Наверх На главную

По окончании божественной литургии и торжественного прославления памяти святых первоверховных апостолов перед их святой иконой в центре храма, настоятель протоиерей Игорь Рысенко обратился к прихожанам с приветственным словом.

«Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником в честь славных первоверховных апостолов Петра и Павла и с окончанием апостольского поста.

Когда мы вспоминаем апостолов Петра и Павла, всегда первое, что хочется сказать, какие они были разные люди, они были совершенно друг на друга не похожи. Удивительно, что Господь возвел их обоих в степень первоверховных апостолов. Но если мы посмотрим на историю их обращения к вере и на всю их последующую жизнь, мы поймем, почему это так.

Вспомним апостола Петра, кто он был? Он был простой рыбак, женат, занимался ловлей рыбы, чем и кормил свою семью. Конечно, ни о каком апостольском призвании и не думал. Но вот, пришел Христос с  проповедью о Царстве Небесном и Петр был в самое сердце уязвлен, если так можно сказать, любовью ко Христу. Первое упоминание о Петре мы слышим в Евангелии, когда Христос учил народ на берегу Геннисаретского озера. За Ним, как правило, следовало огромное множество людей. И для того, чтобы можно было наиболее удобно проповедовать так, чтобы всем было слышно и видно, Спаситель решил войти в лодку и немного отплыть от берега, чтобы люди могли на берегу расположиться и слушать слово Его. И вот подходит Он к апостолу Петру, забирается в его лодку и просит отплыть немного от берега.

После того, как Господь закончил Свою проповедь, Он оборачивается к Петру и говорит: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк.5:4). Апостол ему отвечает, опытный рыбак: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лк.5:5). Как бы давая этим самым понять, что бесполезно сейчас среди дня заплывать на глубину, забрасывать сети, если ночью, время наиболее благоприятное для ловли рыбы ничего он не поймал. Но он всё-таки проявляет послушание Господу и говорит: «Но по слову Твоему закину сеть» (Лк.5:5). Не перечит, отплывает на глубину, забрасывает сети, и, как пишет евангелист, не может вытянуть сеть от множества пойманной рыбы. На помощь ему приплывают ему Иоанн с Иаковом, будущие апостолы, сыновья Зеведея рыбака. Вот они в две лодки с трудом сеть до берега дотащили. И апостол Петр, увидев это чудо, осознав, что случилось, по его убеждению этого не должно было быть, это было невозможно, но это случилось у него на глазах, отчетливо понял, что перед ним не просто человек стоит, упал к Нему в ноги и говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк.5:8). Христос успокаивает его и говорит: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк.5:10). То есть уловлять их в благодатные сети спасения.

 

И впоследствии об апостоле Петре мы больше всех из апостолов слышим в Евангелии. Христос переименовывает многих апостолов, дает другие имена. Сейчас как бы в память об этом, мы с вами знаем, что в церковной практике есть такое: человек меняет имя, когда принимает монашеский постриг, становится монахом – это уже как бы другой человек. Потому что само имя отражает суть человека, внутреннее его состояние. Петра звали Симон, но Христос дает ему имя Петр: Петр, то есть «камень». Вот именно твердость его характера, твердость в вере и позволила Христу, провидев его состояние, так его переименовать. Господь говорит: «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18-19). То есть Петру была дана власть как бы сверхожидаемая, он был выделен из всех апостолов, но именно выделен за свою веру.

Сегодня мы с вами слышали, и перед причастием, когда подходим к чаше, повторяем слова апостола Петра, которые он произнес когда-то. Христос спрашивает Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф.16:13) И ученики говорят: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф.16:14). А Христос говорит: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф.16:15) Тогда Петр вышел, сделав шаг вперед, как бы от лица всех апостолов говорит Христу: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16:16). Исповедовал Его Богом. Вот мы с вами, когда подходим к чаше, мы тоже в молитве перед причастием эти слова Петра произносим: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго». Вспоминаем в этот момент его слова. Вот за эти слова, за свою веру глубокую он был удостоен звания первоверховного апостола.

Пылкий, горячий человек, но он был искренний и открытый, как ребенок, непосредственный в своей вере. Именно о такой непосредственной вере говорит нам Христос, указывая на детей: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Имея в виду именно эту непосредственную веру, без двусмысленностей, без каких-то тайных подтекстов. Взрослый человек привык, что его обманывают в жизни, поэтому он и на Бога трансформирует это недоверие. Где-то в чем-то не до конца доверяет, не может полностью открыться Богу, полностью довериться. Потому что опыт земной жизни учит взрослого человека: нельзя никому полностью доверять, могут обмануть. Но Христос говорит: станьте, как дети, и для вас Царство Небесное откроется.

Вот апостол Петр именно такой. Сколько случаев в Евангелии описано, где проявляется его пылкость, горячность натуры. Но самый яркий, наверное, пример – это хождение по водам. Когда в бурю, ночью, в шторм Христос идет по воде к лодке, в которой терпят бедствие Его ученики. По воде с другого берега огромного озера, которое морем называли Галилейским, Спаситель идет им на помощь. Они, увидев Его идущим по воде, подумали, что это призрак смерти, дух: у моряков было такое поверие - если в шторм увидели призрак, значит, это смерть за ними пришла. Они закричали от ужаса, а Господь им говорит: «Это Я, не бойтесь» (Мф.14:27), - так, чтобы они узнали Его. Петр тогда говорит: «Господи! если это Ты», - то есть ещё не доверяет («если это Ты»), ночь, шторм, буря, свист ветра, лодку заливает водой, - «если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф.14:28).

Никому из апостолов не пришло в голову такое попросить, он один такой. И Господь ему говорит: «Иди». Разрешает. Представьте себе эту картину, ночь, лодка, которая швыряется волнами из стороны в сторону, свист ветра, и нужно выйти из лодки, встать на воду и отпустить эту лодку руками и пойти по воде ко Христу. Петр это сделал. Он вышел из лодки, встал и пошел по воде.

Конечно, его веры не хватило, он потом начал тонуть. Увидел под собой черную бездну, над собой небо черное, конечно, испугался, веру потерял. Но никто другой бы не смог и этого сделать, он один. И Господь, конечно, знал, что так будет: Он стоял рядом, ждал, когда Петр вспомнит, наконец, к Кому он пошел, когда тот забыл и думал теперь только об одном, как бы не погибнуть. А то, что Господь рядом в этот момент, в его голове этой мысли не было. Но вот когда вспомнил, увидел Христа, закричал о помощи, протянул к Нему свои руки: «Господи! спаси меня» (Мф.14:30), в этот момент протянутая рука Христа: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:31). То есть, если бы ты не усомнился, ты бы не тонул, так бы и дошел до Меня, стоял бы рядом со Мной.

В жизни апостола Петра много таких моментов. Самое главное, что надо нам с вами запомнить, когда мы говорим об апостоле Петре, этот его пылкий характер, горячую натуру, но при всём при этом – твердую непоколебимую веру, искреннюю, простую и детскую.

Когда мы об апостоле Павле говорим, то это совсем другой человек. Это человек из известной семьи, который получил прекрасное богословское образование, тоже иудей, как и Петр, но он гражданин Рима, он родился гражданином Рима, а это было очень высоко и знатно тогда в Римской империи. Когда его арестовали в одном из городов и пытались наказать, узнав о том, что он гражданин Рима, отпустили, а командующий военным гарнизоном того города проводил Павла до городских ворот и сказал: «Я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем» (Деян.22:28).

Апостол Павел тоже получил другое имя в крещении. Он звался Савлом, был учеником знаменитого богослова Гамалиила, законоучителя иудейского, воспитывался при Иерусалимском храме, был очень образованным человеком, но он ненавидел христиан, будучи уверенным в том, что это враги истинной веры. И он преследовал христиан – целенаправленно, жестоко. Он присутствовал при казни первомученика архидиакона Стефана, когда иудеи забивали того камнями до смерти. Павел в это время стоял рядом, охранял одежды этих людей и всячески поощрял их действия, будучи уверенным в своей правоте. Ревность по Богу сжигала его, душу его, сердце, и он пылал этой ревностью и ненавистью ко всем христианам.

И вот он однажды пошел в город Дамаск для того, чтобы и там преследовать христиан. Причем сам выпросил себе разрешительные грамоты у первосвященника, и шел уже, дыша злобой на христиан и строя коварные планы, как он будет ходить по домам, выискивать их, предавать их аресту, пыткам, казням и так далее. И вот посреди дороги в Дамаск его осиял ослепительный свет, по сравнению с которым солнце померкло, и он ослеп от этого сияния. И услышал голос. Причем он один из всех спутников услышал обратившегося к нему Христа: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян.9:4) «Кто Ты, Господи? – спрашивает Его Павел, - Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян.9:5). И тут Павел понял всю глубину своего заблуждения, весь ужас своего положения, своего состояния, понял истину, что он идет против Бога, который сейчас разговаривает с ним. И он в ужасе спрашивает: «Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян.9:6). И он долгое время потом страдал болезнью глаз от этого ослепительного сияния.

Его таким, ослепшим, и привели в Дамаск. И когда местный священник по имени Анания крестил Павла, в этот момент, выходя из купели, он прозрел, стал вновь видеть. И гонитель, страшный, злобный, как он сам себя называл, выродок (так он сам о себе пишет в своих посланиях, сам себя так называет), зверь превратился в горячего, пламенного проповедника Христа. Это было тем более опасно для злобствующих фарисеев, иудеев, которые гнали христиан, потому, что апостол Павел был из их среды. Он знал их приемы, знал их философию, он знал все их уловки и был глубоко богословски образованный человек. И на все их попытки как-то воспрепятствовать, что-то противопоставить его убеждениям, его проповеди, он легко преодолевал все их ухищрения. Прежде всего, конечно, силой своей веры.

Христиане боялись принимать его: все помнили, каким он был страшным гонителем, и он ходил всегда в сопровождении других апостолов так, чтобы, глядя на тех апостолов, которых все знали, принимали и его. Мы с вами видим, что он впоследствии потрудился больше других. Он совершил три великих, полных непредвиденных, вплоть до смертельных, опасностей миссионерских путешествия, и проповедовал о Христе и создавал церкви, поставляя епископов, утверждая жизнь христианскую в городах и странах, и так дошел даже до Рима. Четырнадцать апостольских соборных посланий он написал, в которых изложено глубоко и содержательно всё христианское вероучение. Практически на каждом богослужении, где читается Евангелие, а перед этим читается книга Апостол, мы слышим его послания. Чаше всего в церкви звучат именно послания апостола Павла. И они такие глубокие по своему содержанию, что в духовных школах наших, в семинариях и академиях на всём протяжении обучения будущие священники изучают послания апостола Павла.

Вот такие это два разных человека. И они оба в Церкви теперь считаются первоверховными, то есть первыми среди равных. Что их объединяет? Ну, прежде всего, их объединяет любовь ко Христу. Вспомним с вами, как апостол Павел пишет в своих посланиях (и это читается в церкви), он пишет: «Имею желание разрешиться», - то есть избавиться от этого бренного тела, - «и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Филл.1:23). То есть быть со Христом уже вечно, так, чтобы уже никогда ничто не могло от Него отделить, разлучить. Тем самым выражая не просто преданность, но и любовь к Богу.

Ну, а апостол Петр сам прямо говорит о своей любви к Спасителю. Мы с вами тяжкое испытание веры для него, когда Петр отрекся от Христа во дворе первосвященника Каиафы. Потом были страдания Христа, потом была Голгофа, крест, Его смерть, но потом было и тридневное воскресение! И вот после Своего воскресения Господь явился ученикам, когда они,  вновь ловили рыбу, и апостол Петр точно так же, как и в день своего призвания к апостольскому служению, ничего не поймав во всю ночь, вдруг видит Христа на берегу. Но он не узнал Его. И вот Христос с берега спрашивает: «Дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет» (Ин.21:5). Он им говорит с берега: «Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы» (Ин.21:6).

Вот удивителен тоже этот момент, скажем о нём два слова. Что такое лодка в море? Точка в бескрайнем пространстве. Хоть с одной стороны лодки сеть эту брось, хоть с другой: если рыбы нет, её и нет. Но здесь важно именно действие: забросьте именно с другой стороны, то есть посмотрите, как бы, на эту ситуацию с другой стороны, поверьте Мне, послушайтесь Меня и будет вам. Они послушались, они это сделали, и не смогли сеть вытащить: сто пятьдесят три рыбины! Даже запомнили, даже записали в Евангелие эту цифру - 153 (Ин.21:11). Тащили эту сеть, кое-как вытащили на берег огромный улов, настоящее богатство для рыбака. А Петр, не в силах выдержать, пока лодка с сетью доплывет до берега, бросился в море и поплыл, желая как можно быстрее рядом со Христом оказаться. В этом выражен его пылкий горячий характер, непосредственная детская вера.

И вот они сидят у костра, запекается на костре рыба, Христос, апостолы вокруг, и Сын Божий восстанавливает Петра после его отречения в апостольском достоинстве – при всех спрашивает его трижды: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин.21:15). Вот вопрос: любишь ли Меня больше других? Просто бы если  спросил: любишь ли Меня? Все мы можем сказать, что «люблю». Здесь вопрос был поставлен более точно, более конкретно – больше других. И апостол, не задумываясь ни на секунду, говорит: «Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Трижды отрекся, трижды исповедал свою любовь ко Христу и тем самым был восстановлен в апостольском звании.

Вот о любви ко Христу мы можем говорить, что она объединяла и апостола Павла, и апостола Петра. И, конечно же, следование за Христом. Единожды выбрав свой путь, как апостол Петр когда-то в лодке бросившись к ногам Христа и сказав: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк.5:8). И с того момента он уже неотступно был со Христом, всегда рядом. «Господи! к кому нам идти?», - Петр как-то сказал Христу, когда Он спросил учеников: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин.6:67). И Петр опять за всех говорит: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин.6:68). То есть, Ты – сама жизнь, нам некуда идти. И в другом месте он говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф.19:27). Вот в этом Петр, в этом его  следование за Христом.

И Павел так же. Однажды убедившись, в каком страшном заблуждении он находился, обратившись ко Христу, он потом больше других трудился до самой смерти, следуя за Христом, проповедуя Христа. Умерли они в один день в 67 году в Риме. Когда повели их на казнь во время гонений императора Нерона, было страшное гонение – одно из первых страшных гонений на христиан, апостола Петра повели на казнь - на распятие, а апостола Павла, поскольку он был гражданин Рима, то ему было не положено распятие, и его усекли мечем. Но когда их вели на казнь, их дороги пересеклись, и они на прощание, идя каждый к месту своей казни, обнялись друг с другом, чтобы расстаться буквально на несколько минут, и после казни вновь встретиться и уже никогда не разлучаться.

Для нас с вами, братья и сестры, важно помнить завет апостолов. Они всегда изображаются вместе. Вот вы видите здесь в центре храма на храмовой стене их изображение, а в руках они вместе держат Церковь Христову. Это символическое изображение. Они - основание нашей Церкви, они больше всех потрудились в создании и укреплении Церкви Христовой. Они много церковных общин создали, многих привели к вере, оставили после себя огромное духовное наследие.

Будем помнить их горячую любовь ко Христу и воспитывать любовь ко Христу в себе. Любовь, как и веру, нельзя навязать, любовь, как и веру, нужно в себе воспитывать. Нужно её подпитывать  мыслями, молитвами, беседами, размышлениями, чтением святых книг, рассматриванием нашей жизни, жизни других людей, делая выводы для себя, анализируя то или иное событие, понимая – вот оно, чудо случилось! Промысел Божий учиться видеть во всём. Мы видим, как Господь общается с нами через наши молитвы, через обстоятельства нашей жизни.

Апостолы прожили очень сложную жизнь, и закончили её мученическим венцом, но они были счастливы. Они были счастливы, потому что всегда они были со Христом. И для нас это тоже с вами пример. Главное счастье для человека – быть со Христом. «Там, где Бог, там и рай», - святые отцы говорят. Будем усердно работать над своей верой, воспитывать в себе и поддерживать в себе любовь христианскую, и мы будем с вами обладать этим счастьем. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla