Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Ищите прежде Царства Небесного и правды его, и сия вся приложатся вам».

Сегодня, братья и сестры, мы слышали слова Господа и Спасителя, руководствующие нас в жизни земной, что у человека во время его земного странствования должно быть первым в приоритете ценностном, а что должно быть второстепенным. И на первый взгляд слова Христа удивительны. Как Господь говорит: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф.6:26). И далее Он говорит: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф.6:28-29). «Если же траву полевую, - продолжает Господь, - которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф.6:30) «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф.10:29). «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф.6:31), - то есть не думайте о земном, а думайте больше о небесном, и приводит такие примеры. И, конечно, на первый взгляд, кажется странным это: что же получается, ни о чем не заботится в жизни этой? Как получится, так и получится? А если не трудиться? В народе как пословица нам говорит: «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Какое-то двойственное впечатление от этих слов.

Но вот посмотрите, разве те самые птицы, о которых Господь сегодня говорит в Своей проповеди, разве они не трудятся? Они всю свою жизнь только и делают, что трудятся: они с утра до ночи летают в небе, добывают себе пропитание. Они не ради веселья или от безделья летают, это тяжкий труд – добывание себе пропитания, чтобы накормить себя, чтобы накормить своих птенцов, они вьют гнезда, они заботятся о безопасности своей семьи и так далее и так далее. Те же самые цветы полевые: у них тоже много проблем в их существовании: борются с сорняками, с вредителями, растут, укрепляются, пускают корни и так деле, поворачиваются к свету, борются за жизнь – это труд. Значит, Христос о чем-то другом на самом деле говорит.

Он не говорит о том, что сядьте, сложите руки, за вас Господь всё сделает, всё на блюдечке вам принесет, на всём готовом будете жить. Есть такие секты современные, неопятидесятники называются, их религия – это идеология процветания. То есть в их философии (религией это трудно называть) звучит: если ты веришь в Бога по-настоящему, у тебя всё в твоей жизни будет максимально благополучно, ни в чем не будешь нуждаться, Господь всё даст. Но разве мы об этом с вами думаем, когда говорим о Боге, когда мы говорим о спасении своей души. Вот и Спаситель нас учит, что трудиться нужно, безусловно: всякий «трудящийся достоин пропитания» (Мф.10:10). Апостолы, ученики Христовы, в частности, апостол Павел, да и другие апостолы, они зарабатывали всю свою жизнь на пропитание своими руками. Апостол Павел так и писал: «Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти» (2 Кор.7:2). Он сам делал своими руками палатки из тростника, и продавал потом эти палатки на рынке. Представьте себе: апостол Христов сидит на рынке в одном ряду с другими людьми, торгует вот этими палатками, которые сделал своими руками. Он таким образом зарабатывал себе на жизнь.

Речь идет о том, чтобы добывать себе пропитание, хлеб свой зарабатывать самим. Всегда это было почётно. Но проблема в том в человеческом мышлении, что зачастую вот эти заботы повседневные, ежедневные о пропитании, об одежде, об образовании  и прочее и прочее, затмевают в человеческом сознании главное: он забывает о том, что он на этой земле временно, он забывает о том, что всё это нужно только для того, чтобы поддержать свою жизнь. Но это не главное. Эти заботы зачастую отбирают у человека смысл существования, он начинает жить ради хлеба, ради того, чтобы повкуснее поесть, побогаче, более модно одеться, поменять быстрее машину (старая надоела, вот у соседа уже давно новая, а я никак не могу себе этого позволить). И начинает человек строить себе, ставить приоритеты в жизни чисто материальные, земные. Погоня идет за материальными благами, за успешной карьерой, за более высоким социальным положением, так, чтобы быть «не хуже других».

Вот Господь и другой притчей нас с вами предупреждает – о безумном богаче, если помните. Когда уродился большой урожай у этого человека и он не знал, куда его девать – не вмещался он в его амбары, говорит он себе: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12:18-19). И говорит ему Господь, подводит итоговую черту под его мыслью: «Безумный!» Вроде логично рассуждает человек: он обеспечил себя всем, можно расслабиться, ведь, вроде, теперь всё есть. А Господь говорит: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20) Вот о чем не надо забывать человеку, когда он живет на земле. Мы не знаем, когда Господь нас призовёт, это может случиться в любой момент.

«В чем застану, - Он говорит, - в том и судить буду» (высказывание Христа, не вошедшее в Евангелия из «Разговора Трифона с иудеем» св. мч. Иустина Философа, гл.47). И вот представьте себе человека, который полностью занят мыслями о земном, о погоне за богатством, за материальными благами, за одеждой, имуществом, продуктами какими-то. Бегает, суетится, планы строит: «Завтра я себе вот это, через месяц я себе вот это ещё возьму, а через год, наверное, ещё вот это будет». И так далее и так далее. И вдруг – раз: и стоит он перед своим Создателем со всеми этими мыслями и планами. А о спасении своей души, о покаянии в своих грехах, борьбе какой-либо внутри себя и об исправлении думать было некогда... Некогда, потому что столько дел, столько забот. И что душа этого человека скажет своему Создателю? «Нет, Господи, подожди, я ещё не готов, я ещё не успел вот это всё приобрести там на земле, зачем Ты меня сейчас забираешь раньше?» Но неумолим будет суд и воля Божья неизменна. Пресечется жизнь человека, и душа человека уходит в вечность. Куда с этими мыслями она пойдёт? Готова она к Царству Небесному, такая душа, которая и не думала о нём всю земную жизнь? Вся земная жизнь этого человека была здесь на земле. Если человек корнями своими ушел в эту землю и смотрит только на неё и не думает о небе, о каком потом небе можно говорить? Он так и будет на земле своими мыслями, страстями находиться, но только не там, где праведники.

Страдания души, братья и сестры, адские, те, которые изображаются иногда на живописных картинках - раскаленные сковородки, котлы с кипящим маслом, где там черти кочергой ещё подкладывают уголёчки, чтоб посильней кипело, и грешники, которые мучаются в этих котлах и сковородках – это всё образы, это символика, это состояние души грешника, который хотел бы удовлетворить свои страсти, свои грехи, но не может, потому что он лишен тела. Грешит человек, как правило, посредством тела, и когда тело у него отнимается, душа лишается возможности удовлетворять свои похоти. И тело наше мы можем ещё считать и помощником нашим во спасении, потому что тело нас ограничивает: пьяница готов выпить океан, но может выпить всего литр – не вмещается больше в живот. Обжора хотел бы съесть целого быка за раз, а может съесть не больше килограмма, и так далее и так далее. То есть тело нас сдерживает, связывает, ограничивает каждого из нас. Но вот когда тела нет, тогда для души эти все её страсти, эти все её желания становятся бесконечными. Действительно, море всего хочется, но невозможно даже грамм получить, потому что тела нет, вот, и будут эти муки такими же бесконечными, как и сами желания.

И что, ещё раз повторю, будет человек чувствовать и переживать, когда он весь поглощен этими земными заботами, и оказывается вдруг в вечности – он будет испытывать вот эти самые муки, муки грешника, потому что это всё отрывало его от вечности, это всё мешало ему вспомнить, откуда он родом. Вот о чем нам с вами сегодня Господь говорит. «Да, - Он говорит нам, - посмотрите на птиц небесных, да, они трудятся, они летают, но у них нет этой чрезмерной заботы: сколько сумели, столько и получилось, сколько Господь дал сегодня, за столько и слава Богу ».

Придёт время, каждая из этих птиц упадет когда-то на землю. Придет время и вся эта трава полевая, которой человек сегодня любуется, будет сорвана и брошена в печь. Вот и букеты цветов в храме: ведь они росли когда-то, украшали собой землю, сейчас они украшают собой храм, а завтра они где будут? Сегодня мы любуемся их красотой, а завтра о них забудем. Но это их предназначение. Они для этого и существуют, чтобы радовать глаз человека. А человек для чего существует на земле? Значит, трудиться мы, конечно, с вами должны, в меру своих сил, в поте лица добывать хлеб. Господь ведь благословил Адама, сказал ему: «В поте лица своего будешь добывать себе пропитание». В поте лица, то есть, будешь трудиться. Это благословение Божие на труд. Значит, не о лени сегодня речь, а о том, чтобы, трудясь, не забывать о главном, не заслонять этими мыслями суетными, повседневными для себя главное, и не откладывать это главное, то есть заботу о спасении своей души на когда-то там потом. Вот сейчас мне надо посадки все в огороде сделать, потом в церковь буду ходить. Мне надо вот эти свои проблемы решить, по хозяйству, с детьми, с внуками – некогда в церковь идти. Сегодня некогда, завтра некогда, через месяц некогда, а сколько ещё осталось? А может быть этот день последний в твоей жизни? А ты планы строишь на месяцы, на годы вперед.

Вот поэтому и установлено это правило - еженедельное воскресное посещение храма христианином. Потому что мы не знаем, а может быть это, действительно, последнее наше посещение храма сегодня? Кто завтра придёт, в следующий воскресный день в храм – мы не знаем. Поэтому откладывать – это безумие. Безумие и самонадеянность, самоуверенность в том, что всё хорошо и дальше всё будет хорошо. А почему мы так решили, что и завтра всё будет хорошо? То, что с нами сейчас всё хорошо – это чудо, это милость Божия. Мы за эту милость должны Господа благодарить: проснувшись, открыв глаза, увидев солнце над своей головой, поняв, что ещё один день Господь тебе подарил, и вот за это уже благодарить. Ещё один день, ещё один шанс есть на спасение.

Значит, не должно быть этих суетных мыслей в голове, не должно быть паники, не должно быть недовольства оттого, что что-то не удаётся нам в земном плане осуществить – что Господь дал, то и слава Богу. «Держи то, что имеешь», - святые отцы говорят. Будь доволен тем, что у тебя сейчас есть. Оглянись вокруг себя: ты недоволен своим положением земным сегодняшним, тебе чего-то недостаёт в твоей жизни, оглянись вокруг себя, посмотри, как другие люди живут, и устыдись этих мыслей своих. Что, у кого-то из здесь стоящих нет крыши над головой, куска хлеба? Многие на машинах приехали. И постоянно какое-то недовольство слышишь то жизнью нашей, то правительством нашим, то ещё чем-то. Оглянитесь вокруг себя, опомнитесь.

Давайте вспомним наших отцов и дедов, которые войну прошли, которые испытали настоящий голод, настоящую разруху, и разве был у них когда-нибудь ропот, недовольство в их положении? Я от своих дедов ни разу не слышал в их жизни, когда они были живы, никогда. Они всегда были довольны тем, что имели. Никогда они не думали, не завидовали, не рвались к чему-то большему. Они делали то, что они должны были делать добросовестно, на своём месте каждый. И старались абсолютно ответственно относиться к тем обязанностям, которые на них были возложены.

Вот так и мы с вами должны, братья и сестры, как эти птицы небесные трудятся, как эти цветы полевые растут: да, делаем всё, что можем, что от нас зависит, а всё остальное в руках Божиих, и даже жизнь наша с вами. Мы и родились, так скажем, нас никто не спросил – нам подарили жизнь. И мы уйдём из этого мира не тогда, когда мы хотим, а тогда, когда Господь призовёт нас из этого мира.

В продолжение своей мысли хочу привести вам слова святителя Иоанна Златоустаго, он так говорил: «Делай дело Божие, а Бог сделает твое». Пусть это будет девизом для нас. Когда мы понимаем, что что-то не успеваем, и пытаемся отложить дело нашего спасения на потом – некогда нам потому что, земных дел много, надо то успеть, это успеть сделать, в храм не пойду, сейчас некогда, всё потом, - Иоанн Златоуст говорит: «Ты сделай дело Божие, а Он за тебя твое сделает». То есть все твои проблемы Он поможет тебе решить, Он так обстоятельства твоей жизни сложит, что всё получится так, что, хоть сколько бы ты сам ни старался, так бы никогда не получилось. Потому что если Господь не благословит, как мы с вами опять же в Писании слышим, «всуе трудишася зиждущии» (Пс.126:1), дом всё равно не будет построен, рухнет. А если Господь благословит, будет стоять на века. Поэтому когда мы ленимся, когда мы себя жалеем и не идем в Церковь - поспать бы, трудная неделя была, или хорошая погода, как же воскресный день или субботний пропустить, надо же в огороде поработать, потом дожди пойдут, холода пойдут, ничего не вырастет – всё вырастет! Всё вырастет, всё успеется, и будут силы потом. Ты ночь не спал, у тебя нет сил в церковь идти, ты себя жалеешь, а ты сходи, помолись, получи благодать, ты на крыльях из храма полетишь! Ты забудешь, что ночь не спал, или у тебя там какие-то проблемы были. Всё восполнится тебе. Делай дело Божие, а Господь твоё сделает.

Вот и будем с максимальной ответственностью относиться к каждому дню прожитому, и не смотреть по сторонам, а смотреть вглубь себя. Смотреть вглубь себя и приносить, как пророк Иоанн Креститель говорил, чью память светлую мы сегодня празднуем, приносить «достойный плод покаяния» (Мф.3:8). Вот, посмотрите, у нас икона его здесь на стене в полный рост: посмотрите, слева от него, по левую руку, стоит дерево, около этого дерева секира, топор. Это изображение – иллюстрация его слов, когда он говорил о том, что нужно приносить именно достойный плод покаяния, и предупреждал: «Уже и секира при корне дерев лежит» (Мф.3:10). И объясняет: «Всякое древо, не приносящее доброго плода, бывает посекаемо и в огнь вметаемо» (Мф.3:10), то есть рубят то дерево, которое не приносит плодов и сжигают в огне. Бесполезное потому что, плодов не приносит. Здесь, конечно, о духовных плодах речь. Видите в этом дереве дупло? То есть оно сгнило внутри, - это бесполезное растение. И секира уже приготовлена, отточена: один удар и всё это в огонь полетит.

Будем помнить грозное предупреждение Иоанна Крестителя об этой секире, о дереве, не приносящем доброго плода. Что значит – приносить добрый плод? Покаяние. Это дела наши с вами, это поступки, которые определяют наше с вами состояние души. «По плодам их узнаете их» (Мф.7:20) – Господь говорит. Не по словам их, а по делам. Но можно много говорить о Боге, о вере, о хороших поступках, о любви к ближнему своему, но при этом равнодушно пройти мимо человека, который нуждается сейчас в твоей помощи. Мы же говорим о человечестве, как - бы  вообщем, а где конкретная любовь, к конкретному ближнему? Вот они рядом стоят, оглянись, увидь человека, почувствуй его боль, помоги ему. Достойный плод покаяния – вот главный смысл проповеди в служении Иоанна Крестителя. Будем помнить об этом, и стремиться исполнять завет Предтечи Христова во все дни нашей жизни. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla