Наверх На главную

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшний воскресный день, братья и сестры, Церковь предлагает нашему назиданию евангельскую историю исцеления Господом нашим двух гергесинских бесноватых. Сразу надо сказать, что в Евангелии не с буквальной точностью одни и те же события отражаются. Евангелисты могут в чем-то, в деталях, конечно, по-разному излагать то или иное событие. Но, прежде всего, это зависит от того, что сами апостолы-евангелисты в большинстве случаев не были очевидцами этих событий: они записали со слов ближайших апостолов и учеников Господа нашего – апостолов Петра, Павла. И за давностью времени некоторые детали того или иного события могли или забыться, или измениться от собственных впечатлений того или иного человека. Но это только лишний раз доказывает истинность описываемых событий, ибо если бы все четыре евангелия слово в слово повторяли бы друг друга, то это могло вызвать сомнения у скептиков. 

В данном случае, если с вами посмотрим историю исцеления двух бесноватых, у другого апостола и евангелиста мы читаем об одном бесноватом, который жил в стране Гадаринской. Здесь же апостол Матфей говорит нам об исцелении не одного, а двух бесноватых в стране Гергесинской. Но по истории мы знаем, что было два города - Гадары и Гергесы, и они находились в непосредственной близости один к другому. Тем более что и апостол сам говорит, что в не самом городе Гадары или Гергесы это произошло, а гергесской стране, то есть в той местности. Значит, по большому счету можно отнести эту местность и к городу Гадары, и к городу Гергесы – это уже вторично.

Так же и по количеству бесноватых. В одной истории мы слышим об исцелении одного бесноватого, в другой, вот сегодняшней – двух. Точно так же здесь это не имеет большого значения, больше гораздо значения имеет само событие изгнания демонов и всё, что произошло потом. Если в первом случае, когда мы с вами слышим об одном бесноватом, более подробно всё это описывается, там даже и диалог есть, как Христос спрашивает у этих демонов, как тебе имя, обращаясь к бесноватому, но через этого бесноватого обращаясь к тем демонам, которые захватили душу несчастного человека, и слышит в ответ: «имя мне легион» (Мк.5:9). То есть это огромное количество демонов, поселившихся в одном человеке: по историческим данным до нескольких тысяч воинов и несколько сотен единиц кавалерии составляли эту боевую единицу римской армии. То есть имя «легион» дано нам не случайно, но чтобы понять, какое огромное количество демонов – бесчисленное, по сути, количество демонов может быть в одном человеке.

Но в сегодняшней истории более коротко всё изложено. Здесь хотелось бы внимание обратить даже не на самого бесноватого, как мы с вами уже делали, разбирая первую историю: о его подвиге мы говорили, как он смог, преодолевая сопротивление этого несметного количества демонов, не убежать от Христа, а прийти к Нему и поклониться Христу, совершив, действительно, поистине, подвиг веры. Но здесь большее внимание хотелось бы уделить проблеме зла, которое существует в нашем мире, виновнику этого зла дьяволу. Об этом мы и порассуждаем.

Мы с вами сегодня слышим, что когда двое бесноватых подошли ко Христу, бесы устами этих несчастных говорят Христу: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8:29). Здесь очень глубокая мысль заложена: значит, эти существа понимают, что они творят зло, что они живут во зле. Значит, они осознают, дают себе отчет в том, что они противятся Христу, и они прекрасно знают, что наступит то время, когда начнутся их мучения. Значит, они всё это знают, всё это осознают, поскольку говорят Христу «пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». То есть не наступило ещё время их мучения: «зачем Ты пришел раньше?» Зная это, осознавая, предпочитают оставаться во зле, сознательно служить, принадлежать злу.

Мы видим, что Христос не пытается с ними даже и беседовать: никогда Он не пытался благовествовать этим существам и каким-то образом их вразумлять или приводить их к покаянию, ко спасению, и для нас в этом тоже назидание. Существа эти, единожды выбрав зло, уклонившись во зло, противостав Богу, будучи бессмертными, проявив свою свободную волю единожды, настолько уже укрепились в этом зле, настолько сроднились с ним, что для них покаяние стало невозможным. Теоретически оно возможно, конечно: любое живое разумное существо может измениться в жизни. Но вот как для ангелов Божиих, светлых существ, невозможен грех – практически, хотя теоретически тоже возможен: любой ангел обладает такой же свободной волей, как мы с вами, но он сознательно выбирает добро. Но для укоренившихся в добре, сроднившихся с добром, с благом, существ - уже практически невозможно совершить зло, выбрать зло вместо добра. А вот демоны наоборот.

И для нас это с вами также назидание. В нашей с вами собственной жизни: будем говорить о мире нашем, о земном. Сколько мы с вами знаем и из древней истории нашей Церкви случаев, когда в ответ на явное чудо, на явную милость Божию люди ещё более ожесточаются. Казалось бы, увиденное или осознанное чудо, которое совершилось перед их глазами, должно было привести человека к осознанию того, что случилось. Только Господь мог это чудо совершить, и, как следствие такого осознания, человеку следовало бы раскаяться в своих грехах. Но мы видим обратное: человек, укоренившийся во зле, сроднившийся с ним, уже как бы тоже неспособен измениться – таких людей называют «люди с сожженной совестью». Он всё понимает, но уже сознательно живёт этим злом и без этого не может, это становится частью его природы, действительно, сроднившись уже с этой тёмной силой.

Как это, оказывается, опасно и страшно – привыкать ко злу. Единожды простив себе какой-то небольшой грех, человек может говорить себе: «Ну, что такого? Подумаешь! Это же не страшно, это же не смертный грех. Ну, пойду, покаюсь потом, все так живут. Что особенного я сделал? Осудил, сквернословил, какие-то мысли допустил в себе грязные, нечистые, выпил лишнего» - и так далее, и так далее. И, один раз себе простив, второй раз, человек уже не замечает, как тот или иной грех прирастает к этому человеку, становится сначала привычкой - греховной, но привычкой, и это пока ещё не так страшно. Хотя говорят даже в народе: «Привычка – вторая натура». Ещё можно что-то сделать, но человек продолжает жить этой жизнью, его всё устраивает, он ничего не хочет менять. «Живу, как все: что особенного?» И постепенно грех этот настолько глубоко пускает корни в душу, в сердце человека, что превращается из привычки в пристрастие, а потом и в страсть. А это уже железные цепи, оковы, которыми дьявол постепенно, незаметно для человека окутал его, сковал его и наложил железные замки. Так, что человек не может уже и головы своей поднять, как царь Манассия в свое покаянной молитве сказал: «Связан многими узами железными так, что и не поднять мне главы моей».

Вот оно пристрастие, приверженность ко злу. Надо нам всегда помнить об этом, чем это всё заканчивается. Демоны, единожды выбрав зло, укоренились в нем навеки. А мы живем во времени, и у нас, слава Богу, есть возможность к покаянию. Но нам с вами этой возможности нельзя упускать. Нельзя откладывать этот миг, необходимо остановиться, опомниться, оглянуться на себя, увидеть, куда мы движемся в своих грехах, и что нас ждет дальше. А дальше это дьявольская ухмылка и цепи, которыми дьявол тут же скует нас. Он не будет уважать нашу свободу выбора, он будет порабощать нас при каждом удобном случае и влечь за собой уже в этих оковах железных.

Так вот, братья и сестры, мы с вами должны уметь различать добро и зло, и не просто различать, этот Богом данный дар используя, но сознательно научиться видеть добро и стремиться к нему. Поскольку даже само стремление к добру уже Господь вменяет нам в добродетель, потому что это определенный строй мыслей, потому что это определенный набор действий, когда человек осознает добро и стремится к нему. Да, он будет падать, он будет грешить: не было ещё и не будет никогда безгрешных людей на земле. Но вот разница в том, что один человек идёт по этому пути – по пути греха, и добровольно отдает себя в руки дьявола, позволяет сковать себя этими железными цепями, а другой человек борется изо всех сил, падает, но находит в себе мужество признаться в своей неправоте, в свое греховности, покаяться со слезами, омыть свое сердце и двигаться дальше.

Была одна история в патерике: говорилось об одном монастыре в Александрийской пустыне, когда один инок многократно падал в блудный грех, уходил из монастыря, совершал эти постыдные грехи, а потом возвращался с покаянием обратно в свой монастырь – так было многократно за время его земной жизни. Каждый раз игумен его прощал, налагал на него епитимию. Выполнял он эту епитимию, всё было тихо до поры до времени, а потом блудный бес опять приступал к этому монаху и гнал его из монастыря, и опять заставлял совершать плотские грехи. И вот уже в конце земной жизни этот монах, очередной раз согрешив, пав, пришел с покаянием в монастырь, приняла его братия, он нёс епитимию, молился, плакал, и так в болезни и слезах скончался. И братия монастыря спрашивают игумена: «Отче, какова судьба нашего собрата, простил ли его Господь? Ведь он всю жизнь провел в блудных грехах, – какой же он монах?» Сомнение и соблазн в сердцах братии монастыря. Игумен уходит в затвор, несколько дней ничего не ест и не пьёт, молится день и ночь и просит Господа открыть судьбу этого грешника. И, выходя из келии своей, из затвора, говорит братии: «Господь простил его. Простил его, потому что он до конца боролся. Да, он падал, но каждый раз оплакивал свое падение».

Непримиримость ко злу – никакой компромисс невозможен со злом! Если наступает какое-то помрачение рассудка или замутнение сердца, и человек, не видя, всё же согрешает и совершает какой-то постыдный поступок, потом наступает просветление, человек как бы приходит в себя, опомнится и говорит: «Что же я натворил, что же я наделал? Я вот так сказал, я вот так сделал», ни в коем случае нельзя допускать следующей ступени падения – отчаяния, уныния от совершенного греха. Если бы воины на поле брани после каждого пропущенного удара садились бы и плакали, оплакивая полученную рану, что бы с ними стало через минуту? Мы воины, христиане, мы находимся на поле брани, мы воюем за свое бессмертие, мы боремся за свои души, а враг наш по слову апостола Павла, как лев, ходит вокруг день и ночь, ожидая только удобный момент, ища, кого бы поглотить (1 Пет.5:8). То есть напасть и разорвать на куски.

Ненависть – единственное чувство, которое питает демонский мир к человеку. Потому что они завидуют нам. Они нам завидуют, потому что мы с вами дети Божии, и для нас с вами Царство Небесное создано. Мы с вами предназначены для благой участи, жить в том мире, напитанными благодатью Божьей, и, действительно, называться детьми Бога Живого. Демоны не могут смириться с этим, и главная задача их существования, которую они для себя видят, как можно больше погубить людей. Вот поэтому они и пребывают во зле сознательно, зная, какой конец их ждет. И, тем не менее, они ещё больше и больше ожесточаются.

Нам же с вами надо помнить об этом, зная, в какую битву мы вступили, приняв святое крещение, не унывать, не отчаиваться, а бороться, бороться до последнего. За это именно Господь нас и спасает. За это стремление, за это несогласие со своим состоянием Господь нас милует, прощает и дает благодать Свою в таинстве причастия, укрепляет наши слабые силы, вместе с нами идет по этой земной юдоли, давая нам возможность преодолевать зло, побеждать его, становиться выше, становиться сильнее, становиться свободными от греха.

Пусть Господь и впредь не оставит нас по нашим грехам, пусть не наши грехи определяют нашу участь, а милость Господа нашего и Его любовь. Нам только надо с вами помнить о том, что путь наш этот земной должен закончиться у врат Царства Небесного. Через все эти падения, через все эти неудачи в духовном плане, когда мы в чем-то где-то проигрываем, мы должны всегда для себя выносить уроки, учиться, проигрывая где-то, падая, совершая грех, делать вывод для себя каждый раз: почему это случилось, в чём я где-то ошибся, когда я допустил этот грех, когда я не заметил что этот грех вошел в моё сердце, где моё слабое место было в этот момент? И в следующий раз уже поставить здесь крепкую броню, чтобы уже через это место демоны не могли бы проникнуть в нашу душу. И, таким образом, научившись, раз или два, или десять раз падая в одном и том же месте, но, в конце концов, с Божьей помощью выстроить крепость неприступную для дьявольских козней».

В заключение отец Игорь сказал несколько слов о празднуемом в этот день значимом для истории нашей страны событии – памяти Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году.

«Поздравляю вас, братья и сестры, с днём памяти иконы Пресвятой Богородицы, в честь Её чудесного явления в городе Казани в 1579 году.

Икона эта одна из самых любимых и почитаемых на Руси. Много у Матери Божией чудотворных икон – больше, чем дней в году. Но вот особые иконы есть, которые знают практически все люди, и Казанская икона одна из таких. Она много раз послужила русскому народу и государству Российскому в спасении, в укреплении веры, вселяя в людях ответную любовь к Царице Небесной за Её небесное заступничество, за Её помощь.

Нашла её девочка Матрона, которой было 9 лет на тот момент. Страшный пожар опустошил Казань, и один из жителей Казани – сотник, отстраивал свой дом, и вот рядом с этим местом дочка его нашла эту чудесную икону. Матерь Божия трижды ей являлась во сне, указывая ей, где зарыта эта икона.

В своё время ещё до этого пожара, до всех этих событий исповедники христианские сохранили эту икону, закопав её в землю, и вот когда уже на третий раз Матерь Божия явилась Матроне и уже строго ей приказала рассказать всем, то она сначала рассказала всё матери (мать вначале не поверила её сну), и они пошли вместе к архиепископу Иеремии Казанскому. Духовенство с сомнением тоже отнеслось к её сновидению, и она сама вместе с матерью пошла на то самое место и своими руками выкопала икону. Весть об этом чуде облетела весь город, и духовенство во главе с местным архиереем торжественно крестным ходом перенесли икону в ближайший храм в честь святого Николая Тульского. Настоятелем в том храме был будущий патриарх Московский и всея Руси Гермоген: тогда он был простой приходской священник, через 15 лет он станет архиепископом Казанским, потом митрополитом Московским. Он сам нёс эту икону в своих руках. Он впоследствии составил службу трогательную иконе Божией Матери Казанской, написал историю обретения этой иконы, поскольку сам был свидетелем этих событий. Множество чудес совершилось в тот день обретения: пока несли её крестным ходом до храма, потом до монастыря, исцелилось множество больных людей. Всё это он подробнейшим образом описал в своём труде, который так и назвал: «Явление иконы Божией Матери во граде Казани». И впоследствии составил вот этот удивительный тропарь, который мы так часто с вами поём и сегодня пели – «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго». Это его труд, это его молитва.

Икона эта принимала участие в самых известных событиях, которые мы с вами знаем: избавление Руси от польско-литовского нашествия в 1612-1613 годах, так называемое «смутное время», когда народное ополчение от Новгорода, двигаясь к Москве, встретилось по дороге под Ярославлем с ополчением города Казани, и вот казанское ополчение несло с собой список с чудотворной иконы Матери Божьей. Все эти события нам с вами хорошо известны, и сегодня икона Божьей Матери прославляется именно в связи с ее чудесным явлением.

И в нашей с вами жизни Матерь Божия всегда играет большое значение. Я думаю, что, наверное, ни одного дома нет, ни одной квартиры, где бы иконы Божией Матери Казанской не было бы. Это говорит о нашей любви к Матери Божией. Мы почитаем Её не только, конечно, через этот образ. Но вот Матерь Божия для нас всегда, действительно, как мать. Даже больше, чем мать, потому что Она всегда рядом, Она всегда с нами и любит нас больше, чем любая земная мать. Это подтверждается многочисленными примерами и истории нашего государства, и нашей собственной, личной жизни.

Здесь только одно надо нам помнить. Для того чтобы, действительно, покров Матери Божьей над нашей головой всегда простирался, для того, чтобы мы всегда могли надеяться на Её помощь, на Её небесное заступничество, от нас требуется одно – любовь к Её Божественному Сыну – Господу нашему и Спасителю. Поскольку Матерь Божия так всегда и говорила: «Кто почтит Сына Моего, с тем Я буду всегда рядом». А Господь нам в свою очередь как говорил: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). Не просто говорить, что «я люблю Бога, верю в Бога», а своей жизнью, образом своей жизни проявлять эту самую свою любовь. Тогда действительно над нашей головой будет распростерт омофор Царицы Небесной, и мы будем ощущать покой в сердце своем и уверенность, что Матерь Божия всегда рядом, и Она нас не оставит.

Всех вас благодарю за молитвы, поздравляю с принятием святых Христовых тайн, и призываю на всех вас милость и благодать Господа нашего».

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla