Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с двунадесятым праздником в честь славного Рождества Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Насколько важна личность Матери Божией в деле спасения рода человеческого, насколько важна Её роль в домостроительстве Божием, говорит тот факт, что годичный богослужебный круг начинается с Рождества Матери Божией и заканчивается Её славным Успением. Мы недавно с вами отмечали память Успения Матери Божией, и вот сегодня начало богослужебного круга - первый двунадесятый праздник в череде двенадцати основных праздников годовых начинается со дня Её славного Рождества.
Почему это так, почему именно Матери Божией такая честь и слава в Церкви, говорит нам с вами сам тропарь этого праздника – та молитва, которая содержит в себе смысл и содержание того или иного празднуемого события. Как он звучит этот праздничный тропарь? «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». В этом кратком тропаре буквально в несколько словосочетаний выражена суть и празднуемого события и роль Матери Божией. Именно Она явилась той Дверью Небесной, как Она воспевается в церковных песнопениях, сквозь которую пройдя, Спаситель вошел в наш мир: пришел на землю, вочеловечился, принял человеческую плоть, естество, нашу природу, поврежденную грехом, обожил её, исцелил её в Себе Самом, даровал нам теперь уже новой – поэтому Христос именуется в Церкви «новым Адамом». Если первый Адам принёс в этот мир грех и смерть, то новый, второй Адам, Христос Спаситель наш, возвращает нас к вечности, возвращает нас в состояние детей Божиих – наследников Небесного Царства.

А причиной этому послужила как раз Преблагословенная Дева Мария. Она и рождена была чудесным образом, как мы знаем, от престарелых родителей Иоакима и Анны, которые теперь тоже святыми праотцами именуются в Церкви, даровав нам такое чудесное дитя – маленькую Марию, которую привели уже на третий год от Её рождения в Церковь посвятив на служение Богу, как и случилось в дейстивтельности. Господь именно Её предъизбрал для этого великого подвига стать Матерью Живого Бога, носить под сердцем Сына Божьего, безсеменно зачав Его без мужа, оставшись навсегда девой, родив Его безболезненно, без мучений, но всю свою земную жизнь посвятив служению Своему Божественному Сыну.

Сегодняшнее Евангелие - на чём хотелось бы кратко остановиться, обратить ваше внимание, всегда, когда празднуется память Матери Божьей, всегда читается Евангелие на литургии, которое, если рассматривать его буквально, совсем и не относится к Матери Божьей. Мы с вами слышим евангельский отрывок о том, как Христос посетил в Вифании Своих друзей, Своего друга Лазаря, которого впоследствии Он воскресил на четвертый день после его смерти, и двух сестер его Марфу и Марию. Часто у них Он останавливался, отдыхал после Своих путешествий, проповедей, трудов. И мы видим, как и в этот раз Христос, придя в ним в гости, беседует с хозяевами этого дома. Марфа по своему обычаю как старшая сестра крутится и хозяйничает по дому, накрывает стол, готовит ужин, а Мария села у ног Спасителя и внимательно слушает слово Его проповеди.

И вот интересный факт: казалось бы, память Матери Божией, а речь идет совсем о других людях. Но здесь очень важен диалог, который произошел у Марфы со Христом, который напрямую относится к Преблагословенной Царице Небесной, нам с вами в назидание. Мы видим с вами, что Марфа, увидев, что Мария, ее сестра, не помогает ей, останавливается в своих трудах и обращается ко Господу даже с неким упрёком и говорит: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк.10:40). А Господь укоряет её в свою очередь: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк.10:41-42). Вот Мария как раз эту благую часть, то есть правильную, для себя выбрала, и эта часть не отнимется от неё. Она сделала правильный выбор между земным и небесным, предпочла земным заботам заботу о спасении своей души, сидит у ног Спасителя и слушает, и это является для неё, в том числе, и пищей.

А в конце этого Евангельского чтения добавляется отрывок вообще из другого места, когда в ответ на проповедь Христа одна из женщин, стоящих в толпе вокруг Спасителя, восклицает в восторге, прославляя Матерь Божию, и говорит: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11:27). А Спаситель останавливает её и говорит ей не в укор, но в назидание: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28). Здесь Он опять нам говорит, что более важным для человека является забота о спасении души, чем даже рождение, кормление и воспитание детей. Самая главная забота – забота человека о своей загробной участи.

Вот эти два служения, которые мы здесь видим: служение Марфы – чисто земное, житейское, и служение Марии, которая сидела у ног Спасителя и слушала Его слова. А о Преблагословенной Деве Марии мы знаем, что Она всю Свою жизнь, начиная от славного Рождества Христова, всё, что Она видела, всё, что Она слышала, относящееся к Её Божественному Сыну, Она бережно складывала в сердце Своем. То есть Она старалась всё тщательно запомнить, а потом это всё уже было передано ученикам Христовым – христианам, и стало частью нашего священного Предания.

Вот два этих служения они друг друга не исключают, как говорит нам священное Евангелие, они только лишь дополняют друг друга. Ведь Господь не сказал Марфе: брось это всё, садись рядом с Марией и слушай Меня. Он позволил ей заниматься приготовлением ужина, то есть, всему своё время. И если бы она этого не делала, то все остались бы голодными. И здесь Он её упрекает не за то, что она крутится и вертится по дому, а за то, что она ропщет на свою сестру, предпочитая как бы, считая, что всё-таки то, что она делает, важнее, чем то, что делает Мария. Вот если бы Мария, сидя бы у ног Христа, начала бы роптать на свою сестру Марфу за то, что она не сидит рядом с ней, а готовит ужин, накрывает стол, то Спаситель, наверняка, и её бы укорил, и тоже бы вразумил и сказал бы, что Марфа делает своё дело, а ты делай своё, не обращай внимания на то, кто чем занимается.

Для нас с вами важно здесь понять священное Евангелие сегодняшнего дня: всегда, когда память Матери Божией празднуется в Церкви, именно это Евангелие читается, затем, чтоб нам с вами понять, что в нашей жизни всегда есть два вида служения, но они в христианской жизни вполне должны быть совместимы и дополнять одно другое. Если хозяйка дома, к примеру, жена-христианка будет заниматься только молитвой, а в это время муж её будет голодным, дети будут необстиранными, в квартире будет беспорядок, разве эта женщина христианка? Разве она всё правильно делает в своей жизни? Поэтому святые отцы так и учат нас, что если ты женщина-христианка, то у тебя и муж должен быть сыт, и в доме должно быть чисто, и дети должны быть чистыми, одетыми, обутыми, а когда остается время на молитву, тогда занимайся молитвой. А если не остается времени, со смирением скажи Господу от сердца, сколько у тебя сил хватит, хотя бы несколько слов молитвы благодарности или призывания имени Божия, и спокойно отдыхай, потому что ты свое дело сделала.

Другое дело, если на всё остаётся время, а мы предпочитаем духовному земное, здесь мы тоже можем услышать для себя слова укоризны. Если кто-то только на это уповает в своей жизни – только на свои земные заботы, а духовное отодвигает на второй план, говорит в себе: некогда мне сейчас молиться, в церковь ходить, вон сколько забот – огород не убран ещё, дома не прибрано ещё, а надо бы сначала всё это сделать, а потом в церковь идти. Здесь опять мы с вами услышим укор от Христа, потому что это два как бы равнозначных пути, но Спаситель всегда обращает внимание на то, что всё-таки духовное важнее для человека. Не исключая земного, не исключая наших бытовых интересов и забот. Опираясь на них, всё-таки стремиться к духовному. Сколько сил есть, сколько времени есть. Потому что ведь многие совершенно отметают от себя вопросы духовные: откладывая их на потом, когда всё земное сделают.

Вот в Царице Небесной эти два пути всегда сочетались. Мы видим её двойное служение: и земное – она Спасителя родила, и воспитала Его, и кормила Его грудью Своей, и одевала Его, всё это делала, но и небесное, духовное. В Евангелии мы об этом не слышим. Мы только читаем о Ней, как Она всё бережно хранила в Своем сердце, всё, что слышала и видела, касающееся Её Божественного Сына. То есть, Она вся была сплошной дух горения перед Богом. А всё земное, что Ей было положено как женщине, как матери, Она всё это исполняла, само собой, не отметая этого земного, не отказываясь от Своих материнских обязанностей. Значит, умение сочетать в себе два этих пути для всех нас с вами, братья и сестры, это полезная, назидатедьная мысль. Женщины сегодня для примера приведены, но это можно точно также к мужчинам отнести.

Когда заменяется одно на другое, когда чрезмерно одним чем-то человек увлекается, а о другом забывает, забывает человек о семье, о хозяйстве, или наоборот… Уметь сочетать, видеть и то, и другое, и находить время и для того, и для другого. Вот эта мудрость, Божественная премудрость, сокрытая в словах Писания на примере Марфы и Марии, в примере этого диалога Господь как раз открывает отношение к духовной жизни и отношение к Своей Пречистой Матери: как Она умела в Своей жизни всё это сочетать.

И даже последние слова Христа в этом Евангелии, когда Он говорит в ответ на похвалу как бы в адрес Его Матери. Ведь говорит та женщина: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» То есть восхваляет Его Пречистую Матерь эта женщина, но ведь она только о земном говорит. Она говорит только о том, что вот Божья Матерь молодец, что родила Тебя и выкормила, и больше ничего не предполагает дальше. А Господь продолжает дальше её мысль, углубляет её, придает ей уже совершенно другой смысл, и говорит нам: более блаженны те, кто слышат слово Божие и исполняют его.

Более блаженны! Он не отметает ту часть долга материнского, но выше ставит всё-таки вопрос о спасении души. Значит, задача любой матери не просто родить и выкормить ребёнка, а позаботиться о спасении его души. Сделать так, чтобы дети наши после нас наследовали Церковь, стали бы христианами и шли бы по пути своего спасения. Вот ещё и в этом нам с вами как родителям, как бабушкам и дедушкам великое назидание в этих евангельских строках.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla