Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Яко всяк возносяй себе смирится, смиряяй же себе вознесется» (Лк.14.11). Такими словами, братья и сестры, заканчивается сегодня евангельское воскресное чтение – притча о мытаре и фарисее, рассказанная Господом нашим и Спасителем.

Неделя о мытаре и фарисее - это одна из подготовительных недель к приближающемуся Великому строгому посту. И все эти подготовительные недели раскрывают нам различные стороны постового христианского делания. Вот сегодня притча о мытаре и фарисее – разговор о молитве.

Молитва - это неотъемлемая часть духовной жизни христианина. Без молитвы она немыслима, каждый день у нас начинается с молитвы и заканчивается, перед каждым делом мы призываем Имя Божие на помощь, просим Его благословения, ходим по праздникам и воскресным дням в храм, тоже участвуя в молитве, совершаем молитву и личную, и общественную.

Но вот какая она, молитва, должна быть? Какую молитву Господь принимает, а какую отвергает? Мы ведь с вами слышали в Священном Писании такие слова: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное» (Мф.7:21). И в другом месте пророк говорит от Имени Бога о такой неугодной Ему молитве: «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13).

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь», - начал Господь притчу (Лк.18:10). Фарисей встал впереди всех на почётное место, так, чтобы его было всем видно, и, горделиво приосанясь, начал молиться в себе. Впереди всех – уже характеризует человека. Сейчас уже фарисей имя нарицательное: нам сразу представляется такое высокомерное, двуличное, лицемерное существо. Но в то время фарисеи были людьми уважаемыми, это были законоучители, богословы, посвятившие свою жизнь изучению Закона, исполняющие этот Закон, и учившие народ исполнять Закон Божий.

Фарисей искренне считал, что он по праву стоит впереди всех. Он сам себе это право присвоил. И начал он молится в себе. Действительно в себе, поскольку, как мы услышим дальше, и молитва-то его была к Богу о себе. «Боже! - начал он, - благодарю Тебя». И это, действительно правильные слова и мы с вами часто эти слова говорим тоже: Господи, благодарю Тебя! За многое можно Бога благодарить. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за всё». Это были последние слова его жизни земной, перед смертью он эти слова сказал, находясь в изгнании, умирая от голода и холода. Тем не менее, он искренне, от сердца благодарил Бога именно за всё.

А за что же благодарит Бога этот фарисей, стоящий впереди всего народа с горделиво поднятой головою? «Благодарю Тебя за то, что Ты создал меня не таким, как все эти люди, вокруг меня стоящие, прелюбодеи и грешницы, или как этот вот мытарь», - оглянувшись назад, презрительно посмотрев на этого мытаря, сказал фарисей. И объяснил затем, почему он не такой, как все, начал перечислять свои заслуги: «Пощусь два раза в неделю, - говорит он, - и десятую часть от всего того, что приобретаю, отдаю храму». Вот что он себе вменяет в праведность, как бы хвалится своими мнимыми заслугами, и молитва-то эта, по сути, обращена к самому себе. Он собою хвалится, он собою любуется: в храме Божием перед Всевышним имеет дерзость кичиться своей мнимой праведностью.

Из всех заповедей, которые Бог через пророка Своего Моисея оставил народу израильскому, фарисей выбрал две самые лёгкие: поститься два раза в неделю и десятину отдавать в храм. Вообще-то он эти заповеди тоже не исполнил, если вдуматься. Для чего заповеди были даны людям Богом? Не ради исполнения этих заповедей самих по себе. Все заповеди должны приводить человека в определенное состояние. Все эти заповеди служат для того, чтобы человек совершенствовался, становился бы лучше. И жертвуя в храм, и постясь, и прочие заповеди соблюдая, как Господь в Евангелии говорит, все заповеди сводятся к одному: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37-39). Этого мы не видим у фарисея. Он превозносится над другими людьми, он считает их ниже, хуже себя.

А как молился мытарь? Если фарисей встал впереди всех, то мытарь, как мы видим, стоит у самого входа в храм (сейчас мы это место называем притвор). Только войдя в церковь, он остановился, не смея пройти дальше. Почему так? Осознание собственного ничтожества, собственной низости, полнота грехов своих не пускают его идти дальше, совесть обличает его. И он стоит, глаза опустив в землю, не смея даже головы поднять к небу, ударяет себя рукою в грудь и произносит одну лишь фразу: «Боже, милостив буди мне грешному».

Во всем его положении, в тех словах, которые он говорит, звучит искреннее самоукорение, искреннее покаяние, осознание степени своего падения, своей греховности. Почему люди опускают глаза вниз? Чаще всего причиной этого действия является стыд. Человек, как мы знаем с вами, так устроен, что глаза являются зеркалом нашей души, нашего сердца. В глазах отражается внутреннее состояние человека: можно по глазам определить, что на сердце у него.

И вот если человек осознает степень своей греховности, раскаивается в этом, смиряет сам себя так, как смирял себя этот мытарь, он понимает, что из его глаз сквозит греховность, его глаза отражают ничтожество его души, он опускает глаза к земле – стыд заставляет его это делать. Почему именно в грудь бьёт себя мытарь? Грудь - это то место, где располагается наше сердце, а сердце является средоточием человеческой души. Вот он понимает, где у него болит, и он в то место себя и бьёт рукой, и говорит этим: «Господи, вот у меня где болит, вот где накопилось всё мое зло, вся моя грязь – прости меня, очисти и исцели!»

Одна фраза – «Господи, милостив буди мне, грешнику!», – а Господь, глядя на этого человека, говорит своим ученикам: «Истинно говорю вам, что мытарь пошел в дом свой более оправданным, чем фарисей». Он и фарисея не осудил, поскольку фарисей хоть как-то, но всё же пытается исполнять Закон. Не осудил, но и не наградил. А мытаря Он похвалил, а это и есть награда, и мытарь ушел в свой дом более оправданным, то есть, очищенным от грехов своих. Именно за свое смирение и осознание своей греховности.

Что для нас храм, братья и сестры? Как мы воспринимаем его? Это место, куда мы приходим просто помолиться? Или, как говорят отцы Церкви нашей, храм – это Божественная лечебница, где пребывает Небесный Врач, готовый прийти к нам на помощь? Который участливо подходит к каждому и спрашивает: «Где у тебя болит? Что у тебя болит? Давай, Я тебя вылечу». Когда мы с вами приходим в обычную больницу, мы ведь не рассказываем врачам о своем здоровье, мы говорим им о своих болезнях. И если мы не будем им говорить о своих болезнях, смогут ли они нас вылечить? Почему же многие, приходя в Церковь, рассказывают Богу не о своих греховных язвах, не о своих болезнях, а о своих мнимых каких-то «достоинствах», «заслугах» перед Богом. Это и есть фарисейство, лукавство души нашей. Многие могут себя узнать в этом фарисее, хотя, казалось бы, первый раз когда читаешь об этом в Евангелии, соглашаешься с тем, что да – фарисей неправильно поступил, вот мытарь – тот молодец, он действительно покаялся. И нам кажется, что мы на стороне мытаря, мы тоже так молимся, как он.

А вот давайте подумаем, правда ли так? Сможем ли мы так искренне, как мытарь, сказать самим себе, что мы грешники. Многие подвижники, святые наши, они ведь искренне считали себя самыми последними грешниками, самыми худшими из всех людей. Мы с вами так умеем? Мы так можешь искренне себе сказать, что я самый последний грешник? Ведь когда мы читаем эту молитву – «Боже, милостив буди мне грешнику», устами мы так говорим, а в сердце сразу возникает мысль: конечно, я грешник, но ведь я же не совсем уж закоренелый, неисправимый, есть же и похуже меня, ну, а я где-то в серединке, наверное. То есть в любом случае подсознательно включается самооправдание, утешение самих себя. И непроизвольно приходят на память те или иные люди из нашей жизни, которых мы знаем как грешников. Сразу же приводим их в пример и думаем: ну, я-то не такой, в любом случае, я получше.

Вот это и есть фарисейство, потому что любой грех – это мерзость перед Богом. Любой грех унижает человека так, как человек сам себя не способен унизить при всём желании, и гораздо ниже опускает человека, на тот уровень греховности, который человек даже не может себе представить. Грешащий человек, грешник нераскаянный, он себя сам этим грехом унижает. А человека, который себя сознательно смиряет, называет себя грешником, того Господь возвысит, того Господь поднимет от этого его состояния уничижения, ободрит, поставит его на ноги крепко, так, чтобы он мог дальше двигаться по пути спасения.

Вот и будем, братья и сестры, смотреть на мытаря и фарисея и думать о себе. Когда мы с вами исповедуемся, когда с вами молимся, какие мысли в сердце, как мы себя сами воспринимаем, действительно ли осознаем свою греховность, действительно ли мы считаем себя хуже всех? Или мы пытаемся оправдать наши грехи, сваливая вину на других, на сложившиеся обстоятельства («так получилось, что поделаешь, – все грешат, и я грешу») – это ведь тоже самооправдание. «Ничем особенным я не согрешил, - приходится слышать на исповеди, - что такого особенного я сделал»? Любой грех может стать препятствием для входа в Царство Небесное. Если мы исповедуем грех, но как-то оправдываем себя, да, Господь нас не осудит, как того фарисея, но и не наградит. Надо приходить в церковь, и на молитве и исповеди не заслуги свои перечислять, а видеть свою греховность и открывать свои болезни, язвы греховные Богу – Небесному Врачу нашему и Целителю, а не говорить о своем мнимом духовном здоровье (чего мы добились, что сумели и прочее).

Впереди Великий пост, братья и сестры. Подготовка к молитве, к искреннему покаянию сейчас очень важны. Нам нужно сразу правильно начать пост, с первых дней. Мы должны войти в этот пост естественным образом, подготовившись через эти подготовительные недели, приготовив свое сердце, свои мысли, разум свой к правильному восприятию молитв великопостных, потому что всё это нас с вами будет приближать к Богу. Господь ждет нас и спрашивает: где у тебя болит, скажи? Будем, как мытарь, бить себя в грудь, - здесь у меня болит, исцели мое сердце, изъязвленное грехами, помоги мне благодатью Своею, исцели мои язвы и сделай меня способным вновь идти к Тебе, идти в сторону своего спасения!

Пусть мытарь будет для нас примером. И когда мы молимся, будем вспоминать не только его. Я уже многократно приводил вам в пример молитву известного русского подвижника Игнатия Брянчанинова. Есть у него такая молитва покаянная. Святитель, святой Церкви Русской так молился искренне и просил у Бога: «Господи, дай мне увериться и искренне сознаться, что я грешник». Святой просит у Бога помощи, чтобы научиться, «увериться», говорит он, поверить, значит, в то, что он грешник. Поверить, принять эту мысль. Многим это трудно дается, потому что это, вроде как, самоунижение – зачем я буду самоунижаться? Внутренняя гордыня наша, тщеславие не дают нам этого сделать. Но это обман, потому что человек, который признаёт это, смиряется перед Богом, перед своим Создателем, он раскрывает, тем самым, свою душу для Него и даёт возможность Богу исцелить эти болячки, исцелить нашу гордыню и принести покой и мир в сердце, а с миром – радость освобождения от греховного смрадного ига.

Смирение и покаяние приводят человека в его естественное состояние, отрезвляют, показывают ему, кто он есть на самом деле. Не такой, каким он пытается представить себя другим людям, да и самому себе. А настоящий, без прикрас и разных масок. И только из этого состояния, с этого момента и начинается истинное спасение, долгий, тернистый, но единственно правильный путь возвращения человека к Богу.

«Дай мне, Господи, увериться и искренне сознаться, что я грешник»! Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla