Наверх На главную

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, в воскресный праздничный день читалось Евангелие о чудесном хождении по водам. Мы слышали с вами как Господь Спаситель наш, научив народы, повелел ученикам Своим плыть на другой берег Галилейского озера, которое называли морем из-за его огромных размеров. А Сам остался для того, чтобы народ отпустить и затем ушел на вершину горы помолиться. И уже в четвертую стражу ночи, как пишет нам апостол и евангелист Матфей, а это по нашему исчислению после третьего часа  – поздняя ночь или раннее утро, Спаситель пошел к Своим ученикам по воде аки по суху, пошел их догонять. А те, в свою очередь, всё это время боролись со встречным ветром, боролись с водной стихией, поскольку поднялись огромные волны, так, что и лодку заливало этими волнами и ученики уже выбились из сил, но, не смея нарушить повеление своего Учителя, продолжали свой путь.

И вот они видят, как во мраке ночи к ним приближается какая-то фигура, идущая к ним прямо по водам, и закричали от ужаса. Закричали, потому что у моряков существовало такое поверье: если во время бури они увидели приведение – а они так и думали, что к ним некий дух приближается, они посчитали это ангелом смерти, - значит, пришел конец их земной жизни. Но Спаситель успокаивает их и говорит: «Ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф.14:27). И апостол Петр, услышав, что это Господь, говорит Ему: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14:28). И Спаситель говорит ему: «Иди», и Петр пошел. Но, как говорит нам апостол Матфей, пока он шел ко Христу, он увидел вокруг себя бушующее море, над собой черное небо, свист ветра, волны, плещущие о борт лодки, испугался и сразу же начал тонуть. И когда уже тонул, закричал: «Господи! спаси меня» (Мф.14:30), и Спаситель взял его за руку и поставил рядом с Собой на воду и сказал: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:31) И тут же они оказываются в самой лодке, и мгновенно стихает ветер, стихия улеглась и апостолы в недоумении и ужасе говорят Христу: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:33), видя, что и ветер и море повинуются Ему.

Мы эту историю, братья и сестры, много раз в течение года слышим или, во всяком случае, вспоминаем при размышлении о вере, когда вспоминается апостол Петр, его жизнь, его подвиги, говорим с вами о том, что Спаситель назвал Петра «камнем» (Кифа – «камень»): «И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Здесь подразумевается именно не Петр как человек, как личность, а его вера, на которой строится основание Церкви Христовой.

Но о чем речь в этом Евангелии, о какой вере? Мы с вами ведь знаем, что апостол Петр, так же как и другие ученики, был не совсем ещё твёрд в вере, в убеждении, что перед ним Спаситель мира, что перед ним Сын Божий. Даже когда он сказал эти слова в ответ на вопрос Христа «за кого люди почитают Меня?» (Мф.16:13) Другие ученики говорят ему в ответ: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков», а Господь им говорит: «А вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16:16). И тогда даже, когда он сказал эту абсолютную истину, Господь ему отвечает: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16:17), то есть по внушению свыше, Петр пророчествовал в этот момент, сам до конца ещё сказанного не осознавая, не вникая в смысл этих слов. Это видно впоследствии в поведении апостолов и самого Петра, когда, казалось бы, он, сказавший такие слова, что перед ним Сын Божий и Спаситель мира, вдруг отрекается от Него во дворе первосвященника Каиафы. Потом он плакал до конца жизни о своем этом грехе отречения, пусть оно было непроизвольным, пусть оно было неосознанным это отречение. Много есть мнений на этот счет, но мы видим как факт, что Петр ещё не был до конца в этом уверен.

О чем тогда речь, о какой вере говорит нам апостол и евангелист Матфей? Вера, которая в глубине сердца живет у каждого человека. Апостол Петр отличается тем, что в глубине его сердца всегда горел огонь любви ко Христу. Он во многом сомневался, он много ещё не знал, он Духом Святым ещё не был просвещён, но любовь безусловная и доверие ко Христу жили в нём.

В этой истории чудесного хождения по водам удивительно не то, что Христос пришел по воде - поскольку Он всемогущий Бог, но удивительно то, как отреагировал на это явление Христа апостол Петр. Все закричали от ужаса, думая, что пришел их смертный час. Но как только Спаситель говорит им «не бойтесь, это Я», только Петр, один только Петр сказал эти удивительные слова: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Нам с вами даже подумать об этом было бы, наверное, невозможно в этот момент. Конечно, всем было страшно тогда - и Петру и другим апостолам. Но сквозь страх у апостола Петра прорывается любовь. Сквозь неверие, сквозь сомнение любовь побеждает всё. Господи, я хочу к Тебе, повели мне, чтобы я к Тебе пришел по водам! – Это безусловное доверие к Христу. А как мы с вами знаем, вера рождается именно из доверия. Значит, если мы не научимся Богу доверять в своей жизни в самые трудные критические моменты, мы никогда не научимся Богу верить и Бога любить. «Господи, повели мне, и я к Тебе приду», - и Христос говорит «иди», зная, что будет дальше. Но надо было поддержать этот порыв любви в сердце Петра, и Христос ему разрешает.

И вот самое поразительное в этой истории, как мне кажется, даже не то, что Петр пошел по воде, а то первое движение, которое он должен был сделать, чтобы пойти. А что он должен был сделать? Он должен был выйти из лодки, из убежища: пусть это будет хрупкое, какое-то утлое судёнышко, которое заливает водами, но всё-таки это какое-никакое спасение. Сидя в этой лодке, есть надежда быть спасённым. А выйдя из этой лодки, отказавшись от этой защиты, верная гибель. Так рассуждал бы любой человек, но не Петр. Для него Спаситель – вот его защита, вот его ограждение. И лодка для него в этот момент была ничто.

И вот представим себе, братья и сестры, этот миг, когда он должен был встать, перешагнуть через край лодки, встать на воду и отпустить руками лодку. Это самый великий момент, потому что в этот момент решалась его судьба. Он сознательно отказывается от всего земного, сознательно отказывается от, казалось бы, явной защиты, спасения – от лодки, отталкивает её от себя и остаётся стоять на воде. Что его держит на воде? Его держит благодать Божия, Господь его держит на воде - за его любовь, за его доверие. Вера в нём ещё была хрупка, мы это увидим дальше. Но вот именно доверие, в нём родившееся, любовь ко Христу держали его на воде и он не тонул.

И Петр пошел ко Христу, сделал несколько шагов навстречу. Да, потом человеческое взяло своё: он увидел под собой эту бездну, свист ветра, брызги волн, может быть, даже испуганные крики апостолов, и в этот момент он забыл, где он и к Кому он пошел. Когда человеческое берёт в нашей жизни верх, мы забываем о Боге, мы начинаем рассуждать по-своему, по-человечески. И мы забываем о том, что Господь всемогущ, мы забываем о том, что Он рядом, что Он смотрит на нас и ждёт: Он даёт нам этот шанс, как дал Петру, зная, что он будет тонуть, но всё-таки позволил пойти самому, испытать свою веру.

Петр пошел, но затем испугался, и как только он испугался, он сразу начал тонуть. Что такое страх, братья и сестры? Это и есть забвение Бога, это и есть отсутствие веры, потому что человек пока не боится, пока помнит о том, что Господь рядом, пока он понимает к Кому он идёт по «воде», он не будет тонуть, Господь будет его держать. Как только он забыл о Боге, благодать от него мгновенно отошла, и он уже не поддерживаемый ничем, естественным образом начинает тонуть. В нашей жизни часто так бывает. Любые испытания, несчастья, скорби, болезни, которые посещают человека в его земной жизни, могут вызвать этот страх, могут вызвать забвение о Боге, поскольку страх-то – вот он, опасность - вот она, близка, а Бог – Его же не видно. И человек, не видя Бога перед собой, забывая, что Бог рядом, пугается и впускает в свое сердце страх, и благодать уходит. И он становится, как Петр, игрушкой в руках стихии, игрушкой в руках темных сил, потому что беззащитен в этот момент.

Что спасло Петра? Его спасла любовь ко Христу. Даже когда он начал тонуть, он в этот момент, вернее сказать, именно в этот момент, в последний, может быть, миг своей жизни он вспомнил о Христе и закричал к Нему: «Господи! спаси меня», и протянул к Нему свои руки. И вот мы видим, Христос, всё это время стоявший рядом и смотревший на Петра, не протягивающий к нему Свою руку до этого момента, мгновенно берёт за руку Петра и ставит рядом с Собой на воду. В этом для нас с вами тоже глубокий смысл и урок: Господь-то всегда рядом, но Он не протягивает нам Свою руку до тех пор, пока мы не закричим к Нему: «Господи, помоги». Почему так? Неужели Он ждет именно того, чтобы мы унизительно что-то просили? Нет. Он дает нам возможность проверить себя - это первое, проверить свою веру. Он дает нам убедиться лишний раз, что мы без Его помощи ничего не можем в этой жизни. И только тогда, когда мы это поймём, осознаем, примем своим сердцем, примем как истину без всяких колебаний и сомнений, будем чистосердечно в этом себе признаваться, что без помощи Божьей мы ничто и ничего не можем хорошего и доброго в этой жизни, только тогда благодать будет в нас действовать. Потому это так происходит, что в этот момент наше сердце способно благодать эту принять с благодарностью. Не как должное, не как капризный ребенок, требующий исполнения своих желаний немедленно, мгновенно, а именно от смиренного сокрушенного сердца, от сознания своей греховности, своей немощи. Это так важно и так полезно нам помнить в своей жизни, потому что если мы забываем об этом, просыпается такое чувство как гордыня. Человек начинает думать в своем сердце, что он, оказывается, сам чего-то может, он сам своими силами может чего-то достичь в этой жизни, каких-то успехов, благополучия, здоровья, счастья и т.д. Вот для того, чтобы этого не случилось, для того, чтобы не впасть в самообольщение, в прелесть духовную, попускает Господь такие испытания человеку, отрезвляя его, так, чтобы он опомнился, стал самим собой и увидел всё как есть на самом деле.

Очень важно, братья и сестры, помнить о том, к Кому мы идем в своей земной жизни. Нашу жизнь земную можно с этими бушующим ночным морем сравнить в истории с Петром. Лодка – это та система безопасности, которую мы выстраиваем каждый сам для себя, за которую мы держимся руками крепко, так, чтобы не отпустить, не дай Бог, чтобы не случилось с нами чего-то страшного или неприятного. Но вот когда Господь зовет нас к Себе, в такие критические моменты нашей жизни, тогда эта защита, эта система безопасности, которую мы сами для себя выстроили, становится ничем. Всё рушится на глазах человека, и земля уходит из-под его ног. Ничего не остается, за что можно было бы держаться. Остается только Христос, который всегда рядом. И человек должен понять это, и помнить о том, что Господь рядом.

Если бы мы помнили всегда с вами об этом, особенно в тяжелые моменты нашей жизни, если бы мы не забывали о Христе, страх никогда бы не вкрадывался в наше сердце, никогда бы мы не были боримы страстями, этими демонскими силами. Но, к сожалению, человек так устроен уже сейчас после грехопадения наших прародителей, что искорёжено всё в нашем сердце, и, конечно, земное нам всего ближе и кажется, что вот именно так оно должно быть, и на чудо человек надеется очень слабо.

Вот в продолжение сегодняшнего Евангелия дьякон сегодня читал ещё один отрывок, присоединенный как бы к первому евангельскому чтению, о смоковнице - смоковнице, которую Христос проклял, и она мгновенно иссохла. Мимо этой смоковницы шел Спаситель, подошел к ней, потому что есть захотел, а на ней ни одного плода. И Господь тогда говорит: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф.21:19). Слова проклятия произнес, и она мгновенно прямо на глазах у апостолов высохла, погибло дерево. И они в изумлении: как это может быть, что мгновенно прямо на глазах высохла смоковница? А Господь говорит: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:21). Вот что значит доверие к Богу и внимание к Его словам.

Будем помнить, братья и сестры  о слышанном сегодня чуде хождения по водам. Пусть наша с вами жизнь земная будет прообразом этого хождения апостола Петра по бурному морю. Пусть его безусловная любовь и доверие к Богу, которые не давали ему утонуть, вдохновляет и нас в нашем жизненном пути. И когда наступают такие моменты – страшные, неприятные, критические моменты, как мы их называем, в жизни, чтобы мы никогда не забывали, что Христос всегда рядом, что Он готов протянуть нам Свою руку, только ждёт нас, ждёт, когда мы скажем: «Господи, спаси меня, погибаю». Потому что Он любит нас и, оберегая нашу свободную волю, даёт нам возможность проявить свою любовь, своё доверие к Нему.

Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla