Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали в воскресном евангельском чтении молитву Господню. Сегодня Господь обращается не к ученикам Своим и последователям, не к народу, а обращается к Отцу Своему Небесному. Эта молитва носит название «молитва первосвященническая», поскольку Господь наш и Первосвященник, и Царь, и Тот, Кто приносит жертву, и Тот, Кто Сам жертвой этой является. «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый», - как произносит священник перед престолом. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога», - говорит Спаситель для нас с вами, говорит нам, что для нас есть жизнь вечная. Мы с вами созданы для вечности, мы с вами бессмертные существа. Умирает только тело наше, душа наша сотворена для вечности, для бессмертия. Наступит тот момент, конечно, в этом мире, в этой жизни, когда мы расстанемся со своим телом. Но наступит и другой момент, когда Спаситель наш восставит наше тело, рассыпавшееся некогда в прах, воссоздаст его вновь и подарит уже новым, обновленным, способным к жизни в том мире, где нет смерти, способным к вечности.

Об этой вечной, бессмертной жизни говорит сегодня Спаситель, имея в виду нас с вами, и говорит, каким образом мы можем бессмертия, достойной загробной жизни и Царствия Небесного достичь, поскольку загробная участь может быть разной. Для человека, который стремится к Богу душой своей, сердцем своим, который старается исполнять заповеди Создателя Своего, то есть творить добро и бороться со злом, прежде всего, в самом себе, для такого человека Царство Небесное приготовлено.

Спаситель, перед славным Вознесением Своим говорил апостолам: «Уйду от вас, и лучше вам будет, если уйду, потому что придёт другой Утешитель, Дух истины, который наставит вас на всякую истину», то есть сделает вас способными понимать тайны Божии, откроет вам разум, откроет вам сердце, вы станете другими. Благодатью Божией человек, действительно, становится как бог, то есть действительно приобретает подобие Божие. Вот к этому подобию призван человек в своей земной жизни, должен стремиться к богоуподоблению. «Для вас уже обители у Отца Моего приготовлены, их много», – говорит Господь. И продолжает: «А если бы не так, то сказал бы вам сейчас, что иду приготовить вам эти обители, потому что Я хочу, чтобы, где буду Я, там были и вы». Спаситель зовет нас к Себе. Он приходил сюда для этого на землю, Он пришел сюда для того, чтобы открыть нам рай, чтобы проложить эту дорогу, которая когда-то была уничтожена грехом наших прародителей - Адамом и Евой. Пропасть образовалась между человечеством и Богом через преслушание, потому что поселился грех в этом мире, поселилась смерть. Затем Спаситель и приходил на землю, чтобы смерть уничтожить, и чтобы вражду, которая была положена дьяволом, разрушить, и воссоединить вновь Небо и землю, создание и Создателя. Он Сам стал созданием, Сам стал человеком, не переставая при этом быть Богом, для того, чтобы обожить нашу с вами природу человеческую, сделать нас свободными, стать нам снова чадами Божиими.

Чтобы достичь жизни вечной, Спаситель говорит, необходимо знать единого истинного Бога: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». А как мы можем с вами знать Бога, о чем Господь здесь говорит? Ведь эта молитва была сказана, конечно, прежде всего, для нас, для последователей Христовых, для христиан. Ведь Спаситель мира, Сын Божий по Божеству Своему не имел нужды в человеческой речи для общения с Богом Отцом. Знать Единого истинного Бога – что это такое? Прежде всего, мы как христиане с вами призваны начать с того, чтобы основы православной истинной веры изучить. Чтобы Бога познать, мы должны основы своей веры освоить. Та молитва, которую мы с вами поем за каждой литургией – Символ веры, вот с этого, пожалуй, можно начать. Вдуматься в каждое слово, в каждую часть Символа, эти части именуются членами Символа. Вникнуть в них и попытаться разобраться: что они говорят нам с вами? Потому что за каждое слово этой молитвы была пролита когда-то кровь мучеников наших и исповедников, тех, кто боролись за чистоту, за правильность нашей веры. Так, чтобы мы действительно могли правильно, или истинно, верить в Бога по-настоящему.

Только настоящая истинная вера приближает человека к Богу. Много сейчас в мире говорят о том, что неважно, в какого Бога верить или как в Бога верить – Бог один, и поэтому, где бы ты ни был, в какой бы ты религии ни оказался, все спасутся. Но Господь совершенно определенно нам в Евангелии говорит, что касается, в частности, святого причастия: «Кто не будет пить Моей крови, и есть Моей плоти, не войдет в Царство Небесное». И в другом месте: «Кто верует и крестится, спасен будет, а кто не верует, осужден будет». Никаких компромиссов в вопросе веры: или ты с Богом, или ты против Него. Говорить о вере, говорить о Боге и при этом жить, как живет весь этот погибающий во грехах мир, это не значит идти к своему спасению. Итак, знать единого истинного Бога, прежде всего, как мы с вами сейчас уже это поняли, - изучить основы своей веры, во что конкретно верит православный человек, чем наша вера христианская отличается от любой другой, даже пусть христианской какой-нибудь конфессии, от католиков, например, или протестантов, которые тоже себя христианами именуют - чем мы от них отличаемся?

Знать Единого истинного Бога – это очень много, очень важно. Но это только начало. Знать о Боге – это одно, а жить по Богу или жить с Богом – это совсем другое. Книга праведного Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе»: замечательная фраза – «жизнь во Христе», замечательная книга. Именно жить во Христе, жить с Богом и в Боге призван христианин. Что это значит? Это тоже знать истинного Бога, то есть когда ты с Богом, ты знаешь Его. Адам в раю когда жил, он не только слышал о Боге или знал, что Он есть: он Его видел и общался с Ним непосредственно, так, как сейчас ангелы общаются. Мы с вами не можем пока с Богом так общаться, но у нас есть другой уровень общения: мы принимаем Самого Господа в свою собственную природу, мы растворяемся как бы в Его природе своей природой, мы причащаемся Его Тела и Крови, соединяясь с Ним так тесно, как только это можно себе представить в этом мире! Можно сказать, на внутриклеточном уровне. Становимся единым целым, пронизываемся благодатными токами божественной энергии, и становимся другими. Разве это не есть знать истинного Бога? Когда мы носим в себе Его Тело и Кровь, конечно, это и есть знать единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа.

Значит, изучать свою веру, жить по вере, и, конечно, неотъемлемая часть духовной жизни - молитва. Когда мы молимся, что происходит в этот момент? Святые отцы учат нас, что молитву можно уподобить некоему магниту, с помощью которого человек привлекает к себе благодать Божию. Начинаем молиться, Имя Божие призываем и происходит чудо: если человек в состоянии гнева и раздражительности, успокаивается; одолевает какая-то навязчивая мысль, греховная (осуждение, или зависть, или ещё какие-то помыслы греховные), начинает человек молиться сосредоточенно и всё это уходит – человек освобождается. «Будете слушать слово Мое, - Господь говорит, - будете исполнять заповеди Мои, и познаете истину, и она сделает вас свободными». Свободными от греха, от власти дьявола свободными. Вот что значит познать единого истинного Бога.

И уже как венец всего этого, после того, как мы будем свою веру изучать внимательно, вникать в слова молитвы, вникать в слова богослужебных текстов, активно принимать участие в богослужении: не просто как посторонний зритель, не понимая ничего в том, что поётся или читается, и просто ожидая, пока чашу вынесут, а участвовать в богослужении, переживать богослужение эмоционально, внутренне, духовно. Но чтобы это случилось, нужно понимать, что происходит во время службы. А чтобы понимать, нужно вникнуть в это. Есть книги, есть воскресная школа, есть священнослужители, есть интернет, в конце концов. Если будет у человека желание понять, что во время литургии происходит, он добьётся этого: ничего тут запредельного возможностям понимания человеческого нет. Всё доступно. Если это трудно сделать самостоятельно, есть книжка «Закон Божий». Скажите, когда кто из вас её открывал последний раз? А ведь с неё надо начинать духовное движение, с неё обычно христианин первые шаги в Церкви делает. Такая книга есть «Закон Божий» - в каждой церковной лавке она есть. Но мы себя считаем, видимо, уже выше, уже больше знаем, нам это неинтересно, уже не наш уровень. А вот откройте, начните её заново читать и увидите, сколько всего прошло мимо вашего внимания, вашего сердца: это упустили, это забыли, об этом не подумали. Начинаешь читать, многое становится понятным, всё как бы по полочкам раскладывается. И много есть подобных, весьма полезных книг: «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова)– это основы православной веры; наши святые отцы, наши современные богословы, кто старается на поприще просвещения. Читайте, думайте, вникайте и молитесь осознанно. Это-то и будет познание единого истинного Бога, одна из первых ступеней.

«Сия же есть жизнь вечная», - Господь говорит. Вот и будем себя к вечной жизни готовить, стремиться к ней, учиться жить вечной жизнью уже сейчас. Потому что, к чему мы стремимся сейчас, здесь, на земле, того достигнем и за гробом, и откроются и перед нами двери рая. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla