Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Ибо Сын человеческий пришел взыскати и спасти погибшее».

Сегодняшний день, братья и сестры, Неделя о Закхее. Это первое нам с вами напоминание о приближающемся Великом посте. Подготовка к Великому посту начинается как раз с памяти об обращении этого человека ко Господу.

О чем нам с вами говорит Великий пост, его смысл мы хорошо знаем. И все подготовительные недели к этому периоду раскрывают различные стороны самого главного постового делания: сердечного покаяния в своих грехах, исправления своей жизни, поскольку покаяние, как вы знаете, переводится с греческого языка как «перемена» или «изменение» (греч. метанойя). Покаяться – значит, перестать быть тем, кем ты был до того, измениться.

Повествует нам Евангелие как Господь наш Спаситель пришел в город Иерихон и шел по одной из его улиц. И жил в этом городе некто Закхей, который был начальник мытарей, старший среди людей, собиравших налоги и пошлины со своих единоплеменников в пользу Римской империи, в рабстве у которой тогда находилась Иудея. Этот Закхей был очень невысокого роста и поэтому не мог пробиться сквозь толпу людей, которая стояла по обеим сторонам дороги, ожидая Спасителя мира. Они воспринимали Его тогда как великого чудотворца, как пророка, а кто-то уже понимал и считал, что это Мессия, Сын Божий. Много о Нем говорили в народе.

И вот Закхей, понимая, что ему не пробиться сквозь эту толпу, но имея горячее желание при этом во что бы то ни стало увидеть Иисуса из Назарета, предпринимает неслыханное дело, совершает неожиданный поступок. Он уже человек в возрасте, занимающий почтенное положение в обществе, известный в городе, поскольку начальник службы мытарей. Но он, презрев возможные насмешки в свой адрес, понимая, что он совершает нечто неподобающее его положению и возрасту, лезет на дерево – на смоковницу (как её ещё называют – сикамору), которая росла при дороге. Забирается на это дерево так, чтобы сверху можно было увидеть всё. Самое главное его желание – увидеть Иисуса. Спаситель, проходя мимо, останавливается, обращает Свой взор на Закхея, и говорит ему: «Закхей, слезай быстрее с дерева, мне нужно сегодня быть у тебя в доме». И Закхей спешно спрыгивает с этого дерева и бежит домой, готовит встречу для дорогого Гостя.

Позже, уже когда Спаситель приходит к нему в дом, возлежит с ним за трапезой, народ возмущается, потому что Он ко грешнику вошел в дом. Пророк, Мессия, чудотворец… Непонятно это было людям. Как же так? Но Закхей, весь в преизбытке благодарности и радости оттого, что сумел принять в свой дом такого дорого Гостя, встает и произносит: «Господи, половину своего имения я отдам нищим, а если кого чем обидел, возвращу вчетверо». И Господь тут же отвечает ему. Его слова обращены, прежде всего, даже не к Закхею, а к тем людям, которые, глядя на Спасителя, на то, что Он зашел на трапезу к этому грешнику, осуждали Его или роптали в своем сердце, и Сын Божий говорит: «Ныне пришло спасение дому сему». И, указывая на Закхея, добавляет: «Ибо и он сын Авраама». То есть, и он имеет право как сын Авраама на спасение, объясняя этими словами людям, что нет такого греха, который Господь бы не простил. Главное, сердечное искреннее покаяние. И заканчивает Свою мысль словами: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Пришел взыскать, то есть найти (взыскать) и спасти уже погибшее. Вот этот Закхей и был тем самым погибшим.

Кто такие мытари, братья и сестры? Для нас с вами сейчас это имя нарицательное, как и слово «фарисей». Для нас «фарисей» - это что-то плохое, лицемерное, двуличное, корыстолюбивое. Всегда, когда говорим «фарисей», подразумеваем это. А «мытарь» в нашем с вами понимании, это нечто хорошее, смиренное, пусть грешное, но покаянное. Потому что мы с вами знаем одну такую историю, когда мытарь, по сути, грешник, презираемый людьми, становится выше, чем фарисей – в чистоте своего покаяния, в искренности своих чувств к Богу.

Помните, притчу о мытаре и фарисее, которую Господь говорил? Зашли двое в храм помолиться. Фарисей встал впереди, кичился перед всеми своим положением, и горделиво обращаясь к Богу, начал молиться: «Господи, благодарю Тебя». Какие это действительно хорошие слова – «Господи, благодарю Тебя», за многое можно и нужно Бога благодарить. Но дальше видим, что имел ввиду этот человек, когда благодарил Бога: «За то, что Ты сотворил меня не таким, как все прочие грешники, или как хотя бы вот этот мытарь». Так говорит фарисей в сердце своем, тут же кичась и превозносясь своим положением. И далее перечисляет свои мнимые заслуги перед Богом: «пощусь два раза в неделю, десятину даю от всего, что имею» и прочее и прочее. Господь, обличая его, говорит, что мытарь, который стоял в притворе, даже зайти не мог в храм по стыду своему, сокрушаясь о своих грехах, только бил себя кулаком в грудь, не поднимая головы к небу, говорил одну фразу: «Боже, милостив буди мне грешному», и всё, и после этих слов мытаря Господь говорит, что он вышел из храма более оправданным, чем фарисей, потому что в этих словах его – «Боже, милостив буди мне грешному», - заключены вся вера, весь смысл обращения души человеческой к своему Создателю.

И впоследствии мы знаем другую молитву, но на основе этой самой молитвы грешника-мытаря, которую оставила для нас с вами Церковь – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешнаго». Суть одна и та же. Небольшое изменение – обращение уже к Спасителю мира.

Так вот, для нас с вами мытарь – это нечто, достойное подражания, а фарисей наоборот. Но ведь в то время, когда происходили эти евангельские события, всё было совсем не так.

Фарисеи были действительно уважаемыми людьми. Это были богословы, люди, которые посвятили свою жизнь изучению Закона, которые сами этот Закон соблюдали, толковали его и учили народ. И действительно многие из них были достойными законоучителями. И апостол Павел, которого мы чтим как первоверховного апостола, он ведь тоже был фарисеем, и он об этом сам многократно говорил: «я фарисей, сын фарисея». Гамалиил, учитель его, известный, всеми уважаемый законоучитель в Израиле, впоследствии тоже принявший христианство. Праведные Никодим, Иосиф Аримафейский – это всё были фарисеи, люди из этого класса. И поэтому говорить о том, что фарисей – что-то обязательно плохое, это неправильно. Но были, конечно, среди них такие люди, которых Господь обличал и которые предали Его потом Пилату на казнь. Но в представлении еврейского народа фарисей - это было нечто достойное уважения.

А вот мытарь наоборот, мытарь – это самое презренное, что только можно было представить. Мытари – это были люди, которых евреи считали предателями своего народа и своей веры, потому что те служили покорителям Иудеи, Римскому государству. А перед тем, как принять эту должность, заступить на должность мытаря, мытарь должен был соблюсти все законы Рима, в том числе принести жертвы идольские, вознести жертву самому императору как обожествленному существу. То есть, эти люди были отверженными, а иудеи и боялись, и презирали их.

Так вот этот Закхей не просто был мытарь, он был начальником мытарей. Он всеми мытарями ещё и управлял, начальствовал, и был богат, как говорит апостол Лука. За счет чего они богатство своё собирали? За счет того, что со своих же единоплеменников взимали не только то, что требовала римская власть, но брали больше, излишки оставляя себе, воровали, грабили свой же собственный народ. А сопротивляться им, не платить было нельзя, иначе обвинят в бунте против императора. Поэтому когда говорили в то время «мытарь», это было равносильно – самый скверный худой человек. И вот в сердце этого грешника, отверженного собственным народом, который грабил своих же единоплеменников, возглавлял эту шайку разбойников - мытарей, зарождается искра веры. Недаром ведь Господь потом назвал Закхея сыном Авраама. Неужели Христос не увидел бы Закхея, когда проходил мимо, если бы Закхей не залез на дерево, а просто стоял бы в толпе? Конечно бы, увидел. Но в этом движении Закхея был весь порыв его души, было его искреннее горячее желание изменить свою жизнь. Он, может быть, этого тогда и не понимал ещё и не осознавал всю глубину своих чувств. Он неосознанно это сделал, он же не планировал лезть на дерево: он просто слышал, что идёт Иисус из Назарета, идет великий пророк, чудотворец, целитель. Возможно, это Мессия – он уже, наверняка, слышал об этом, ведь это был последний год служения на земле Христа, уже множество чудес было Им совершено. Уже многие и многие воспринимали Его именно как Мессию. И противоречивые чувства, наверняка, раздирали сердце Закхея, потому что он понимал, если это Мессия, значит, скоро наступит Царство Израиля, значит, скоро наступит благоденствие для израильского народа, и народ этот, выйдя из рабства, из-под ига Римского государства, что он сделает со своими врагами, со своими предателями, в числе которых он был первый? Конечно же, будет жестокая месть.

Он прекрасно понимал, что будет, если это Мессия. Конец всему его благоденственному существованию, достатку, положению и прочее и прочее. Конец спокойной и сытой жизни. И если логично рассуждать, если бы он был таким, каким все его считали, он был, наверное, не пошел бы на Иисуса смотреть – зачем? Тем более, залезать на дерево. Он бы, наоборот, постарался спрятаться где-то. Но им двигало совсем другое, то, что наш Спаситель оценил. Он ведь не просто на Закхея посмотрел, на дереве увидев, Он его сердце увидел и сказал ему эти слова: что ты там на дереве сидишь, слезай быстрей, Я к тебе сегодня домой приду. Вот на этот порыв сердца Закхея такой неожиданный и утешительный ответ Господа.

Значит, в Закхее желание изменить свою жизнь, глубокое внутреннее несогласие с тем, как он жил раньше, всё-таки пересилили и страх, и возможное осмеяние толпы.

Скорее всего, он жил так по инерции, как и многие другие, зная, что это, действительно, доходное место, легко можно разбогатеть, особенно никаких усилий при этом не прилагая, добившись какого-то положения, достатка своей семье. Да, он это всё понимал, принимал и говорил, наверное, себе: ну, ведь и другие так живут, чем я хуже? Знакомые слова? Как часто мы это и сейчас слышим и сами говорим, где-то потакаем греху, успокаивая себя: ну, ведь и другие так же живут, чем я хуже, почему мне нельзя? Закхей жил так и успокаивал себя этим, но внутренне он с этим был всё-таки не согласен. Он хотел измениться, хотел изменить свою жизнь – вот, что им двигало, когда он на дерево полез.

И Господь, прочитав это в сердце Закхея, пришел, и не просто к нему в дом – Он вошел в его жизнь, Он в сердце его вошел. Предание говорит нам о том, что Закхей после обращения своего, действительно, не просто исполнил то, что обещал. Половину раздал нищим, а кого обидел неправедно, возвратил вчетверо. Вчетверо возвращали воры по закону Моисееву: если человека обличали в воровстве, он был обязан вернуть не просто то, что он награбил, но в четыре раза больше. Это был закон, и Закхей, зная этот закон, сам себя обличил и это озвучил, признался в том, что он, действительно, занимался воровством, неправедным приобретением. То есть покаялся, во всеуслышание перед всеми! Ведь все слышали его, когда он это говорил. Он не один на один Христу тихонечко на ухо это сказал, он сказал это вслух всех. И вернул вчетверо тем, кого обидел, у кого взял что неправедно: ходил по домам, говорит предание, и раздавал всё, что награбил.

Но мало того: он, приняв святое крещение, по преданию вместе с апостолом Петром путешествовал впоследствии в Рим, проповедуя Христа воскресшего. Святитель Климент, Римский епископ, пишет в своих воспоминаниях, в своих исторических очерках, что Закхей в Риме проповедовал Христа, и был там же Нероном, императором-гонителем христиан, казнен. Значит, действительно, Христос не просто к нему в дом вошел, но и в саму жизнь, превратив презираемого всеми грешника в проповедника благодати, удостоив Закхея мученического венца.

О чем нам, братья и сестры, эта история о Закхее говорит? Желание перемен в нашем сердце должно быть таким искренним и сильным, чтобы Господь обратил на нас Свое Божественное спасительное внимание. Мы должны искренне стремиться изменить себя, свою жизнь, как вот этот Закхей, преодолевая всё – насмешки общества, возможное непонимание со стороны окружающих нас людей. Весь этот мир во многом нас не понимает, нашу с вами жизнь, потому что считается глупо не взять то, что плохо лежит, когда никто не видит. Для многих дико: как это можно, рискуя собственной жизнью, или временем, или деньгами, спешить кому-то на помощь? Почему нужно всегда говорить правду? То, к чему нас Господь призывает, как жить, и как жили всегда христиане – современному миру это во многом непонятно и он не принимает это. Мир пытается заставить нас «жить как все», чтобы мы эту самую толерантность, как сейчас модно говорить, применяли бы и к своим христианским принципам, закрывали бы глаза на правду Божию в угоду этому обществу, и когда беззаконие вокруг творится, проявляли бы эту самую толерантность, эту «терпимость».

Но Бог поругаем не бывает, и правда Божия не бывает двусмысленной. Если какой-то поступок или явление были мерзостью перед очами Божиими тысячу лет назад, они - та же мерзость и сегодня, как бы и что бы ни говорил об этом сегодня окружающий нас мир. Наша с вами задача, как и Закхей, презреть это всё, помнить и стремиться к одному - тому, что заповедовал Господь. Вот Кто для нас путеводный Маяк. Если с этим Светом будем идти по жизни, не преткнёмся никогда. Если будем, действительно, так стремиться изменить свою жизнь, как стремился Закхей. Покаяние его было действенное, ведь он же не просто сказал: «Господи, прости меня за всё», а он сказал это, чтобы сделать впоследствии, чтобы исправить грешную свою жизнь. Исправить именно, то есть покаяться на деле. «Половину раздам, - говорит, - нищим, а то, что украл, то, что неправедно приобрёл, вчетверо всем верну».

Вот и для нас это тоже должно быть примером, именно, покаяния действенного, настоящего. Согрешил в чём-то и сам это чувствуешь, что согрешил, и этот грех никак не совместим с понятием христианин, не просто покайся на словах, но все силы души своей положи к тому, чтобы этот грех больше не повторился в твоей жизни. И так же можно поступить по принципу Закхея: украл, верни вчетверо. Не знаешь, кому вернуть, принеси в церковное хранилище, пожертвуй храму, пожертвуй Богу, или пожертвуй тому человеку, который нуждается. Возьми это, то, что неправедно когда-то приобрел, и ему пожертвуй, и вернёшь то, что взял. И можно по такому принципу всю свою жизнь выстроить, и тогда покаяние у нас, действительно, будет настоящим. Вот это и будет изменением нашей жизни.

Изменился Закхей – Господь к нему пришел в дом. Изменимся мы с вами, вот таким образом будем размышлять, контролировать свои чувства, свои мысли, будем к исповеди готовиться серьёзно, вспоминая свои греховные поступки, не просто на словах признавая неправоту, а борясь со своими грехами, - это всё тоже будет действенное покаяние, как у Закхея. Тогда Господь и с нами будет. Самому себе сказать: умру, но не буду больше этого делать, все силы своей души приложу, никакого компромисса к этому греху больше, никакого самооправдания я себе не позволю! Часто ведь как бывает, хочется избавиться от какого-то греха, и на исповеди, вроде бы, стоит человек и кается в этом грехе, но тут же сам себе говорит, подсознательно, может быть, даже: ну, ведь все мы грешники, все же мы слабые, а вдруг ещё когда-нибудь согрешу? Ну, если согрешу, опять пойду покаюсь – Господь милостив, снова простит. Вот если мы с таким чувством на исповеди стоим, это уже не исповедь, потому что уже сейчас, на исповеди компромисс с грехом пытаемся найти, заранее со своей совестью договориться… Конечно, мы можем впоследствии упасть, конечно, мы грешники, и никто не может гарантировать нам, что после первой или даже десятой исповеди об одном и том же грехе он уйдёт навсегда. Нет. Но когда мы стоим на исповеди, об этом думать мы не должны себе позволять. У нас с вами должно быть настроение решительное бороться. Упадём мы или нет – мы об этом не знаем. Может быть, и не упадём, а сами уже заранее испугались и уже себе позволяем такие мысли. Воин, который держит в руке меч неуверенно, с трясущимися руками идущий в бой, уже не выйдет из этого боя.

Мы с вами идем в бой, когда в грехах каемся, мы бросаем вызов дьяволу в этот момент. Мы каемся в своих грехах и говорим Господу: Господи, я больше не буду этого делать, во всяком случае, постараюсь, чтобы этого больше не было в моей жизни. А что это, как не вызов? И дьявол, конечно, этот вызов примет и будет бороться с нами, будет. Но если мы будем мужественно стоять на своём, в правде Божией, и призывать Имя Божие на помощь, этот грех будет всё реже и реже к нам приходить. И постепенно совсем нас оставит. Да, возможно, другие какие-то грехи приступят – дьявол не успокоится никогда, будет не с одной стороны, так с другой приступать. Увидел крепость, будет искать где-то брешь, лазеечку, дверь приоткрытую, чтобы пробиться, проскользнуть, как змея, в сердце наше. Но мужество, решимость в борьбе с грехом должна присутствовать в сердце человека. Христианин – это воин, запомним, братья и сестры.

Закхей из своего обычного, благополучного, безбедного сытого существования превратился потом в проповедника, в мученика Христова. Решимость в борьбе с грехом – вот к чему призывает нас сегодня с вами Церковь на первой ступени ещё пока приближающегося к нам Великого строгого поста, проповедника истинного покаяния. Будем брать пример с Закхея, в его искренности и непосредственности, в его горячности, в неуклонной решимости изменить свою жизнь и будем следовать этому примеру. Нет у нас сил для этого? Но у нас все средства для этого есть: и храмы Божии, и таинства церковные, и молитва есть. И будем самому Закхею молиться с просьбой о помощи.

Он прошел этот путь, знает, как преодолеть  все эти преграды на пути к спасению. Будем с такой же решимостью искать Господа в своей жизни, как и Закхей, ведь он знал, где Господь пройдёт и пошел в то самое место, где бы мог встретиться с Ним, и не просто пошел, но сделал даже невозможное для других ради этой встречи. Будем так же искать этой встречи с Христом, и она обязательно произойдёт. Так же и нам Господь скажет, как Закхею: «Мне надо у тебя сегодня быть в доме, в сердце, в жизни твоей». Аминь.

После литургии, прощаясь с прихожанами, отец Игорь сказал несколько слов об отмечаемой Церковью памяти «Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской».

«Сегодня Церковь также отмечает память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они нам с вами должны быть ближе и роднее даже, чем великие и на весь мир известные святые, потому что это наши соотечественники, родные нам люди, наши современники, которые жили совсем недавно в нашей стране, находившейся тогда под игом безбожной власти. Страшное время было, действительно, ужасное, когда просто за исповедание веры человека не просто могли лишить всех званий, сословий, имущества, но и самой жизни. И вот, сонм этот великий, не просто тысячи, а сотни тысяч, миллионы наших с вами единоверцев, наших с вами соотечественников показали на деле, что есть вера христианская.

Может быть, они жили как обычные люди, ничем особенным не выделяясь среди прочих до того самого момента, когда наступило время, как говорят, «час икс», когда тебе нужно определиться: кто ты? Я вам рассказывал уже пример, когда в концлагере расстреливали за веру более шестисот священнослужителей и церковнослужителей. Выкопали длинный ров, поставили на колени всех лицом к этому рву, сзади шел чекист с револьвером в руке, приставлял к затылку ствол, взводил курок и задавал один вопрос, который решал всю твою дальнейшую судьбу: «В Бога веришь?» Человек говорил «верю», звучал выстрел, тело падало в ров. К следующему подходил, и вот так вот шестьсот с лишним человек, и ни один не сказал «не верю»!

Вера, она проявляется в таких вот моментах, когда нужно самому себе сказать, кто ты есть. Мы с вами сейчас живем в другое время, слава Богу. Никто ко рву не ставит на колени, к затылку револьвера не приставляет, но каждый день нам этот вопрос задается: «В Бога веришь или нет?». Каждый день. Мы с утра до вечера должны в голове ответ держать, кто мы. Если мы верим в Бога, значит, наша с вами жизнь, поступки, слова должны нашу веру исповедовать. И внутри себя мы с вами должны это говорить, и вслух. И вокруг нас люди должны это видеть, что мы верим в Бога. Не просто на словах сказать, что я верующий христианин, а поступками своими, словами, действиями веру свою показывать. Вот это и будет тоже христианский подвиг.   

У нас с вами этот вопрос должен звучать в сердце каждый момент нашей жизни. Бывает так, что человек не выдерживает ежедневной борьбы и идёт на какие-то компромиссы с грехом, забывая или отодвигая на время мысль, что он христианин. Как бы говорит в себе: да, я верю в Бога, но вот сейчас себе немножечко позволю что-то греховное, а потом опять буду верить в Бога.

Но ведь если ты позволяешь себе «немножечко» грешить в обычных обстоятельствах жизни, то как сможешь устоять в правде Божией, когда жизнь поставит тебя к «стенке»? Поставит перед окончательным выбором? Поэтому для нас с вами этот подвиг должен продолжаться. Уступать нельзя. Возможно ли это?

Господь может всё. Что человеку невозможно, возможно Богу. Вот и будем с вами, когда уныние наступает, когда опускаются руки и понимаешь, как это непросто, вспоминать о подвиге наших соотечественников, новомучеников и исповедников российских и просить у них помощи. «Благодать Божия вспомоществует, немощная врачует и оскудевающая восполняет». Господь благодатью Своей восполнит и наши скудные силы, укрепит нашу веру и будет Сам всегда рядом в нашем земном странствовании на пути к Царствию Небесному!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla