Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с окончанием Божественной литургии, с принятием святых Христовых Таин. Сегодня великий день - двунадесятый праздник в честь славного Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Теперь слово смерть исчезает из лексикона православных. Теперь, начиная с Матери Божией, с Её исхода из этого мира, мы говорим, что человек не умер, а уснул. Усопшие рабы Божии, как мы и в отношении наших с вами умерших сродников говорим: именно, называем их - не «умершие», а «усопшие», то есть «уснувшие». 

Этот великий день радостным считается в Церкви, хотя, вроде бы, по-человечески и удивительно этот день радостным называть. В центре храма лежит тело Владычицы нашей Богородицы. Апостолы в этот день, провожая Матерь Господа нашего, нисколько не радовались, а, наоборот, плакали и рыдали, сопровождая гроб с Её пречистым телом, неся его до Гефсиманского сада, пели псалмы, духовные песнопения, с зажженными свечами. Шли, неся ветвь райского дерева, которую вручил за несколько дней до отшествия Царицы Небесной архангел Гавриил, вновь благовествуя теперь уже для Неё радостную новость, что наконец-то исполнится Её самая заветная мечта – разрешиться от Своего бренного тела и жить вечно со Своим возлюбленным Сыном, со Христом.

Церковное предание говорит нам с вами, что Преблагословенная Богородица после Воскресения и Вознесения Сына Божия многократно бывала на Елеонской горе, на том месте, откуда Спаситель вознёсся на Небеса, приходила туда очень часто и подолгу там молилась, прося Сына Своего забрать Её к Себе, потому что не представляла Себе жизни без Него. Вся Её жизнь - это был Христос Спаситель.

И, конечно, совершенно понятно и естественно Её стремление быть с Ним всегда. И вот, наконец, Она услышала это заветное благовестие, когда архангел Гавриил возвестил Ей, что вскорости наступит долгожданный для Неё момент исхода из этого мира. Она приготовилась к этому дню: убрала горницу, одела лучшие одежды, были зажжены светильники, свечи в комнате, Она попрощалась со всеми, напутствовала каждого затем, затем возлегла на Свой одр – Свою постель для того, чтобы отдать Свою душу в руки Спасителя мира.

Апостолы, ученики Христовы, собрались со всего мира, где они в тот момент благовествовали о Христе. Духом Святым они были чудесным образом перенесены в Иерусалим так, чтобы присутствовать при исходе Матери Божьей и сопровождать Её при погребении. Только лишь апостол Фома промыслом Божиим не сумел оказаться вовремя в Иерусалиме, и прибыл только к третьему дню, когда уже было совершено погребение пречистого тела Царицы Небесной. Он очень горевал по этому поводу, расстраивался, что он не удостоился счастья услышать последние слова Царицы неба и земли, и быть участником погребения Её тела. И апостолы, пожалев его, повели его в Гефсиманский сад, чтобы открыть гробницу. Но когда гробницу открыли, тела Матери Божьей там не оказалось: Господь воскресил Её вместе с Её пречистым телом, и Она в этот же вечер во время трапезы апостолов явилась им, утешая их и говоря, что отныне будет всегда с ними, будет их заступницей, молитвенницей перед престолом Божиим, будет всегда им во всем помогать. И апостолы в умилении и радости воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

Теперь эти слова произносит священнослужитель на Божественной литургии, когда при завершении евхаристического канона мы слышим с вами возглас священника: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и приснодеве Марии», то есть предлагает помолиться «изрядно» (в первую очередь и особенно) Матери Божией. И когда он произносит эти слова вслух всего храма, как мы говорим, возгласно, громко, то затем вполголоса всегда повторяет эти апостольские слова: «Пресвятая Богородица, благодатная, помогай нам».

Много чудес совершено было при погребении Царицы Небесной. Но вот одно из этих чудесных событий запечатлено даже на иконе в честь славного Успения Пресвятой Богородицы. Мы видим с вами, как совершается процессия погребения, идут апостолы вокруг гроба Царицы Небесной, и на коленях стоит некий человек с отрубленными кистями рук. Кисти его ухватились за край носилок, на которых лежало тело Богородицы. Это был иудейский священник Афоний, который в слепоте своей дикой религиозной ревности (он был уверен, что это все враги Живого Бога, как когда-то апостол Павел был в этом уверен) подбежал к носилкам и попытался опрокинуть их. Хотел совершить такое святотатство. Но как только руки его коснулись одра, на котором лежало тело Пречистой, ангел, который сопровождал эту процессию, мгновенно мечом отсёк ему обе руки. Он упал на колени с окровавленными обрубками рук своих, в ужасе. Наконец он прозрел духовно: он увидел невидимый мир - этого ангела, грозно смотрящего на него с мечом в руках, и он понял, какую ужасную ошибку он совершил, тут же раскаялся, принёс покаяние. Апостолы подняли его, подвели ко гробу. Он приложил искалеченные руки свои к кистям, и они мгновенно приросли на место – он был исцелен и прощен Матерью Божьей. После этого на всю процессию опустилось густое облако, скрыв эту процессию похоронную от глаз окружавших их людей. Потому что много был недоброжелателей вокруг. И только все слышали, как дивное пение разливалось вокруг человеческое и ангельское. Так и двигалась эта процессия до Гефсиманского сада.

Для нас с вами, братья и сестры, этот праздник радостный ещё и потому, как я уже сказал в начале, что теперь само понятие смерти изменилось в сознании верующих людей. Теперь верующие смерти не боятся, и называют её уже не смерть, а сон. Потому что, умирая в этом мире, человек как бы засыпает, закрывает глаза (действительно, умерший человек внешне похож на спящего человека), он открывает их в мире ином. Открываются другие наши очи – духовные, с помощью которых мы можем видеть тот, пока для нас закрытый мир.

Но и в этом мире находясь, мы о невидимом мире много думаем, размышляем, молимся, чувствуем его присутствие, слышим ответы на наши просьбы, на наши молитвы от того горнего мира – от Господа нашего, от Богородицы, от всех святых, и от сродников наших, усопших ранее, слышим. Чувствуем действие благодати Божьей, которая наполняет нас собой. Той благодати, к которой мы здесь только чуть-чуть прикасаемся, когда принимаем участие в церковных таинствах, и в самом главном из них – святом Причастии. Но даже в этот момент, когда чуть-чуть для нас как бы приоткрывается завеса того прекрасного мира, мы ощущаем несказанную радость и покой на сердце. Какой же  покой на сердце и радость у тех, кто удостоился попасть в этот невидимый горний мир, в Царство Небесное! Действительно, этот покой, сердечный мир – мечта человека, живущего на земле. Но это – состояние праведника, живущего на Небесах, к которым мы только с вами стремимся.

Для Царицы Небесной это был, действительно, праздничный день, потому что Она исходила из этого мира к возлюбленному Сыну Своему. Этим праздником – Успением Царицы Небесной, заканчивается богослужебный год, годовой цикл церковных богослужений. И примечательно, что с Царицы неба и земли новый церковный год начнётся – воспоминанием Её славного Рождения. Её Успением год заканчивается, Её Рождеством год начинается. В Церкви всё замкнуто, так скажем, или основано на воспоминании Царицы Небесной.

Матерь Божия – мы говорим о Царице Небесной, но мы и своей Матерью Её считаем совершенно искренне, и можем почувствовать Её материнскую любовь в своей собственной жизни. Особенно когда мы к Ней искренне обращаемся в своих молитвах за помощью, за утешением, за вразумлением, за каким-то ответом в тяжелой, может быть, непонятной жизненной ситуации. Не бывает такого, чтобы Царица Небесная не ответила, не пришла бы на помощь, не вразумила бы и не утешила. Только нам нужно быть с вами, братья и сестры, внимательными, когда мы просим помощи, просим вразумления или утешения. Ведь Царица Небесная, прежде всего, нашего сердца касается. И если мы в момент этой молитвы наполнены какими-то страстями, внутренними переживаниями и замкнуты как бы сами на себе, на своих эмоциях, чувствах, мы можем этого с вами не услышать и не почувствовать – прикосновения Царицы Небесной к нашему сердцу. Поэтому когда мы к Ней обращаемся в своих молитвах, нужно постараться перед этим умирить свои страсти, сделать так, чтобы на сердце была тишина, прогнать все те мысли, которые нас волнуют, тревожат, пугают, успокоиться нужно, открыть свое сердце для невидимого духовного мира. И тогда рука Пречистой, коснувшись нашего сердца, принесет нам желанное умиротворения, успокоение, вразумление.

Будем помнить об этом. Будем помнить о том, что молитва наша и страсти, которые бушуют иногда в сердце – это несовместимые вещи. Недаром мы с вами, когда открываем молитвослов, первое, что мы в нем читаем на первой самой страничке: перед тем как молиться, там написано, зайди в келью свою, затвори за собой дверь и постой немного, соберись с мыслями. То есть успокойся, приведи в порядок всё в своих мыслях, в своем сердце, в своей голове. Пусть весь этот мир с его страстями, с его заботами, с его тревогами останется там, за дверью. Зайди в келью, закрой за собой дверь, как бы отрешись от этого мира, останься один на один с миром горним. Только так, немного постояв, успокоившись, отрешившись от всего, мы можем начинать спокойно молиться. Никогда не надо молиться наспех, походя, между делом: это будет просто «вычитка», как некоторые говорят, то есть это пустое сотрясание воздуха. Никогда не будет такая молитва действенной, потому что не работает наше сердце в этот момент.

Сегодня окончание Успенского поста - всех вас поздравляю с этим событием, кто трудился во время этого поста, работал над собой в духовном плане. Что не удалось сделать – унывать и отчаиваться не нужно. Господь нам даёт ещё с вами возможность, мы ещё с вами живы, слава Богу. Значит, будем работать над собой и дальше в следующие посты. Хоть немного чего-то успели сделать – и то хорошо.

Всех благодарю за молитвы, с праздником поздравляю, на всех вас призываю милость и благодать Божию и заступничество Царицы Небесной! Пресвятая Богородице, благодатная, помогай нам!

 

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla