Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Сегодня, братья и сестры, последний воскресный день, когда мы так торжественно прославляем Христа Воскресшего победным пасхальным кличем. На предстоящей седмице уже отдание Пасхи, начинает Церковь жить своим обычным ежегодным богослужебным ритмом. Но сейчас ещё мы с вами в периоде пасхальном: красные облачения в храме, на священнослужителях, надпись эта праздничная, радостная на иконостасе. Мы продолжаем с вами как бы подводить итоги праздника, делать для себя определенные выводы, выводить назидания из услышанного евангельского чтения.

Сегодня Неделя о слепом, шестая неделя по Пасхе, вспоминает Церковь чудо, необыкновенное, поразительное чудо исцеления слепого от рождения человека. Эта удивительная история говорит нам, прежде всего, о постоянном противодействии или противостоянии, о постоянной борьбе лжи с истиной. И очень важно нам с вами помнить о том, что и Господь нам говорит в Нагорной проповеди, «блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога» («ибо они Бога узрят», по-церковнославянски). Только чистое сердце способно увидеть Бога, увидеть в своей жизни, увидеть в тех обстоятельствах, которые случаются с человеком. Сердце лживое, сердце лукавое, сердце двуличное постоянно будет искать разные способы, поводы и причины, чтобы не Бога увидеть, а себя как главную причину каких-то успехов своей земной жизни. Многие ведь так говорят: «Это я всё сделал, причём здесь Бог? Вот мои руки, вот моя голова, вот мои особности, вот мои данные – это всё я». А когда случается что-то неприятное, горькое, в жизни наступают периоды искушений, то в этот момент тоже такие люди не хотят видеть во всём волю Божию: либо ропщут на Него, выражая недовольство, что именно с ними это случилось, они же такие хорошие. И почему именно с ними, чем они хуже других? Либо закрывают глаза на очевидные вещи, боясь признаться самим себе, что именно по нераскаянным грехам своим, именно по тому образу жизни, которым они жили до того, они и пришли в эту жизненную ситуацию, это с ними и случилось. Тысяча оправданий, тысяча причин найдется к тому, чтобы не признать этот факт.

И вот так вот от сотворения мира, можно сказать, ложь постоянно борется с правдой, начиная с дьявола – отца лжи, который в истине не устоял, и после ложь разлилась по всему миру, отравляя собою всё. И с ложью так трудно бороться, потому что она изворотлива, она хитра, она умна, она постоянно ищет различные способы для выживания. А истина всегда проста и несложна. И поэтому запачкать истину, исказить её или извратить, как бы ложь ни старалась, не получится. Рано или поздно вся эта грязь как некая шелуха, как вот это брение, которое Господь сегодня сделал и помазал глаза слепому от рождения человеку, смоется, и откроются глаза у всех, и все увидят правду, увидят истину.

Сегодня евангельское чтение повествует нам с вами о великом чуде, которое сотворил Спаситель: Он исцелил человека, который был слеп от рождения. Это невиданное, неслыханное чудо, это само по себе невозможно. Но всё, что невозможно человеку, как мы с вами знаем, возможно Богу. И Господь намеренно выбрал этого человека среди других людей, говоря нам этим самым, что Бог видит не толпу перед Собой, а видит каждого человека конкретно, лично, и выбирает в этой толпе того, чьё сердце открыто для встречи с Ним.

Ученики спрашивают Христа: «Господи, почему это случилось с ним, почему он слеп от рождения? Если это какое-то наказание, то за какие тогда грехи он страдает? Ведь он от рождения слеп. Может, он за грехи своих родителей несёт какое-то наказание?» А Господь им отвечает: «Ни он не согрешил, ни родители его, но это всё случилось, да явится на нём сила Божия».

Вот этот ответ Христа для нас тоже важен. Всё, что происходит с нами в жизни, мы тоже должны помнить, как Спаситель сказал: «Всё это случилось с ним, да явится на нем сила Божия». То есть ничего не происходит без воли Божией. Как это иногда ни парадоксально, как это ни больно, ни горько, но Господь попускает тому или иному случиться в нашей жизни, чтобы явилась именно сила Божия. А сила Божия в правде, а правда Божия заключается в том, что если человек живет в истине, соблюдает заповеди Божьи, живет с Богом, то, как сказано в Священном Писании, пророк Давид ещё когда-то говорил: «Вот я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным, а детей его просящими хлеба». Значит, если что-то случилось, и попустил Господь этому случиться, всегда человек должен искать причину в самом себе, отматывая как бы свою жизнь назад, измеряя, анализируя свои поступки, свои действия, свои мысли, желания, не ища виноватых, а пытаясь вернуться на пути спасения, вернуться к Отцу своему Небесному, который ждёт этого и попускает случиться тому или иному именно с этой целью: вразумить человека, встряхнуть как бы его, чтобы он опомнился и сам себе сказал – что-то не так в моей жизни, что-то не так я делаю, не так живу. Проанализировав это, вернуться, исправить всё, искренне покаяться в том, что было когда-то сделано не так, и тогда жизнь с этого момента начнёт развиваться по-другому, как бы с чистого листа, уже без того губительного влияния, которое оказывал грех на обстоятельства жизни человека.

Как сегодня изворачивалась ложь! Мы слышали евангельское чтение, длинный отрывок. В основном он состоит из диалога, беседы законоучителей иудейских, фарисеев с исцелённым, бывшим уже слепцом-нищим, безграмотным человеком. Но вся их ученость, вся их образованность была основана на гордыне, на лицемерии, на ощущении того, что они выше всех остальных, и их никто учить не смеет, они были уверены, что несут или хранят истину в себе. И когда фарисеи увидели, что на их глазах совершилось невероятное чудо, а  закон здесь абсолютно не играет никакой роли, вся их логическая система построения ценностей рухнула. Потому что в основе этой системы не было главного, краеугольного камня – любви. И они не могли найти себе опоры и ответа, именно основываясь на своих представлениях об истине, давно потеряв её. Как Господь их обличал многократно: «Слепые вожди слепых. Вы сами потеряли ключи разумения и другим мешаете найти их, найти истину».

И вот эти фарисеи пытались убедить себя, что никакого чуда не было, что нарушитель субботнего покоя не может быть от Бога. Не укладывалось у них это в голове, и они пытались оклеветать Спасителя, пытались убедить и этого слепца, что никакого чуда не случилось, Человек, который очи тебе открыл, грешник на самом деле, потому что Он субботний покой не хранит, заповедь нарушил. Что ответил этот простой неграмотный человек, которого они и за человека-то не считали, презирали? Они спрашивают его, уже запутавшись в своих этих измышлениях, не зная, что и думать, и сказать, они спрашивают этого слепца: «Ты что скажешь о Нем, Кто тебе очи отверз?» И он так просто говорит, всего два слова: «Это пророк». Это же очевидно. Да и должно было быть очевидным для всех. «Нет, он же субботу не хранил – какой же он пророк? Он грешник», - они ему говорят. И опять он их обличает простыми словами, но против которых любая ложь бессильна, он говорит им в ответ: «Я не знаю, грешник он или нет, я одно знаю: я был слеп, а теперь вижу».

И опять им нечего сказать, и опять это чудо и вот эта истина, простые такие слова, ведь безлукавные слова, искренние, от сердца сказанные, обезоружили этих ученых грешников, этих слепцов духовных, и они вновь начинают искать какие-то поводы для обличения и опять начинают его спрашивать, - как это случилось с тобой, как Он отверз тебе твои очи, как ты стал видеть?» И тогда этот бывший уже слепец с иронией говорит этим фарисеям, вождям народа иудейского: «Я уже вам всё сказал, и вы меня не слышите. Что вы ещё хотите от меня услышать? – говорит он. – Может быть, и вы хотите стать Его учениками»?

А фарисеи в ответ говорят слепцу: «Это ты Его ученик». Как это высоко звучит! Они-то хотели унизить его этими словами, называя его учеником грешника, который заповедь не хранит, но на самом деле этим определением они себя поставили ниже слепца. Они говорят: «Мы ученики Моисея, а ты Его ученик», то есть ты ученик Христа. А «мы ученики Моисея. Мы знаем, что с Моисеем разговаривал Бог, а Этого не знаем, откуда Он».

И последняя фраза исцеленного подводит итог всей беседе, по сути, богословскому спору, обезоруживая этих грамотных лжецов и лицемеров, и ставит точку в борьбе лжи с истиной: «Это и удивительно, - говорит им слепец, - что вы не знаете, откуда Он, а между тем, Он отверз мне очи. От века не слыхано, - продолжает он, - чтобы кто отверз очи слепому от рождения. Знаю, что грешников Бог не послушает, но послушает только тех, кто чтит Бога и исполняет Его заповеди. Так что, - завершает он свою мысль, - если бы Он был бы не от Бога, не смог бы сделать ничего». Вот и всё. И не надо никакой учености, не надо никакой образованности, надо иметь просто чистое, искреннее сердце, смотреть правде в глаза, без лукавства, без двуличия, без самооправдания. Не был бы от Бога, ничего бы не смог сделать. Всё просто.

Вот так истина всегда преодолевает сопротивление лжи. Самое главное иметь при этом мужество, которое имел этот человек. Ведь он кто был такой? Его с улицы привели, на обочине дороги сидел милостыню просил. Перед ним цвет нации, перед ним элита, перед ним вожди его народа, которые обличают его, которые убеждают его в своей правоте, а он противостоит им. Причем как противостоит? Это же, действительно, была пламенная речь ученика Христова! Он защищал Христа, он проповедовал, по сути Христа перед ними открыто. И для нас это тоже пример. Когда будет нам кто-то говорить что-то против веры нашей, против Господа нашего, мы так же должны, как этот слепец, мужественно сказать, как он сказал: «Я одно знаю: я был слеп, а теперь вижу! Вы можете мне всё, что угодно говорить о вашем представлении о Боге, есть Бог или нет, зачем эта Церковь нужна, зачем в неё ходить, зачем эти заповеди соблюдать и прочее, но я одно знаю: я был слеп, а теперь вижу! Господь отверз мои очи, которые были слепы, которые были замазаны грязью греховной нераскаянной жизни».

Господь ведь что сделал? Он взял в руки с дороги немного земли, плюнул на землю, и из этого плюновения, из пыли, из персти земной сделал брение, как говорит Евангелие, и взял этой грязью помазал глаза больному и сказал: «Иди умойся в купели Силоам», которая переводится на русский язык «послан». Он пошел умылся и вернулся зрячим. Для нас такой купелью была купель крещения, потом омывать наши грехи мы можем своими слезами в покаянии, а Спаситель омоет наши души благодатью Своей в таинстве Святого Причастия, и мы вновь станем зрячими, вновь увидим Свет Истинный. И мы сможем вместе со слепцом сказать в ответ вопрошающим нас о вере нашей: «Я был слеп, но вижу теперь смысл жизни. Я вижу, как Господь меня любит, я вижу путь, по которому мне нужно пройти эту земную жизнь, чтобы достичь желанного бессмертия, желанного наследия того счастливого мира, прекрасного, великого мира, который создан для меня, там, где нет уже ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

Дай Бог, братья и сестры, чтобы и у наших с вами родных и близких, среди которых тоже немало таких же духовно слепых, о которых сегодня тоже была речь в евангельском чтении, открылись наконец, очи их сердца, чтобы они увидели себя, увидели, что увидел слепец, когда открылись у него очи – он увидел Христа, смотрящего на него с любовью. Вот так, чтобы и у наших родных и близких это случилось, чтобы эта встреча произошла с Господом, так же чтобы они, как этот прозревший слепец, воскликнули, поклонившись Господу: «Верую, Господи!» Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla