого смогли найти, всех пригласили». Но хозяин пира смотрит, что ещё есть место за столами и говорит: «Нет, ещё не всех. Ещё идите и ищите, пока все мои столы не наполнятся так, чтобы не было свободного места». Таким образом, он ждал до последнего, чтобы пригласить как можно больше к себе гостей за свой праздничный стол.

Но во время этой трапезы, во время этого праздника хозяин шел и оглядывал столы: смотрел, всего ли всем хватает, чтобы никто не остался недовольным, обделённым. И вот он увидел одного человека, который находился за праздничным столом не в брачной одежде. Для нас с вами это непонятная фраза: что значит – «брачная одежда»? Но история нам говорит, что если приглашал царь или какой-то знатный человек к себе на праздник, на пир, то при входе в его дом слуги выдавали приглашенному человеку специальную одежду, именно праздничную одежду, которую он был обязан на себя надеть, и, таким образом, даже внешним своим видом выражал именно радость, и уважение оказывал хозяину тем, что надевал не повседневную именно, а праздничную одежду.

И вот, один из приглашенных гостей пренебрег этим обычаем, тем самым оказав неуважение хозяину, как бы унизив его: зашел, в чём был, в своей повседневной одежде, уселся со всеми за стол и наслаждался этим праздником. Хозяин его вначале укоряет достаточно кротко и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф.22:12). Ты знаешь обычай – почему ты нарушил его? А этот человек даже не удосужил хозяина ответом, промолчал в ответ, то есть пренебрёг. И вот тогда мы видим, что хозяин разгневался, приказал своим слугам связать этого человека и бросить его во тьму кромешную. И заканчивает апостол словами Христа эту притчу: «мнози бо суть звани, мало же избранных».

Конечно, всё это описание, эта история – это всё прообразы Царства Небесного. Господь много притчей рассказывал, объясняя, как устроен мир невидимый духовный. Много примеров из жизни - простых, совершенно понятных людям того времени, которые окружали Христа, приводил как пример. И вот один из таких примеров, одна из таких притч – это притча о званных на пир.

Тут многое можно для себя нам уяснить, потому что сама эта фраза «много званных, но мало избранных» заставляет насторожиться сердце каждого человека. Ведь многие уверены в том, что если мы выполняем какие-то внешние предписания – ходим в церковь, соблюдаем посты, на молитву встаем, вроде бы заповеди стараемся соблюдать, всё исполняем для того, чтобы быть достойными, то есть действительно наследовать Царство Небесное, а Господь нам здесь показывает внутреннее состояние тех людей, которых Он позвал на этот пир. Что это за пир? Это и есть прообраз Небесного Царства, когда Творец миров приглашает всех, всё Свое творение разделить с Ним радость бытия в Царстве Своем, накрыв вот эту праздничную трапезу, этот праздничный стол. Многие святые отцы сравнивают состояние души праведника, оказавшегося в Небесном Царствии, именно с радостью человека, который разделяет праздничную трапезу, разделяет радость с хозяином от общения, прежде всего.

И когда люди эти были позваны, они не просто отказались пойти, они нашли, на их взгляд какую-то, уважительную причину, чтобы не сделать этого.

Но посмотрите, если вопрос ставится так, что стол брачный, эта трапеза – это Царство Небесное, Господь ведь об этом говорит, а люди находят в себе уважительные причины, чтобы туда не попасть. И какие это причины? А причины все чисто земные, причины все чисто бытового характера: вот он новых волов купил, вот он чем-то ещё по хозяйству занят, вот он женился недавно. То есть всё земное, всё повседневное оно ближе, оно роднее, оно понятнее, чем какое-то там где-то Царство Небесное, которое ещё будет когда-то, и будет ли. И человек начинает отодвигать эту мысль на второй, на десятый план, потому что вот оно всё родное, своё земное каждый день перед глазами. И привыкает человек к этой мысли, приучает себя к тому, что для него самое главное – вот эти повседневные сиюминутные заботы, их нужно в первую очередь решить, а потом уже думать о Царствии Небесном. «Потом, Господи. «Имей меня отреченным» пока что. Некогда мне на этот пир идти, мне надо свои проблемы земные решить».

Вот эти мысли, которые возникают в голове у многих и многих, которые, действительно, может быть, считают себя настоящими христианами и надеются на то, что когда всё-таки они уже решат, когда они начнут заниматься подготовкой к переходу в вечность, вот тогда, может быть, откликнутся на призыв Господа. Но в том-то и дело, братья и сестры, что Господь не ждёт того момента, когда мы сами посчитаем себя готовыми или спохватимся, наконец, и начнём думать о вечности, думать о спасении своей собственной души. «В чём застану, - говорит Христос, - в том и судить буду».

И вот представьте, ведь мы с вами не можем для себя решить вопрос, когда нам приходить в этот мир, когда мы должны родиться – сегодня или завтра. Нам эта жизнь подарена как некое сокровище великое, и великая ответственность вручена вместе с этим нам с заботой о своей собственной душе, которая дороже всей вселенной, как Господь говорит. Точно также Господь не спросит нас с вами, когда нам уходить из этого мира. Нам-то кажется, что всё ещё впереди, что много у нас ещё будет времени, особенно молодым людям это свойственно. А кто уже перевалил рубеж полувековой, к тем, наверное, почаще уже мысли приходят о том, что уже большая часть жизни позади, впереди открывается уже вечность, но тоже ещё кажется, что всё это ещё когда-то где-то, но, во всяком случае, не сегодня и не завтра – есть ещё время.

А вот Господь не оставляет нам такого выбора. Вот пришли Его слуги и говорят: всё, нужно всё оставить, Господин зовет тебя, пришло твоё время. И если человек в этот момент окажется неготовым, он и будет похож на того, который отрекался и говорил «я не готов ещё сейчас, у меня своих забот полный рот, вот мне надо здесь то-то и то-то по хозяйству сделать, подожди, в следующий раз как-нибудь приду». Но не будет такого. Слуги пришли. Придёт ангел смерти за нашей с вами душой, и хотим мы этого или нет, душа послушно отделится от тела. Потому что всё это по воле Творца: и жизнь наша подарена нам по воле Творца, и заканчивается наша земная жизнь так же по Его воле – не по нашей. Вот поэтому святые отцы и говорят: проживай каждый день своей жизни как последний, тогда не ошибешься. Тогда будешь помнить о смерти, потому что она всегда будет перед твоими глазами.

Что случилось в этой притче в конце? Господь зовет всех, кого только ни встретят слуги. Как это тоже нам с вами можно понять в духовном, в иносказательном плане? Те, которые считали себя достойными, которых и господин считал достойными, позвал, а они оказались недостойными. А кто же оказались достойными? А те, которые откликнулись на зов господина, сразу всё бросили и пошли. Вот идёт человек по дороге, занят своими мыслями, делами, к нему подходят слуги господина и говорят: вот там сейчас трапеза накрыта, господин всех зовет и тебя тоже зовет, ты пойдешь? И человек этот говорит: да, пойду. Он всё бросил, он обо всём забыл, потому что его зовут, его зовёт господин. Вот эта готовность, готовность открытого сердца человеческого, который всегда предстоит перед своим Создателем, помнит о Нём и всегда готов откликнуться на Его призыв - как этого не хватает нам с вами в нашей жизни, готовности, памяти постоянной, и о том, что мы с вами все здесь на земле временно, что наша жизнь здесь рано или поздно прекратится, откроются перед нами врата вечности, и вступим мы с вами на этот порог вечности, и что нас там будет ждать, какой нас будет господин ждать? С распростертыми объятиями улыбающийся любящий нас Отец, или грозный Судья? Поскольку мы оказались неготовыми, пренебрегли Его любовью к нам, Его крестной смертью, всем, что Он сделал и делает сейчас в нашей земной жизни для нас, оберегая нас, приготавливая нас к этому переходу, давая нам спасительные правильные мысли в критические моменты нашей жизни.

Как часто мы их не слышим, потому что своя самость всё закрывает, загораживает, мы слышим только свои страсти внутри, и голос Божий, который тихий, любящий голос Отца – не грозный окрик, а именно любящий тихий шепот мы не слышим, потому что у нас кричит своё внутри. Как бы было хорошо, если бы мы умели слышать этот голос Отчий и, слыша его, поступать так, как Он советует нам. Кода мы научимся смирять свою гордыню, смирять свою самость, своё тщеславие, когда мы престанем считать себя судьями другим людям, когда мы научимся, смирившись, увидев свои грехи, утихомирив свои страсти, научимся слышать этот голос Отчий, зовущий нас ко спасению, предлагающий нам правильный спасительный путь в нашей жизни, вот тогда мы будем готовы откликнуться на Его зов, когда бы он ни прозвучал, зов на этот брачный пир.

Можно и ещё одну аналогию провести в этой притче с брачным пиром это, конечно, святая евхаристия. Это таинство святого причащения – разве это не пир, на который Господь нас приглашает каждый раз? Он выходит к нам Сам, выходит к нам в чаше. Священник выносит своими руками Самого Спасителя мира и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Все приступите! И вот, слава Богу, к нашему приходу это теперь уже мало относится, но есть немало таких христиан, которые считают себя «недостойными» к чаше подойти, и стоят у стеночки где-то в притворе или в боковом приделе храма. Христос вышел в центр храма, на руках священника носимый, Господь призывает всех и говорит: «приходите, вкусите с верою и благоговением», а человек говорит – «нет, имей меня отреченным, Господи, я не готов сейчас». Разве это не безумие - такое поведение человека в храме?

Ещё, может, кто-то и не слышал – сейчас вижу новые лица в храме, - задумайтесь над этим, подумайте. Если ты пришел в храм, если ты пришел на литургию, а литургия переводится с греческого как «общее дело», все стоящие в храме и в алтаре – мы все совершаем общее дело, литургию служим. Евхаристия – это таинство благодарения. Что это за благодарность, если человек пришел на литургию и пренебрёг Христом? Если мы приходим в гости даже к кому-то из наших знакомых, разве мы так себя ведём, когда нас за стол сажают, и лучшее блюдо хозяин нам пододвигает и просит угоститься, мы разве отодвигаем с пренебрежением это блюдо и говорим брезгливо «нет, я это есть не буду»? Мы же боимся обидеть хозяина. Мы так не сделаем. Почему же мы так позволяем себе поступать, когда мы в храм приходим ко Христу? Он к нам Сам выходит, Свои Тело и Кровь нам предлагает, а мы говорим: «нет, я сегодня не буду по той причине, что я не готов или недостоин».

Но спросите сами себя: бывает ли в вашей жизни такой момент, разве он может быть, когда мы можем посчитать себя готовыми и достойными, чтобы в нас вошел Творец миров, чтобы Он с нами соединился? Разве когда-нибудь в нашей жизни бывает такой момент, когда мы сможем быть достойными того? Конечно, нет. Как бы мы с вами ни постились, как бы мы с вами ни каялись в своих грехах, что бы мы ни делали, мы ничто по сравнению с Ним. Он нам только по Своей любви и милости Сам Себя подаёт. Он преподаёт нам Себя в этом брачном пире, в торжестве таинства Евхаристии в Церкви, и это должно быть для нас величайшей радостью и жаждой духовной – прийти и соединиться со своим Создателем, принять Его святые Тело и Кровь, стать достойными участниками этого брачного пира.

Значит, будем помнить, братья и сестры, если мы пришли на литургию, мы пришли не «отстоять обедню», как это сейчас с удивлением приходиться слышать – человек говорит, что он сходил в церковь и «отстоял обедню», говорит как о некоей заслуге своей: я же был в церкви, я же пришел, я же свечку поставил, то есть что-то сделал. Да, что-то сделал, но ты сделал один шаг, остановился, развернулся и ушел домой. Мы в церковь приходим не для того, чтобы свечку поставить или заказную записку подать – это всё мы делаем мимоходом. Это всё вторично. Это, конечно, имеет значение, но главное, для чего мы в церковь приходим, - к Источнику живой воды припасть, зачерпнуть отсюда жизнь, благодать Божию, сил зачерпнуть себе для жизни.

Вот это и есть тот самый брачный пир. Не будем теми безумцами из притчи, оказавшимися недостойными, которых Господь наказал, а станем теми, кто по первому зову слуг Его пришел и разделил эту брачную трапезу, одев брачную одежду христианского смирения и благоговения перед святыней, и сделался достойным, сделался избранным.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla