Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Вот уже, братья и сестры, с вами неделю как празднуем светлое Рождество Христово. Мы ждали праздник пять с половиной недель – столько длился Рождественский пост, а человечество ожидало пришествия в мир Спасителя пять с половиной тысяч лет. Поэтому Рождественский пост соразмерно этим тысячелетиям длится пять с половиной недель (это сорок дней) в воспоминание этого самого ожидания.

Говорили мы с вами о том, как мир, действительно, напряженно ждал. В те годы в каждом пророке, в каждом человеке, который чем-то отличался от других, уже усматривался Мессия. Каждый задавал вопрос: «Не Христос ли это, не Мессия ли это пришел?» Как говорится, со дня на день ожидали, вот-вот! Но как нам говорит священная история, всё-таки проспали многие этот момент.

Рождество Христово случилось ночью, в маленьком городке Вифлеем, и то даже не в городке, а за городом, в пустынной пещере, которую пастухи использовали как загон для скота, во время непогоды укрывая там животных. Не нашлось места святому семейству в самом городке, поскольку по приказу императора Августа все должны были пройти перепись населения: каждый житель Иудеи должен был прийти в то место, откуда он родом и там записаться, то есть оставить о себе какие-то данные. И это была первая всеобщая перепись населения в то время.  

Но, из-за большого скопления народа, пришло святое семейство в Вифлеем, а места в гостиницах уже все заняты. Вот в этой маленькой убогой пещере и случилось величайшее чудо на земле. А мир благополучно спал в эту ночь. Спали цари, первосвященники, спал весь народ. Не узнали и не увидели, что случилось. И нам Церковь говорит, кто был свидетелем этого чуда: это были простые пастухи, которые ночевали у костра недалеко под открытым небом около своего стада, охраняя свой скот. И вот перед ними раскрывается небо и в ослепительном сиянии спускаются с небес ангелы Божии, которые возвещают им великую радость: «Днесь родися вам Христос Бог, который избавит людей Своих от грехов их».

«И вот вам знамение, - говорит ангел, - найдёте младенца повитого, лежащего в яслях». Ясли – это кормушка для скота из деревянных дощечек, некая такая пристройка к стене в хлеву или вот в этой пещере, куда насыпали солому или сено, чтобы животные могли питаться. И в этой кормушке лежал спелёнутый Творец миров! Пока ещё в беспомощном младенческом состоянии, поскольку человеческое естество должно было прийти в меру совершенного возраста обычным путём. То есть, Христос должен был прожить земную человеческую жизнь, не переставая при этом быть Богом, стать человеком, вкусить всю горечь человеческого существования – такого плачевного, жалкого после грехопадения наших с вами прародителей Адама и Евы. Прожить жизнь в том мире, который принадлежал князю тьмы, когда дьявол приобрел власть над этим видимым миром, поскольку человек сам ему отдал эту власть, сам подчинился ему добровольно, став при этом рабом греха, страстей и смерти, соответственно.

И вот пастухи, простые вифлеемские пастухи сподобились такого чуда. Для нас это назидание, братья и сестры: посмотрите, не мудрецы, не богословы, не учёные, не священники, ни царь – никто не знал, эта ночь была для них сокрыта. Мир спал, как отцы святые говорят, беспробудным греховным сном. Вспомним с вами, когда Христос уже вышел на проповедь, достигши тридцатилетнего возраста, как положено было по закону того времени (для мужчины совершеннолетие наступало в этом возрасте), практически в каждом селении, которое Он посещал, находилось множество бесноватых людей. И мы с вами читаем, когда перечисляются чудеса, которые Христос совершал в том или ином месте, обязательно упоминаются и прокаженные, и бесноватые. Это свидетельство времени, это говорит о многом. Сколько сейчас среди нас бесноватых? Слава Богу, немного. Кто-то, может, ни разу и не видел таковых. И представьте себе, какое обилие их было в то время, если в каждом селении их было помногу! Власть дьявола была огромна. Мир действительно лежал во зле и этим злом управлялся. И это было результатом того греховного сна, о котором говорит нам Церковь.

Чистота сердца этих простых людей, которые сподобились быть свидетелями такого величайшего чуда, величайшего события в истории человечества – увидеть своими глазами рожденного Мессию, и не просто увидеть, а прийти поклониться Ему, для нас с вами это должно сказать о том, каким должно быть наше с вами сердце. Ведь многие и сегодня знают, что Христос родился в эти дни, но для скольких людей это событие значимо в их жизни, сколько людей сегодня стали реальными свидетелями этого чуда? Как святые отцы нас учат, Христос должен в нашем с вами сердце родиться, наше сердце должно стать тем вертепом, той пещерой, в которой возлежит Богомладенец.

Вот мы с вами подходим к чаше, принимаем Тело и Кровь Господа нашего: мы в этот момент становимся храмами Святого Духа, но мы можем себя, свое сердце в этот момент и этим вертепом, этой пещерой назвать – Христос входит в нас, мы впускаем Его в себя, принимаем Его в себя, соединяемся с Ним. А чтобы это случилось на самом деле, сколько нужно передумать, сколько нужно помолиться, подготовить себя к этому удивительному моменту соединения со своим Творцом, так, чтобы и нам не оказаться в этом греховном сне.

Рождество Христово случилось в мире, но в чьем - то Христос так и не родился. Все знают, что Христос родился, но не все встретили Его из-за своей греховной спячки. Потому что даже если ты читаешь церковный календарь, разбираешься в датах и знаешь, когда и какой праздник будет, ходишь в храм, но в сердце при этом пусто, сердце черство, и молитва не идёт, и заставляешь себя встать на молитву, и чтобы доброе дело какое-то сделать, нужно приложить огромное усилие – все это говорит о греховном сне. Душа спит… Чтобы её разбудить, чтобы она действительно воспряла и ожила, нужно потрудиться. «Душе моя, душе, - помните, Великим постом поём? – Восстании, что спиши? Конец приближается,  не имаши смутитися». То есть, конец приближается, а тебе и дела нет. Конец приближается, а ты спишь, восклицает преподобный Андрей Критский.

Вот этот вопль сердца человеческого – «что же ты спишь?» Эта жизнь, как сон пролетит, всё уйдёт в небытие. Останется одно – ты и твой Создатель, лицом к лицу. Наступит это великий момент встречи, и как будет тяжко, как будет страшно той душе, которая проспала всю свою земную жизнь, не успев проснуться, осознать и сделать что- то для своего спасения, и вдруг окажется перед вечностью – какова будет вечность у той души? Страшно даже и представить.

Пусть эти вифлеемские пастухи, братья и сестры, будут нам с вами примером и назиданием. Мир весь спал, а они бодрствовали. Мир весь был уверен, что он знает, когда и откуда случится пришествие Мессии. Христос уже даже когда вышел на проповедь, но многие из богословов, ученых, священников соблазнялись о Нем и говорили: Он ведь пришел не из Вифлеема, а из Назарета, но по пророчествам Христос должен прийти из Вифлеема, родиться там. Мало кто знал тогда, что так оно и случилось. Поэтому и соблазнялись, потому что были уверены в своей правоте, думали, что всё знают, во всём разбираются. Но, видя чудеса, не верили, слыша слово Божие, не слышали. Опять эта греховная спячка, это горделивое состояние человеческой души: я знаю, когда придёт Христос, каким Он будет.

А пастухи – люди простые, они с открытым сердцем принимали всё, как дети. Ангел пришел с небес, открылся им, сказал: вот вам знамение, идите и увидите. И они говорят друг другу: действительно, надо пойти и увидеть все своими глазами. Простота сердца, открытость души. Но чтобы это случилось, чтобы достичь такого состояния, мы с вами знаем, как непросто это сделать. Самость постоянно нас опережает. Человек только попытается поверить, только попытается свое сердце раскрыть, и тут же разум вмешивается и говорит: да что ты, я тебе сейчас расскажу, как всё на самом деле, я-то ведь знаю, как должно всё быть и т.д. и т.д.

Идёт постоянная борьба разума нашего с сердцем. Чем ребёнок отличается от взрослого? У него нет этой борьбы, у него разум подчинен сердцу, он живёт сердцем. Взрослый часто живет лишь разумом, гнушаясь своего сердца, не доверяя ему, не давая ему слово своё сказать. Потому что мир так живет, потому что он так устроен. Люди научены опытом жизни земной доверять, прежде всего, тому, что они видят своими глазами, что они слышат, что можно потрогать, что можно проверить, что другие люди говорят. Личный опыт, сердечный опыт часто человек отвергает из страха, потому что боится в это поверить, потому что боится быть обманутым.

В первый раз, когда ребёнка обманывают в детстве, для него это всегда шок. Он не может понять, что произошло. Он живет верой, он привык верить: для него вера - это естественное состояние. Ему как говорят взрослые, он так и принимает на веру без каких-то вторых смыслов, без подтекста, что вдруг обманут, вдруг это не так? Не такого у ребёнка в сердце. Вот поэтому Господь и говорит: если не будете, как дети, не откроется для вас Царство Небесное, не войдёте туда. Именно поэтому верить нужно научиться сердцем – разум должен только помогать. Помогать стоять на ногах твёрдо, чтобы не увлечься в ересь или в фанатизм не впасть. Разум, конечно, нужен. Он дает те самые рамки, в которых человеческая вера живет, чтобы, опять же, не погубить свою веру. Но разум только фундамент, всё остальное – это работа сердца.

Вот об этой работе сердца и хотелось сказать, вспоминая тех пастухов, которые просто взяли и пошли к той пещере, и не надо было им никаких доказательств, никаких пророчеств, не надо было им никакие книги открывать и спрашивать кого-то. Они просто пришли и увидели, и это осталось в их жизни. Так же, как потом пришли мудрецы из далёкого Вавилона. Три человека, три звездочёта, как тогда их называли, три волхва. Но волхвы – это были учёные люди, которые занимались астрономией, изучали движение звезд на небосклоне, календари составляли на многие годы вперёд. Но и они пришли в простоте своего сердца в наивности своей, как дети, в Иерусалим, думая, что Иерусалим уже весь знает, что родился великий Царь, ходили и спрашивали: где же тот Царь, мы вот пришли с далёкого Вавилона, сотни километров пройдя, чтобы поклониться ему. Но никто не знал, весь двор был в смятении, и весь Иерусалим смутился! Какой Царь? Где Царь? Мы ничего не слышали…

Но как же так? Волхвы вавилонские слышали, а Иерусалим нет. И, хотя никто из людей не мог помочь волхвам найти Царя Славы, специально для них возсияла на небе путеводная звезда. Так Господь отвечает на искреннюю веру человека. Для каждого ищущего Бога горит и сейчас эта самая звезда, горит в глубине сердца, безошибочно приводя человека ко спасению. Надо только научиться свое сердце слушать, научиться ему доверять.

Эти люди, волхвы Вавилона, как говорит святое предание, впоследствии стали христианскими мучениками. Они дожили до того момента, когда Христос вышел на проповедь и поняли, Кому они поклонились, поняли, какой это Царь пришел на землю – Царь миров, Создатель и Творец, и стали христианами, стали мучениками.

Так вот, братья и сестры, чему нас учит сегодняшний день – простоте и открытости сердца, постоянной работе над собой, не позволять своей душе уснуть, опять в эту греховную спячку впасть. Вспомните радость Рождественской ночи, и теперь проанализируйте, как вы эту неделю прожили? Нужно, чтобы не было так, что мы встретили праздник, потом успокоились и вернулись в обычную полусонную жизнь, в ленивое спящее состояние, перебиваясь кое-как с утренней молитвы до вечерней. Потом придёт следующий пост, следующий праздник, опять всколыхнётся что-то в нас.

Нужна напряженная ежедневная работа. Если человек приучается к такой работе, ему уже не хватает потом этого как воздуха. Те, кто ходят постоянно в храм, согласитесь со мной, что если не был в храме, не был у Чаши какое –то время, ты чувствуешь, как -будто задыхаться начинаешь. Тебя так этот падший мир душит, эти повседневные заботы… Ты тонешь в них и забываешь о своём предназначении, о смысле своей жизни, включаешься в гонку, в которой весь этот мир участвует, гонку за наживой, за выживание, за добычу каких-то благ материальных и прочая и прочая. Дом-работа, работа-дом, как многие говорят  - вся моя жизнь. У христианина не должно так быть. У христианина кроме «дом-работа» есть ещё другое, есть ещё другая жизнь, духовная, скрытая, может быть, от внешнего мира, но она является основной, наполняющей собою всё, делающей земную жизнь по-настоящему важной и глубокой, дающую смысл нашей с вами жизни и наполняющей её красками, радостью, эмоциями, счастьем, переживанием. «Душе моя, восстани, что спиши?» - будем помнить эти слова великого покаянного канона. Как бы странно это ни казалось, вроде бы праздник, а мы вспоминаем тут Великий пост. Но я просто вижу и знаю, по исповеди судя, как многие потом успокаиваются и опять засыпают. Кончился праздник, прошел, и все уснули опять до следующего какого-то события. Не должно так быть!

Давайте будить себя, будем понуждать себя не просто на утреннюю и вечернюю молитву вставать. Чтобы нам именно хотелось в  храм на службу пойти, чтобы мы в церкви находили для себя то, чего не можем найти в миру, в повседневности нашей, чтобы этот поход  в храм, хотя бы раз в неделю, становился для нас радостным событием, чтобы мы напитывались здесь благодатью Божьей, черпали бы силы и уходили в следующую неделю жизни нашей полными сил, энергии, с готовностью эту неделю прожить достойно. Тогда, действительно, мы будем с вами христианами, наследниками Царствия Небесного. Уподобимся евангельским пастухам, в простоте и искренности сердца принявших благую весть о рождении Спасителя мира. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla