Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником Воскресения Господа нашего и Спасителя, с Неделей всех святых в земле Русской просиявших. В прошлое воскресение Церковь праздновала память всех святых от века Богу благоугодивших. А в этот воскресный день мы особо почитаем наших с вами родных святых, которые прославили землю нашу русскую, возвеличили Церковь Русскую Православную.

Казалось бы, какой в этом смысл, если прославили уже всех святых, зачем нужно ещё отдельно кого-то вспоминать? Вот как раз в том и дело, братья и сестры, что мы с вами хоть и принадлежим ко Вселенской Церкви – у нас единая Вселенская Церковь именуется, как мы с вами в Символе веры поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь», - но всё-таки эта Вселенская Церковь состоит из множества Поместных Церквей, одна из которых – наша Русская Православная Церковь. У нас и чин богослужения, и обряды все церковные, всё схоже, но всё-таки отличаются друг от друга в непринципиальных моментах, в недогматических вопросах. Отличаемся мы и тем, что у нас своя культура, свой язык, свой темперамент, своя история. Но всё это скреплено, всё это объединено общей верой: верой нашей в Господа и Спасителя.

Вот русские наши святые: почему так важно нам с вами помнить именно их, и прославлять их? Во втором веке священномученик Ириней Лионский так говорил об этом: «Во всякое время, на всяком месте Церковь, в своей любви к Богу, посылает впереди себя к Небесному Отцу бесчисленный сонм мучеников. Это братья и сестры наши, благодаря которым отверзается небо и дается нам благодать. Посылаем мы их впереди себя к Богу Отцу, как Он посылает их впереди Себя к нам, чтобы мы увидели победу над смертью».

Можно сказать, что только тот имеет моральное право обращаться в своих молитвах к всемирно известным святым, кто знает и достойно чтит память своих, местно-чтимых угодников Божиих. Поскольку, если мы с вами принадлежим к этой стране, к этому государству, к земле русской, то грешно было бы нам с вами не помнить, не почитать память тех людей, которые когда-то жили на этой земле и прославили ее. Русь именовалась всегда святой.

Конечно, населяли нашу страну разные люди, не только святые. Мы с вами знаем, говорили много раз о том, что такое святость. Святость не как награда или результат какой-то, не перечень достоинств, а как путь, святость , как борьба с грехом, как осознание того, что это смысл жизни христианина. И всегда Русь этим отличалась.

Сколько раз падала наша страна. Падала так, что казалось, уже нет возможности ей восстать. Но всегда Русь воскресала силой Божией благодати и милости, поскольку сам мир держится не на достижениях науки и техники, не на силе оружия или денег. Мир наш содержится Промыслом Божиим, который хранит верных Своих. Вот именно сила веры, сила христианского духа и помогала русскому народу переживать такие потрясения, от которых не смогло бы оправиться ни одно другое государство.

По слову одного поэта, если я не ошибаюсь, был такой поэт Райнер Рильке, он говорил в своё время, посетив Россию в конце 19–го века: «Все государства граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом». И мы с вами видим на всём протяжении истории нашего государства подтверждение этих слов.

И 1612-13-ые года, когда уже не было ни царя в России, ни армии, никакой власти, и вера была уже на грани уничтожения. И ещё можно более ранние годы вспомнить: святого благоверного князя Александра Невского, который сердцем своим и умом из двух страшных и смертельно опасных врагов, которые одновременно досаждали нашему государству тогда, выбрал того врага, который будет терзать не тело государства нашего, но будет терзать и стремиться уничтожить душу русского народа. С запада тогда шли на Русь крестоносцы Ливонского ордена, чтобы насадить веру чуждую, инородную, когда уничижались храмы, монастыри сжигались, вырезалось духовенство, монашество, сжигались все богослужебные книги, насаждалось огнем и мечем католичество. Александр Невский все силы положил на то, чтобы противостоять именно этому врагу, а с татаро-монголами искал мира, побратался с сыном хана Батыя Сартаком, принявшего впоследствии православную веру, как это ни поразительно.

Вот мы с вами сейчас слышим вокруг, как вдруг стало очень популярно критиковать власть, критиковать правительство, критиковать нашу жизнь. Но давайте вспомним историю, давайте посмотрим, как жили наши предки. И когда мы слышим вокруг себя эту критику, подумаем о том, что если мы действительно хотим, чтоб что-то изменилось вокруг нас, надо самим вначале измениться: станем мы другими, станет мир другим.

Вспомним наших святых правителей: сколько их было в нашем государстве. Мы сейчас их тоже в сонме святых видим. Вспоминаем великих князей, начиная от князя Владимира Красное солнышко, который принес и утвердил веру в нашем государстве, начиная со святых благоверных князей первых мучеников Бориса и Глеба, которые кровью своей запечатлели ту истину, что любовь превыше всего и доверие Богу. И так далее, и так далее. Дмитрий Донской, Александр Невский – всё это святые благоверные князья. И мы знаем, что и дети их, и жены их святые. О чем это говорит? Ведь любая власть руководствуется какой-то определенной философией, каким-то определенным мировоззрением, какие-то определенные цели перед собой ставит. Вот если у власти были такие люди, о которых мы говорим сейчас, что они святые, какие у них были целеполагания в их жизни, что они хотели для своего государства, для своего народа?

Но вспомним, и каким был тогда народ. Вера христианская определяла весь строй жизни русского человека, определяла его мировоззрение и руководствовала к поступкам, согласным с заповедями Божиими.

Смотрите, сегодня в воскресный день небольшая горстка человек в центре храма, не больше двух- трех сотен. А сто с лишним тысяч населения города, где они все? И мы после этого говорим, что мы православный народ? Это заставляет задуматься: где же они - верующие, где православные? В чем она, вера христианская, заключается? В том, чтобы только на Пасху прийти и на Троицу? А всю оставшуюся жизнь жить так, как живет этот мир? Но мы не должны с вами жить, как все. А мы должны жить так, как нам Господь заповедал. Господь ведь нам с вами прямо говорит, что мы не от мира сего: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). И когда мы принимали христианство, мы должны были с вами понимать, на какой путь мы вступаем - узкий, тернистый, сложный путь, но в конце которого венец – венец бессмертия и наследия вечной жизни в Царстве Небесном.

Вот если бы мы с вами думали об этом почаще, смотрели бы на себя, как мы с вами живем, какие мы с вами русские, какие мы с вами православные, тогда, наверное, не хотелось бы никого критиковать вокруг себя. Думали бы о себе и старались бы исполнять свои обязанности, которые возложены на нас – на работе, дома в кругу семьи, православные наши обязанности христианские. Добросовестно, честно, без всяких оговорок, без самооправданий. Тогда и жизнь бы изменилась, тогда и наша Русь, действительно, сейчас была бы святая.

Как обратить человека к вере? Словами невозможно. Какими-то уговорами, увещаниями или привилегиями - тоже не сработает. Как принимали христианство люди в первые века, первые годы существования нашей Церкви? Их кто-то уговаривал, их кто-то тянул за руку в Церковь? Нет, конечно. Но они смотрели, как живут православные христиане. Они смотрели на них, слушали их, видели и восхищались их образом жизни, их образом мыслей. Они поражались чудесам, которые происходили в годы гонений на православных. Когда кровь мучеников текла рекой, то в эти годы как раз присоединялось к Церкви гораздо больше людей из языческого мира, чем в годы мирные, когда всё было тихо и спокойно. Потому что невозможно было здравомыслящему человеку не понять, что таких чудес на свете не бывает, и если это происходит сейчас на твоих глазах, значит, это происходит чудо по воле Бога – вот где настоящий Бог, вот где Правда, вот где Истина! Язычники выходили на арены, где убивали христиан, где их пытали и казнили, и объявляли себя христианами, и крестились в своей крови, по сути.

Вот, братья и сестры, почему нам важно так помнить свою историю. Потому что, кто не знает свою историю, у того нет будущего. Как говорил Федор Михайлович Достоевский, без Бога нация – толпа, и если Бога нет, то всё можно. Действительно так. Пусть наши русские святые, чью память мы сегодня совершаем в Церкви, будут нам таким предостережением, будут нам уроком, будут нам примером. Они прожили свою жизнь, и многие прожили её совсем непросто. Таких, у которых вся жизнь была бы без каких-либо внешних перипетий, каких-то искушений, испытаний, нет, такого не бывает. Даже в монастыре человек живет, вроде бы ничего внешне не происходит: никто не нападает, не грабит, не убивает, но сколько борений внутренних, какая там битва идёт в сердце человека! Сколько искушений, сколько нападений вражьих. Каждый несёт свой крест, у каждого своя война. А война эта идёт за бессмертие наше, за души наши. И наши святые прошли этот путь, у них есть опыт. Разные святые у нас есть: есть и князья, а есть и нищие, есть юродивые, есть преподобные, исповедники, мученики – много их, не счесть. И для всех для нас это великое утешение, что у нас целый звездный небосклон святых над нами, наших родных и близких.

Преподобный Серафим Саровский называл всех святых, указывая на их иконы, своими родными. Он говорил, это мои братья и сестры – родными их считал. Нам бы научиться так относиться к нашим святым. Не как к чему-то запредельному и недостижимому для нас, а именно как к нашим родным. Они и есть наши родные! Особенно русские наши святые. Это же наши соотечественники, многие из которых жили вот буквально несколько десятилетий назад в годы советской безбожной власти, когда были страшные гонения на веру. Сколько новомучеников! У нас с мучеников список наших русских святых начинается, а именно, со святых князей Бориса и Глеба, и кровью новомучеников в годы безбожной власти пострадавших исторический список заканчивается. На крови мучеников Церковь стоит. И для нас это не просто радость и утешение, а ещё и ответственность. Люди жизнь отдали, кровь проливали за веру, за чистоту, за Истину, и нам эту веру передали с вами. Мы наследники русских святых, нам Церковь передана сейчас. От нас зависит, сохраним ли мы её, или количество верующих будет всё уменьшаться и уменьшаться в храмах, как это сейчас на западе происходит: у них храмы закрываются и отдаются под мечети, отдаются под ночные клубы, в лучшем случае - под музеи или какие-нибудь кафе. Неужели мы доживем до того, что и на нашей земле что-нибудь подобное увидим? Да не будет этого! Пусть наши церкви полнятся народом, пусть «Верую» гремит так, чтобы люди, проходящие мимо, останавливались и спрашивали, что это там такое?

Вспоминается случай с одной женщиной, которая уже в третьем поколении эмигрантка, приехала из Парижа в Москву, была в Троице-Сергиевой Лавре – в Успенском соборе Лавры. Это огромный древний храм. И когда полный храм людей в воскресный праздничный день начал петь «Верую», она вышла на улицу со слезами и сказала: «Никогда этот народ никому не победить»! Вот и нам с вами веру свою надо не просто беречь, а воспитывать её в себе и в детях наших. За нами они идут: что мы им передадим? О чём мы им расскажем, о чём потом они своим детям расскажут?

Жития святых, Закон Божий, Евангелие для детей – вот те книги, которые должны быть в ежедневном употреблении в каждой христианской семье. Не телевизор, не какие-то пустые разговоры за столом. Лучше пораньше встать от этого телевизора, выключить его вечером и прочитать страницу-другую Священного Писания, почитать святых Отцов, поразмышлять самим – потом будет, что детям сказать, когда мы с вами всё это усвоим, когда у нас созреют нужные слова, правильные мысли, которые детей бы наших увлекли за нами, и чтобы им было интересно в церковь идти не только когда они за ручку ещё держатся, но потом, когда они уже в возраст приходят в двенадцать, пятнадцать, семнадцать лет.

Вот что важно. Сейчас, пока маленькие, пока за ручку ходят, не ленитесь! Эти годы пролетят незаметно. Они вырастут, и потом невозможно будет уже их за ручку в церковь привести.

На нас смотрят и другие, «внешние», как мы их называем, нецерковные люди. Смотрят, приглядываются, прислушиваются, берут пример, сравнивают нас с собой. И иной раз нам, действительно, нечего ответить, когда они спросили бы нас: «А чем вы отличаетесь от нас?» А ответить иной раз нечего, потому что, действительно - ничем… Тогда какой смысл в церковь ходить? А смысл в том для христианина, что он, конечно, по грехам своим, может быть, и не отличается от другого – от язычника, от нехристианина. Может быть. Все мы грешники. Но христианина это не устраивает – вот в чем принципиальная разница. И христианин, видя в себе какие-то недостатки, старается искоренить их в себе, старается стать лучше, работает над собой, борется со своим грехом. Вот в этой борьбе весь смысл и есть.

Ещё раз повторюсь, святость заключается именно в борьбе, само это делание и называется святостью, путем святости. Будем молиться нашим русским святым, пусть они нам помогут в этом. Они прошли этот путь и засвидетельствовали, что это возможно. Будем подражать им в этом, будем просить их помощи. Они нас не оставят. Всех благодарю за молитвы и поздравляю с причастием! Да хранит вас всех милость Божия!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla