Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Эти слова из заповеди блаженств, братья и сестры, мы с вами воспеваем за каждой божественной литургией, утверждая тем самым мысль, что Бога человек может увидеть, прежде всего, не физическим зрением, не глазами тела, а очами веры.

«Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога». Бога можно увидеть очами своей души, сердцем. И святые отцы учат нас тому, что пока мы с вами живем в этом земном мире, мы призваны приучить себя пользоваться этим духовным зрением, глазами своей души, размышлять об этом, если можно так выразиться, тренировать свое духовное зрение. А для этого нужно почаще задумываться о вещах духовных, не о земном, а о небесном размышлять, читая жития святых, поучения святых отцов, Евангелие читая, – слово Господа нашего, Его поучения, Его назидания, Его чудеса, размышлять об этом. Это и есть научиться пользоваться зрением духовным.

Вот сегодня мы с вами слышали воскресное евангельское чтение об исцелении Господом нашим слепца иерихонского по имени Вартимей. Этот человек, судя по слышанному евангельскому отрывку, был единственный из всей людской толпы «зрячих», который сумел увидеть Христа. Сердцем своим он увидел. Вартимей сидел у обочины дороги у входа в город, куда его приводили, и просил милостыню. И люди, проходящие мимо него, оказались духовно слепыми. Они не поняли, не узнали, не увидели Того, Кто пришел их спасать, кого они так долго и напряженно ждали – Сына Божия.

Сидит этот слепец у дороги, просит милостыню в пыли, слышит шум приближающейся толпы, возбужденные голоса, и в удивлении спрашивает, что происходит? Ему говорят: идет Иисус из Назарета. И слепец кричит, так, чтобы его было слышно сквозь всю эту толпу: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня! Мы слышим в словах этого слепца исповедание веры, потому что Сыном Давидовым принято было называть Мессию, Которого евреи тогда ожидали. Все знали, что Он произойдет из рода Давидова, согласно пророчеств. «Иисусе, Сыне Давидов», - кричит слепец. Значит, исповедует Его Мессией. А затем обращается к Нему, как к Богу, и говорит Ему: «помилуй меня». Когда мы с вами молимся дома или в церкви, мы к Кому эти слова обращаем, когда говорим «помилуй нас»? Мы говорим: «Господи, помилуй, будь милостив к нам, грешным». Это обращение к Богу. «Помилуй меня, Господи». Вот этот слепец и призывает милость Божию на себя и именует Иисуса Сыном Давидовым. Во всеуслышание заявляет о том, что перед ним Царь миров, Мессия, Сын Божий. Это вопль сердца верующего человека, поверившего.

Те, кто шел впереди Иисуса, препятствуют этому слепцу кричать, говорят ему, чтобы он замолчал. Но он ешё громче начинает кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» Настойчивее, и настойчивее – так, чтобы его услышали! Вот урок тоже нам с вами.

 

Все препятствия, которые были перед этим человеком: низкое положение его (нищий, слепой, сидит в пыли у обочины, не может свободно подойти), бессилие, с одной стороны, а с другой стороны, горячая вера и неустанная настойчивая молитва («помилуй меня, Господи») от сердца, и все препятствия рассеиваются, Христос останавливается, останавливается вся эта процессия. Мог бы мимо пройти, но Христос услышал, что человек просит сердцем. Остановился и повелел, чтобы слепца подвели к Нему. Подводят слепца к Иисусу, и Он спрашивает его: чего ты хочешь от Меня?

Вот если бы так нам Господь сказал и спросил бы: «чего ты от Меня хочешь, Я исполню»? Обратил бы на тебя внимание, остановился бы, подозвал к Себе и спросил: «Чего ты от Меня хочешь?»

Что можно было бы у Бога попросить? Как много можно было бы у Бога попросить! Но слепец этот, как мы видим с вами, просит одно: одно, но самое для него желанное, самое важное для его жизни, для его спасения - это мечта всей его жизни, это, действительно, вопль его сердца – дай мне прозреть! То есть дай мне видеть, исцели мою слепоту.

Какие глубокие это слова! Исцелить физическую слепоту для Бога ничего не стоит, как мы с вами и видим впоследствии в этом Евангелии. Господь ему просто говорит: прозри, хочешь прозреть – прозри. Но объясняет почему: вера твоя тебя спасла. То есть очи твоего сердца были открыты, ты уже видишь, ты Меня уже увидел, и поэтому Я открою тебе твои физические очи. И этот слепец мгновенно прозревает и идёт дальше за Христом, как слышим мы от евангелиста Луки, славя Бога.

Для Бога ничего не стоит совершить любое чудо в исцелении физических немощей человека. Но как трудно и даже, может быть, невозможно Богу, как бы это странно ни звучало, открыть очи душевные, исцелить духовную слепоту – человек сам должен попросить и сказать: «Господи, да прозрю!» Хочу, открой мои очи веры! Потому что Бог никогда не посягает на свободу человека. Конечно, Бог всемогущ, Он может всё, но Он не хочет нарушить нашу свободу, потому что Он изначально нам эту свободу подарил и ценит её. Мы с вами по образу Божию созданы, у нас всегда есть право выбора, мы всегда сами решаем, как нам поступить. Господь это наше священное право чтит и не посягает на него.

«Господи, да прозрю!», - вот здесь, пожалуй, ключевая фраза этого евангельского отрывка. Какие глубокие слова, как бы нам с вами научиться эти слова от сердца произносить, так, чтобы мы с вами, действительно, прозрели. Физическое зрение в духовном плане маловажно, здесь главное, чтобы сердце было зрячим, чтобы мы умели видеть во всем, что происходит в нашей жизни, во всех наших днях, видеть Христа.

Все события, которые в нашей жизни происходят, не происходят просто так, нет случайностей в этом мире, всё происходит по воле Божьей так или иначе. Понимаем ли мы это, принимаем ли сейчас, или противится всё в нас, и мы говорим: ну почему Бог так поступил, почему Он позволил этому случиться? Мы потом это поймём. Кто-то сразу понимает, кто-то через исповедь, покаяние, размышления приходит к осознанию того, что всё закономерно, всё случилось так, как должно было случиться. Кто-то с годами только приходит к этому размышлению.

«Господи, да прозрю, открой мои очи, чтобы я видел, чтобы я во всём видел Тебя, чтобы я, видя Тебя, стремился следовать за Тобой». Что увидел слепец, исцеленный Христом? Господь ему подарил это счастье, Он стоял рядом и смотрел на этого человека в тот момент, когда тот просил помощи, и говорит: «прозри». Слепец открывает свои очи и видит Кого? Он видит перед собой Христа, который смотрит на него с любовью. Вот нам бы так во всём: открывая свои духовные очи, первое, что мы должны увидеть, это Спаситель. А мы часто видим всё, что угодно: обстоятельства жизни, каких-то людей виновных в том, что с нами происходит, всё, что угодно, но только не Спасителя. Господи, да прозрю! Будем молить об этом Господа нашего, подобно этому слепцу, будем просить Его, чтобы очи нашего сердца были бы всегда открыты. Чтобы мы напряженно вглядывались бы вокруг себя и старались увидеть во всех обстоятельствах нашего жизненного пути Спасителя, который так же, как на этого слепца, и на нас смотрит с любовью, и ждёт того момента, когда мы прозреем. И тогда мы увидим Его любящий, ободряющий взор, и услышим эти слова, сказанные слепцу: «прозри, вера твоя спасла тебя». Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla