Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, воскресное евангельское чтение повествовало нам с вами об исцелении Господом нашим и Спасителем бесноватого отрока. Сейчас в Церкви нашей продолжается воспоминание великого двунадесятого праздника в честь славного Преображения Господа нашего и Спасителя, когда Он с ближайшими учениками Своими – Петром и братьями Иоанном и Иаковом поднялся на высокую гору Фавор и там преобразился перед ними, показав им божественную славу Свою. Так, что сияние этого неземного света такого ослепительного, что на него и смотреть было невозможно (оно затмевало даже солнце собою!) как бы прорывалось сквозь земную плоть Христа Спасителя, как сквозь некую материальную завесу, и открылось апостолам, что перед ними не просто человек, не просто Учитель, а Сын Божий, Мессия.
И  после этого чудесного Преображения Своего Господь сводит ближайших учеников с горы Фавор,  сегодняшнее евангельское чтение как раз повествует нам о событии, которое случилось непосредственно сразу после того, как они спустились с Фаворской горы. Ещё спускаясь с горы, они увидели, что множество народа стоит у подножия, окружили апостолов, учеников Господних, и когда они подошли ближе, они узнали, в чем дело.

Некий человек привёл сына своего, бесноватого отрока, мальчика, просил апостолов исцелить его, но те ничего не смогли сделать, оказались бессильны. И вот отец, как бы в отчаянии уже подходит ко Христу и говорит Ему об этом: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его», - говорит отец (Мф.17:15-16). И Господь говорит в ответ этому человеку на первый взгляд удивительно жесткие слова: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф.17:17). Первое, на чем хотелось бы сегодня остановиться и подумать в этом евангельском чтении.

Об исцелении этого мальчика мы с вами несколько раз в году читаем и много уже об этом говорили. Но вот эти слова Христа особенно сегодня западают в душу и заставляют задуматься. К кому обращается, кому, во-первых, эти слова Христос говорит? Первая мысль возникает: неужели Он так вот всех людей, которые не имеют достаточно веры, так жестко может отчитать или такой своего рода приговор вынести и сказать: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Конечно, это не апостолам было сказано. Апостолы стояли в стороне, а разговор происходил между Христом и вот этим человеком, приведшим своего сына.

Здесь нужно нам, братья и сестры, помнить, что человек этот – представитель еврейского народа, того народа, который многократно за свою историю отступал от Бога, предавал Его, поклонялся идолам, забывал об истинном Живом Боге, и Господь был вынужден многократно, вразумляя, наказывать Свой избранный народ еврейский то отдавая его в рабство язычникам, то насылая на них различные бедствия, так, чтобы люди, опомнившись, возвращались бы к вере в единого Живого Бога. Даже были случаи, как мы с вами знаем из Ветхого Завета, когда Господь был готов уже истребить весь этот народ – за их жестокосердие, за их неверие и готовность поклоняться иным богам, тем богам, которые были в тот момент наиболее близки и выгодны евреям по жизненной ситуации. И помнится, как многие праведники, в том числе и Моисей, уговаривали Бога не делать этого, и говорили: «Если Ты погубишь этот народ, то и меня с этим народом погуби, потому что я тоже из этого народа». И пророк Илия уговаривал Спасителя не делать этого и многие-многие другие.

Так вот, это слово сегодняшнее Господа о роде неверном и развращенном – это своего рода горестный вывод, итоговая черта, которую подводит Бог, глядя на Свой народ. Вспоминая всё это прошлое, и видя, что ничего за эти сотни и тысячи лет не изменилось – как этот народ жил в суевериях своих, в грехах погрязши, забывая о Боге, забывая об исполнении заповедей, так это всё и происходит в те минуты, когда Господь разговаривал с этим человеком. Бесноватый-то не этот человек, а сын его: маленький мальчик, который, конечно, по своей личной жизни ещё не заслужил бы такого страшного наказания как беснование. Настолько весь народ был так далёк от истины, от веры настоящей, что бесы беспрепятственно могли уже входить не только во взрослых людей, но и в детей, в младенцев. Мы с вами читаем в Евангелии: практически в каждом селении, куда бы Господь ни пришел, были случаи исцеления Им именно бесноватых людей - так много их, оказывается, было тогда. В каждом селении! То есть такова была уже власть дьявола над человеческим родом, над этим богоизбранным народом. А почему? Ведь бес не может овладеть человеком без воли самого человека. Вспомним Адама и Еву. Ведь не сумел бы дьявол захватить власть над этим миром, если бы Адам с Евой сами добровольно ему эту власть не отдали, послушавшись его, поверив ему, что Бог их не любит, что Бог их боится, и Он их обманывает, говоря, что умрут, если вкусят от древа познания добра и зла.

В словах Христа горечь разочарования, горестное признание, что, сколько бы Он ни старался, что бы Он ни делал, но конец неизбежен. За несколько часов до этого на вершине Фаворской горы Господь говорит Своим ученикам - Петру и братьям Иоанну и Иакову о том, что скоро Ему предстоят Крестные страдания, о том, что скоро эти люди, которые ждали Его как Мессию, окружавшие Его, кричавшие Ему «осанна в вышних!», то есть «слава Богу на небесах!», потом будут кричать во дворе Пилата: «возьми, распни Его!... нет у нас царя кроме кесаря» (Ин.19:15).

Господь знает, что всё это произойдёт. И, глядя на человека, приведшего к Нему своего бесноватого сына, Он с горечью подтверждает этот вслух, говоря: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Недолго уже оставалось Господу терпеть, оставались считанные дни до начала Его Крестного искупительного подвига. Но для нас эти слова тоже должны прозвучать тревожно. Для каждого из нас, в нашем сердце. Потому что ведь это определенный итог, определенный приговор Бога по отношению к народу Своему. И когда мы с вами, считая себя верующими людьми, сознательно допускаем в своей жизни грех, произвольно нарушая заповеди Божьи, как бы нам с вами не услышать эти жёсткие, жестокие, но и справедливые слова по отношению к нам лично.

Чуть позже апостолы наедине спросили Христа: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф.17:19). И Господь им говорит тоже удивительные слова: «По неверию вашему» (Мф.17:20). Казалось бы, ведь это же апостолы, это же ученики Христа, они ведь рядом с Ним, они ведь слышат Его, видят чудеса, сами были наделены властью и изгонять демонов, и воскрешать даже мертвых, исцелять любые болезни, а здесь ничего не смогли сделать. «По неверию вашему», - Господь им говорит. И добавляет известную уже нам фразу, недавно она звучала в Евангелии: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно (то есть самое маленькое семечко – авт.) и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Значит, братья и сестры, для верующего сердца нет ничего невозможного – это Сам Бог сказал. Он не может сказать ничего аллегорически, Он не может сказать абстрактно, к примеру, к слову, так сказать: Он говорит всегда так, как есть.

У Бога всё ясно и просто. Если Господь говорит, что это так, значит, оно так. И если мы в своей жизни, не говоря уже о какой-то там горе, чтобы сдвинулась с места, а в самых простых, обыденных земных вещах сомневаемся часто – «А сможет ли Бог нам помочь? Ведь это же невозможно», - закрадывается сразу мысль, сомнение сердце гложет, и мы, вроде бы, рады поверить, но не можем, не хватает силы. Не хватает силы отбросить эти мысли и безусловно Богу довериться. И вот это неверие делает нашу молитву бессильной, делает наши усилия в духовном плане ничтожными. Потому что когда человек Богу не верит, не доверяет, значит, он Бога не любит, значит, в его сердце пусто.

Вот у другого апостола и евангелиста эта история с исцелением бесноватого отрока более подробно прописана и там замечательные слова этот отец несчастный сказал, воскликнул ко Христу, когда Тот говорит ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк.9:23). И тогда вот этот человек воскликнул уже со слезами: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9:24).

В жизни каждого из нас бывают такие моменты, когда мы можем повторить эти слова от себя. «Верую, Господи! помоги моему неверию». Так, казалось бы, хочется поверить, что будет именно так, так, как ты просишь, как ты в молитве своей к Богу обращаешься, но вот это сомнение наше, постоянно вкрадывающееся  сердце, убивает надежду. И если что-то и происходит по нашей молитве, то это только по милости Бога к нам, видя нашу немощь. Вот если бы мы всегда добавляли эти слова от сердца, говорили бы искренне: «Господи, помоги моему неверию! Хочу верить, хочу, но сил нет».

Почему так происходит в нашей жизни? Вот дети, они умеют верить безусловно. Поэтому Господь и говорит нам с вами: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3), имея в виду их непосредственность и чистую веру, когда ребенок верит так, как ему говорят. Потому что он ещё не знает, что такое обман, что такое ложь. Взрослый человек, многократно сталкиваясь в жизни своей с обманом, с неправдой, с коварством, с предательством, с подлостью, переносит, хочет он этого или нет, все эти человеческие взаимоотношения, на отношения человека с Богом. И подспудно, может быть, подсознательно точно так же опасается и в отношениях с Богом. Да, Бог обещал, я попросил, но будет ли? Услышит ли, ответит ли?

В такие минуты сомнения, братья и сестры, самое правильно было бы для нас с вами, когда в сердце закрадываются такие мысли, посмотреть на крест. Посмотреть на крест и увидеть, Кто на нем распят, и для чего Господь пошел на этот подвиг. Что это, как не любовь Его к нам, именно таким образом проявленная? Проливая кровь Свою на Кресте за каждого из нас лично, убивая грех в природе его, уничтожая его последствия, смертельные для человека, Господь любит нас так, как мы не умеем. И если бы мы научились Ему хоть немного доверять и открываться в своих мыслях, в своих желаниях, в своих молитвах, наша жизнь была бы совсем другой.

И, заканчивая сегодняшнее Евангелие, Господь учит Своих апостолов, говоря им, почему они не справились с этим демоном, мучившим ребёнка, Он им говорит: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). И в этом ещё один урок сегодня для нас, повод для размышления. Ведь у многих возникает мысль о посте: а зачем поститься? что такое пост? ну, вот опять нельзя будет то-то и то-то есть, то-то и то-то позволять себе в своей жизни, то, к чему уже привыкли, то, без чего уже трудно обойтись, и опять нужно воздерживаться…зачем всё это? А вот Господь нам сегодня объясняет «зачем».

Если мы хотим бороться с миром падших духов, у нас с вами только два оружия: пост и молитва. Это наши щит и меч! Защищаясь постом, защищая свое тело внешне, мы внутренне молитвой своей вооружаемся на дьявола и на демонов его, и наносим им сокрушительные удары. Человек, который постится по-настоящему, то есть не просто воздерживается от какой-то еды, а делает это сознательно, делает это благоговейно, соединяя пост физический с молитвой обязательно: такого человека бесы чувствуют за версту, как говорится, и близко к нему не подойдут. Потому что побоятся получить болезненный для себя удар от такого человека. Потому что человек этот огражден благодатью Божией.

Пост физический укрепляет наше тело, делает его более духовным, если можно так сказать, делает его более легким на подъем, на молитву, на подвиг духовный. Потому что человек, который не постится физически, он и духовно не в состоянии поститься, духовно он не способен совершить какой-то решительный шаг вперед, потому что тело расслаблено, потому что тело не двигается, не слушается. Тело тогда пытается руководить душой человека. А вот когда человек сознательно своё тело связывает в той или иной степени - у каждого человека это связующее звено разное: по силе, по строгости, по продолжительности, но и малейшее усилие Господь учитывает и засчитывает это нам в нашу «праведность», мнимую, конечно. Но вот если мы хоть что-то делаем, пытаемся в какой-то степени поститься физически, в пище себя ограничивая, в расслаблении, лени, бездействии, пустословии, каких-то мыслях, тогда нам и молиться легче, тогда нам и добрые дела легче совершать. Потому что человек состоит не только из души, но и тела: невозможно поститься только одной частью, только в совокупности. Поэтому Господь так подчеркивает сегодня эту мысль и говорит, что род этот можно изгнать только (Он говорит «не иначе как», значит «только») постом и молитвой.

Вот, наверное, это будет ответом на вопрос некоторых, когда спрашивают себя люди, почему я не могу избавиться от того или иного греха? Почему я борюсь с ним, вроде бы пытаюсь своей волей сдерживать себя, на исповедь иду, но не получается – всё повторяется сначала. Только вышел из храма, прошел день-два, от силы неделя, всё возвращается на круги своя, и опять тот самый грех здесь при дверях, стучится или входит, как непрошенный гость. И человек с горестью признает, что всё надо начинать сначала.

Вспомним с вами в этот момент слова Христа. Апостолы расписались в своем бессилии, не смогли ничего сделать, и Господь объяснил им ошибку, причину их неудачи – «только молитвою и постом». Значит, если не получается избавиться от какого-то греха, значит, что нам нужно с вами сделать? По благословению, конечно, духовника своего взять на себя пост. Пусть это будет не строгий пост, пусть он будет заключаться только в ограничении себя в сладком, в компьютере, телевизоре, развлечениях, пустословии, ещё в чём-то – но это будет пост. Это будет сознательное ограничение, связывание самого себя. Плюс молитва: пусть это будет один земной поклон в день перед сном, например, или три раза прочитать Иисусову молитву, ещё что-то сделать. Немного, но сделать. Приложить хоть малое, но усилие. Вот это будет пост, плюс молитва: щит и меч в борьбе на дьявола и демонов. И успех рано или поздно придёт. Главное здесь не унывать и продолжать настойчиво сопротивляться борющему нас греху.

Сегодняшнее Евангелие, братья и сестры, многому нас учит. Давайте будем учиться внимательно читать священный текст. Кто-то из вас, может быть, читает Евангелие ежедневно, и это очень похвально, но когда мы с вами читаем, чтобы просто прочитать главу и закрыть Евангелие, вроде, выполнили положенное чтение, это одно. А когда мы читаем, пытаясь вникнуть в смысл прочитанных слов, дойти до сути самой между строк как бы, вникая, вдумываясь, как бы лично к себе относя слова Господа, события, которые в Евангелии происходят, это будет совсем другое дело.

И апостолы, сегодня слушавшие Христа, наверное, тоже были удивлены и смущены своей неудачей, но ведь они не остановились на этом, они пошли за Христом дальше. И мы с вами знаем, впоследствии, когда они уже были Духом Святым просвещены, они, действительно, превратились в несокрушимых провозвестников божественной славы, Царства Небесного. Так и нам с вами при всех своих неудачах, при всех своих возможных падениях в борьбе с дьяволом надо учиться каждый раз: падая, вставать, делать выводы, анализировать своё падение, понимать, почему это случилось, чтобы в дальнейшем уже заранее, предугадывая движение врага, заранее встречать его, именно постом и молитвой».

В продолжение проповеди отец Игорь рассказал о празднуемой памяти святых мучеников Фотия и Аникиты:

«Аникита – это был военный сановник, а Фотий был его племянник. Читая их житие, поражаешься, какая была вера у христиан первых веков. Когда император Диоклетиан, богоборец, прибыл в один из городов своей империи для того, чтобы устрашать христиан, заставлять их отрекаться от веры во Христа Спасителя, на городской площади он приказал выставить орудия пыток. Все христиане были призваны на эту площадь с тем, чтобы публично отречься от Христа Спасителя и принести жертвы языческим богам. И вот эти орудия пыток стояли на площади, устрашая заранее всех христиан, показывая, что их ждет, если они не послушаются, если они не отрекутся. И вот как раз Аникита, который был военным сановником этого города, вышел на площадь и публично обличил императора в его языческих заблуждениях и укорил его в том, что он пытается страхом изгнать веру из сердец людей. Он был приговорен на жесточайшие муки, и все видели, какие чудеса происходили во время его мучений. Ничто не могло поколебать его, ничто не могло причинить ему вред: котёл с кипящим в нём оловом мгновенно остывал; железные решётки, на которые его привязывали, чтобы сжечь на огне, ломались; путы все обгорали, костёр потухал, а никакого вреда ему не причинял; воин, который должен был отрубить ему голову, моментально ослеп, занеся меч над его головой. И народ, видя эти чудеса, понимая, что Господь хранит своего избранника, во множестве обращался ко Христу. Так вот и Фотий, племянник Аникиты, публично исповедовал себя христианином, и они вместе на протяжении более чем трёх лет несли эти муки: их истязали, бросали в темницу, они приходили в себя, их опять выводили на судилище и опять истязали – и вот так более трёх лет. В конце концов они были сожжены в печи вместе со множеством других христиан, которые  с радостью выступили в огонь добровольно сами, из толпы выйдя и сказав: «мы тоже христиане». Вместе все вошли в огненную печь и там предали души свои Господу. А у Аникиты и Фотия даже волосы на голове не обгорели – всё полностью было сохранено, и одежды, и их тела оказались не тронутыми огнём.

Вот это, братья и сестры, полезное чтение - тоже нам с вами урок. Жития святых многому нас с вами учат. Это ведь всё не сказки, не выдумки, это всё история, это реальные события, которые происходили когда-то. И, читая это, удивляясь мужеству этих людей, спрашиваешь себя невольно: а что бы мы сейчас, если бы такое коснулось нас лично, испытание нашей веры, насколько мы были бы способны устоять в вере, насколько у нас духу хватило бы? И вот опять возвращаешься к этому вопросу, к самому главному, наверное: что такое вера, как Господь говорит, что и горы можно передвигать, и нет ничего невозможного? И с прискорбием вынужден самому себе признаться, что такой веры, конечно, не имею. Значит, что, какой вывод можно сделать? Как нам эту веру стяжать? Она ведь не появляется ниоткуда. Вера это то, что в человеке, хоть в зародыше находится, как бы огонёк или искорка только, но её можно раздуть в горячее и сильное пламя, которое невозможно будет потушить потом. Это труд. И чтобы вера в человеке такая появилась, нужно приложить этот труд, работать над собой. Не погружаться, выйдя из храма, полностью в повседневные заботы земные, а почаще, как святые отцы говорят, смотреть на небо, от земли отрываясь умом своим, думать, размышлять, читать, молиться, беседовать об этом. Вот только таким образом, когда мы будем с вами в спокойные периоды нашей жизни, такой достаточно беспечальной, тренировать свою веру, воспитывать её, укреплять её, то когда придут дни, периоды испытаний, мы будем к этому готовы. Тогда не будет  расслабления, уныния, отчаяния. Мы не знаем, когда Господь посетит нас какой-то скорбью. Но мы воины с вами. Христианин – это воин. Так нас учит святая Церковь, и мы должны всегда быть на страже. Воин не знает, когда враг нападет, значит, должен всегда быть наготове.

Будем учиться этому у наших святых. Не с тех, кто там, за церковной оградой чем-то нас удивляют или восхищают. Самое главное ведь в человеке не его достижения земного порядка. Самое главное в человеке, насколько он сумел веру в себе вырастить, укрепить и воспитать. Потому что этот как раз определяет и смысл нашей жизни земной, и, самое главное, то, что будет нас ждать за гробом, когда встретимся со Христом лицом к лицу. Всех вас благодарю за молитвы совместные, всех вас поздравляю со Святыми Тайнами. Да хранит вас всех милость Божия».

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla