Наверх На главную

Братья и сестры, поздравляю вас с праздником Воскресения Господа нашего и Спасителя, с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и днем памяти святых отцов – участников шести Вселенских Соборов.

Сегодня много событий Церковь воспоминает, но все они так или иначе между собой связаны. Прежде всего, конечно, хочется сказать о главном событии после воскресного дня – о крещении Руси и о том человеке, который, можно сказать, повернул историю нашей страны, нашего государства в сторону Христа, и поэтому именуется в Церкви равноапостольным князем, то есть потрудившемся наравне со святыми апостолами. «Всю Российскую землю святым крещением просветившаго», - сегодня поём в величании князю Владимиру.

Это величайшее чудо, братья и сестры, преображения человека. Когда приходится кого-то крестить, я всегда перед крещением обращаюсь к крестным, делая им напутствие, говорю, что научить вере, передать веру другому человеку – это самое трудное дело на земле. Потому что заставить верить нельзя, обмануть, сказать что-то – всё это не будет иметь результата. Веру можно только лишь передать, и передать её можно только, для крёстного в частности, личным примером, образом жизни христианским, когда крестный своему крестнику не просто говорит о вере, но и его жизнь полностью согласуется с тем, что он говорит, и живёт он так, как говорит, живет по вере. Только тогда ребенок, понимая слова и глядя на поступки и действия своего крёстного, своих родителей верующих, будет брать с них пример. Дети всегда берут с нас пример, хотим мы этого или нет: и в плохом берут с нас пример, и в хорошем. Дети – это наше с вами зеркало.

Но вот здесь чудо именно в том, что само крещение и выбор веры для нашей страны, для России, изменил, прежде всего, можно сказать, коренным образом самого князя Владимира. Он долго раздумывал, долго сомневался, посылал послов в различные страны, которые смотрели, как совершается богослужение, в чем состоит та или иная религиозная доктрина, к чему призывает та или иная вера. И только лишь послушав послов, которые были в Византии, которые стояли за богослужением, сказали потом князю: мы не знали, где побывали, на земле или на небе, потому что на земле такой красоты быть не может,- князь принимает решение и выбирает для себя и для своего народа Православие. Бабка Владимира святая равноапостольные княгиня Ольга уже была крещена в православии, были к тому времени и первые мученики за веру на Руси, Федор Варяг и его сын Иоанн, на месте гибели которых сам будущий святой Владимир построит  впоследствии Десятинную церковь. Мужество Федора, с которым он в одиночку противостоял разъяренной толпе язычников - киевлян, защищая своего сына и отстаивая христианскую веру, а также разговоры со своей бабкой Ольгой не могли не оставить своего положительного следа в душе князя. Но понадобилось ещё много времени, чтобы онокончательно прозрела. Сама Русь представляла в те годы страшное явление. Все окрестные страны трепетали при одном слове «русские». Это были дикие нравом и обычаями воинственные племена, не щадившие никого при захвате чужих земель, отличавшиеся особенной жестокостью и кровожадностью. Им ничего не стоило вспороть живот беременной женщине, или заколов ребёнка, сжечь его, принеся в жертву своим языческим идолам. И сам князь Владимир мало чем отличался от своего народа.

Страшные нравы и страшные обычаи, и всё это уничтожено было, или как бы сгорело в огне благодати, которая коснулась сердца этого человека в момент принятия им веры.

Он ещё сомневался, когда шел в купель в городе Херсонесе. И именно для того, чтобы укрепить его веру и явить это чудо другим, Господь сделал так, что перед святым крещением князь Владимир ослеп, и только выходя из купели после троекратного погружения в неё, после молитвы священника над ним он вновь прозрел. Это так поразило его близких, военноначальников, воевод, его дружину, что многие из них тут же сами крестились. А сердце князя Владимира полностью преобразилось: из «женонеистовника» он превратился в целомудренного мужа, распустил свой гарем. Он ходил по темницам и посещал больных, разносил милостыню. Из «свирепого волка», как пишут о нем святые отцы, он превратился в кроткого ягненка. Он стал относиться добросердечно милостиво к пленным, воевал только по необходимости. Он стал, действительно, светлым, мудрым правителем, соединившим, или пытавшимся к тому времени соединить русские земли, и настолько стал любим своим народом, что был прозван «Владимир Красно Солнышко».

Вот это само чудо преображения больше всего поражает при памяти о князе Владимире. Как это возможно? Человек, который уже был в летах, ему уже было немало лет, он утвердился в языческой вере, он жил этой жизнью, которой жили все окружающие его люди и считал, что это нормально. Но, значит, что-то в сердце его сопротивлялось, в глубине души он понимал, что всё-таки это всё неправильно, и как только он услышал о том мире, о той вере, которая всё это попирает и провозглашает главным законом жизни любовь, он выбрал этот путь. Но это путь креста, и по этому пути, по пути креста пошла вся Россия вместе с князем. Не только его родные и близкие (у него было двенадцать сыновей – все были крещены), не только его близкое окружение – полководцы, воеводы, бояре (все были также крещены). Мы знаем его девиз, когда он вышел на берег реки Днепр и сказал: «кто не крестится, тот мне не друг». Значит, он обладал таким огромным авторитетом, такой любовью, что люди, может быть, даже ещё до конца не понимая, просвещены были верой - они доверяли своему князю. Раз он это сделал, они пошли за ним.

Чудо преображения – вот чего ждет Господь от каждого из нас, чего мы должны ожидать от веры. Вера должна изменить нас с вами, мы стать должны другими людьми. Не такими, какими были раньше, как вот князь Владимир – из купели вышел, действительно, другой человек. Вода в купели крещальной знаменует собой землю, и человек когда погружается трижды в эту воду, он как бы умирает и погребается в этой земле. А когда восстает, поднимается вновь из воды, воскресает. И вот это образ, символ того, что человек ветхий, грешный, не способный к бессмертию, к вечности должен умереть в нас с вами, а ожить, воскреснуть должен другой человек, который способен к жизни в Царстве Небесном.

Вот и память отцов шести Вселенских Соборов о том же говорит. Недаром князь Владимир и отцы шести Вселенских Соборов в один день вспоминаются. Кто это такие? Это святители, первоиерархи всех поместных церквей. Они собирались на очень ответственные мероприятия, которые именовались Вселенскими Соборами (именно по степени важности тех решений, которые принимались на них). Прежде всего, главной задачей этих шести воспоминаемых Вселенских Соборов – их всего было семь, но вот шесть этих – это Соборы, на которых были осуждены различные ереси, кривотолки, ложные верования, то, что отрывает, удаляет человека от Бога и делает невозможным для него спасение. Почему это так важно, почему Церковь всегда напоминает нам с вами об этом? И мученики наши, исповедники, они все кровь проливали за веру. Символ веры, который мы с вами поем в храме во время литургии – это есть наша вера. За каждое слово этого символа пролита кровь. Почему так? Надо задавать почаще себе этот вопрос, почему так это важно – беречь веру, беречь её чистоту? Потому что истинная вера, Православная вера, она приводит человека к Богу через таинства, через покаяние, через молитвы, именно преображает сердце и душу человека, человек становится другим, он начинает мыслить по-другому, видеть, слышать, чувствовать, поступать по-другому начинает. То есть формируется мировоззрение, а мировоззрение определяет весь строй жизни человека. Вот почему так это важно.

Как и Россия была предопределена и пошла по пути креста за Христом вместе с князем Владимиром, следуя за ним, доверяя ему, так вот и отцы шести Вселенских Соборов защищали истину веры так, чтобы эта истина могла дойти до нас через века, через поколения, и нам это сокровище вручено. От нас теперь с вами зависит: наши дети и внуки, наши потомки – донесём ли мы до них веру нашу в чистоте и в сохранности. Будем ли мы тем примером, с кого этот пример хочется брать. Будем ли мы не просто говорить о вере своим детям и внукам, но и жить сами по вере когда начнём так, чтобы для нас этот образ жизни был естественным – совершенно естественным, и не вызывал бы никаких вопросов или уныния со стороны каждого из тех, кто идёт в храм, или собирается поститься, или встаёт на молитву.

Всё это должно приносить радость и удовлетворение. Потому что когда ты понимаешь, где ты, кто ты, в каком обществе ты находишься – в обществе христиан, ты носишь в себе Тело и Кровь Господа, то всё, что Церковь как бы требует от тебя - это только слово «требует», на самом деле никто никого здесь не заставляет делать, всё добровольно, но вот Церковь призывает это делать, призывает, как призывает мать своё дитя поступать так, а не иначе, чтобы была польза ребёнку в жизни. Так и Церковь говорит, как нам нужно правильно поступать и жить, чтобы, действительно, сподобиться и Царства Небесного, и здесь на земле под благодатью Божией пребывать. А это, пожалуй, самое важное в жизни – быть под благодатью.

Если Господь благословит, мы с вами читаем в Священном Писании, и дом построится, и все дела сделаются, всё будет. Если будет Господь благословлять. Если Господь не благословит, всуе трудился строящий (Пс.126:1). То есть ничего не выйдет. Хоть ты сколько усилий прилагай, всё будет разрушаться прямо у тебя на глазах, прямо в твоих руках рассыпаться.

Вот что значит быть под благодатью Божией, чего всем я, конечно же, искренне и желаю. Пусть память отцов шести Вселенских Соборов и нашего князя Владимира Красное Солнышко будет нам с вами напоминанием о том, кто мы с вами, на какой земле мы с вами живём, какое сокровище нам приобретено, сохранено для нас и в руки нам передано – вера наша православная. Если бы, как говорил святитель Николай Сербский (Велимирович), все бы властители жили бы по Евангелию, не было бы ни войн, ни раздоров, были бы мир и согласие среди всех народов на земле. Как это, оказывается, важно. Но, не говоря о государственных масштабах, жизнь каждого из нас строится именно в ежедневном исполнении Христовых заповедей: ежедневном, постоянном – это должно стать образом жизни. С утра до вечера помнить эти заповеди и стремиться их соблюдать, и тогда мы будем с вами под благодатью Божией. Всех вас ещё раз поздравляю и благодарю за молитвы, всех поздравляю со святым причастием. На всех вас призываю благодать Господа нашего и Спасителя!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla