Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодняшний день, братья и сестры, день отдания великого двунадесятого праздника Богоявления – нашего с вами престольного праздника, особенного для нашего прихода. В этот же воскресный день Церковь вспоминает равноапостольную Нину, просветительницу Грузии.

О великом событии явления Бога людям, о значении пришествия на землю Сына Божия, о Его искупительном подвиге и спасении погибающего в грехах человечества мы уже много говорили в продолжение празднования Богоявления.

Но вот Богоявление в нашей с вами жизни – что это значит для нас сегодня и что это даёт нам с вами? Ведь даже после Своего Вознесения на небеса Христос не перестает пребывать здесь, на земле, с нами, и будет так до скончания этого века. Значит, событие Богоявления, то есть, явления Бога людям, не перестанет также до скончания века. Бог являет Себя миру по – разному. Это и различные случаи чудесной помощи людям, и явление святых чудотворных икон и нетленных мощей угодников Божиих, это видимое преображение и изменение образа жизни бывших закоренелых грешников, обращение их ко Христу. Это действие спасительной благодати Божией в мире. Но это также может быть и грозное предупреждение и вразумление не только отдельных личностей, но целых стран и народов.

Бога мы можем воочию видеть на иконах, но и это также Богоявление, когда на нас взирает Сам Спаситель мира. Бывает, что для человека достаточно одного такого взгляда, чтобы он изменился и стал стремиться к святости.

Но сегодня хотелось бы сказать о том, каким образом Бог являет Себя миру через Своих святых угодников, живущих на земле среди обычных людей.

На примере просветительницы Грузии равноапостольной Нины, чью память сегодня Церковь прославляет, мы с вами ясно это видим.

Посмотрите на её жизнь. Отец Нины, родственник святого великомученика Георгия Победоносца, ушел в Синайскую пустыню, стал отшельником. Мать, сестра Иерусалимского патриарха, стала диаконисой при храме Гроба Господня в Иерусалиме, а девочку в двенадцатилетнем возрасте отдали на воспитание при этом же храме. То есть с самого детства своего она была посвящена служению Богу и людям в Церкви. Она много раз слышала, читала и размышляла о том, где же находится хитон Господень, то есть та одежда, которую когда-то Матерь Божия Сама сшила для Спасителя нашего: тот нешвенный хитон (без единого шва он был соткан), который, как мы с вами знаем из Евангелия, воины, когда уже распяли Христа, хотели разделить, как и всё его имущество, между собой по закону того времени, но когда дошла очередь до Его одежды, до хитона, увидели, что он нешвенный, то есть без единого шва сотканный. Разорвать его на части, разделить эту ткань было невозможно, поэтому бросили жребий, кому этот хитон достанется. Впоследствии Хитон Господень оказался у еврейского раввина Елеазара, который унёс его на территорию нынешней Грузии, тогдашней Иверии.

Нина, читая Евангелие, часто размышляла, когда до этого места доходила - кому хитон Господень достался, и думала, где же он теперь? Она услышала от своей наставницы, что этот хитон теперь находится в далёкой-далёкой Иверии, которая тогда была ещё языческой дикой страной, не просвещенной светом Христовой веры. И Нина начала молиться Преблагословенной Владычице.

Она просила Матерь Божию, чтобы Та благословила её, чтобы помогла ей добраться до далёкой страны, потрудиться в деле благовестия и найти утерянный Господень хитон. В одну из ночей в тонком сне после долгой молитвы является к ней Матерь Божия, вручает ей крест, который был составлен из виноградной лозы, и говорит: с этим крестом ты пойдешь в далёкую Иверию, благословение Божие с этим крестом будет всегда с тобою, победишь всех врагов – и видимых, и невидимых.

А когда Нина проснулась, то увидела, что у неё в руке этот самый крест. Матерь Божия явилась к ней не просто во сне, Она вручила этот крест как благословение на апостольские труды. Нина пошла к своему дяде - Иерусалимскому Патриарху, рассказала ему об этом сне, и он благословил её на апостольское путешествие.

Много претерпела она скорбей и лишений, и даже опасности смерти избежала чудесным образом, и вот, наконец, добралась до Иверии, поселилась в виноградниках у садовника грузинского царя Мириана, и, разрешив от бесчадия жену этого садовника Анастасию, приобрела благорасположение и доверие к себе. И прошло совсем немного времени, как  вся эта страна с царём Мирианом и его женой Наной приняли святое крещение, а страна стала православной.

В 319 году святая Нина пришла в Мцхет и начала проповедовать Христа, а 324 году в Иверию по просьбе царя Мириана прибывает антиохийский епископ Евстафий вместе со священниками и диаконами, и христианство окончательно утверждается в Иверии. Несколько лет вдохновенных молитвенных апостольских трудов одного человека, и целое государство изменилось, стало христианским - вот, что здесь потрясает и поражает. Люди, конечно, дикари и язычники тогда, но они видели в Нине не просто человека, который пришел и что-то им рассказывает. Они чувствовали, что в ней есть некая непреодолимая сила, и есть правда в её словах.

Свои проповеди Нина часто заключала знамениями и чудесами. Много людей было исцелено по её святым молитвам. Когда она исцелила и обратила ко Христу жену царя Мириана Нану, то царь, разгневавшись, принял сначала решение казнить святую за то, что она попирает их богов. Но в это время мрак опустился на землю, и царь со своей свитой, ничего не видя, закричали в страхе, призывая своих богов на помощь, но мрак ещё более и более сгущался, а царь Мириан ослеп. И тогда люди единодушно стали призывать на помощь того Бога, которого проповедовала Нина – Господа нашего и Спасителя. И сразу же мгла рассеялась и все благополучно добрались до того места, где жила святая Нина. Она же, помолившись, исцелила царя от слепоты.

Что это как не явление Господа в силе Своей? Через одного человека Он действовал, и сколько было в Нине равноапостольной света, сколько было благодати и силы Божией, если целая страна покорилась ей! И теперь, конечно, она является покровительницей этой великой православной страны – Иверии, нынешней Грузии. Тело её покоится под спудом (она сама так захотела) там, где святая окончила свою жизнь. Хитон Господень, который она нашла (ангелом было открыто место, где этот хитон хранится), так же находится под спудом, его оставили там, где он и был. Сначала на том месте вырос огромный ливанский кедр, а сейчас здесь воздвигнут храм Светицховели в честь 12 апостолов.

Всё это свидетельствует о том, что если человеческое сердце призывает Имя Божие, если человек искренне хочет найти Бога, искренне стремится послужить Ему, то перед таким человеком не существует никаких препятствий.

Святая Нина жила как отшельница, особенно последние годы своей жизни, в горах, в убогой маленькой палатке, но люди к ней шли со всех селений и просили её помощи, просили её молитв, слушали, затаив дыхание, становились христианами – вот это и есть явление Господа людям Своим. Посмотрите, один человек просветил целую страну.

Можно вспомнить из истории нашей Русской Церкви, к примеру, преподобного Сергия Радонежского. Отшельник, пустынник, ушел за сто километров от Москвы, поселился в глухом дремучем лесу один, и жил там, не имея никакой иной цели, кроме спасения своей души. И что в результате? А в результате великая Лавра на том месте, сотни и сотни монахов, которые стремились подражать этому человеку, который один не побоялся пойти в глухую чащу, жил там среди дикий зверей, призывая Имя Божие. И ничто, и никто не смогли помешать ему в этом, потому что Сам Господь был с ним. Бог через него явился, через его молитвы, через его святую жизнь, и через этого человека влиял на других людей. Благодать изливалась через преподобного Сергия Радонежского и поселялась в сердца других людей, которые также загорались любовью к Богу, и так же загорались стремлением подражать его святой жизни.

И для нас с вами это не невозможно, мы с вами к этому призваны. Апостол Павел пишет в своих посланиях, что вы (мы с вами, христиане) суть святые, царское священство, как он нас называет, носители, храмы Духа Божия. «Не знаете ли, - пишет он, - что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор.6:19). Благодать Его мы с вами приняли во время крещения, когда окунались в святые воды, когда нас священник помазывал благоухающим миром,  запечатлевая нас печатью дара Духа Святаго. И с этого момента мы с вами стали храмами Его, и обязаны укреплять себя таким образом, чтобы Дух Святой жил в нас и через нас действовал бы и на других людей.

Принимая святые дары в храме, Тело и Кровь Господа нашего, исповедуясь, принимая другие таинства, напитываемся этой благодатью от раза к разу. Но не только для себя мы должны это делать. Помним слова: спасайся сам и вокруг тебя тысячи спасутся. Как это делать? Именно так, что если в тебе есть благодать Божия, она, безусловно, будет влиять на других людей. Она в любом случае будет действовать на наших домашних, на окружающих нас, будет влиять на них, будет напитывать то место, где мы с вами живём. Есть такие места на земле: мы говорим, «святые места», «намоленные места». Что это значит? Это значит, что в этом месте особенным образом благодать Божия присутствует.

Но почему она здесь присутствует особенным образом? В храме понятно – тут совершаются таинства. А там, где подвижники жили, отшельники жили – там почему эта благодать особенным образом присутствует? В их святых нетленных мощах, в мироточивых и чудотворных иконах. Что это? Это явление Бога людям, это явление Его силы, это чудеса, которые мы видим и знаем о них. Это тоже Богоявление.

Вот так нам надо с вами жизнь устроить, братья и сестры, чтобы мы с вами в носителей Святого духа превратились, в христоносцев. Мы с вами христиане и поэтому христоносцы, мы несём в себе не только слово Божие, мы несём в себе и благодать, и благодатью этой делимся с окружающими нас людьми. Именно поэтому первые христиане имели такой успех проповеди своей. Потому что они не словами только проповедовали о Христе, как вот и Нина равноапостольная, а больше делом.

Язычники смотрели на то, как христиане живут, а не на то, что они говорят. И уже видя их святую жизнь, поражаясь этой жизни, они заинтересовывались: а почему эти люди отличаются от нас? Почему они такие? Мы тоже хотим такими стать. Они видели, как христиане смело шли, призывая Имя Божие, на смерть, на пытки за веру. Они видели, какие чудеса при этом происходили и прославляли Бога, истинного Бога, глядя как Бог прославляет Своих угодников.

Так вот и мы, братья и сестры, в нашей обычной повседневной жизни должны быть христианами не только тогда, когда становимся на молитву перед иконой дома. Мы призваны быть христианами не только тогда, когда раз в неделю, а кто-то раз в месяц или ещё реже, приходим в храм. Не только на какой-то период времени – «от и до» мы христиане, а выйдя за ограду церковную превращаемся в обыкновенных граждан того государства, в котором мы живём, ничем не отличающихся от основной массы людей. Так не должно быть!

«Вы малое стадо», - говорит Господь нам с вами. «Я избрал вас от мира». «Избрал» - это значит, мы уже не такие, как этот мир, раз вас Господь избрал. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; - Господь нам говорит, - а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин.15:18). Потому что Господь правду на землю принёс, а правду никто не любит, особенно ту, которая глаза колет. А христианин – человек, который правду проповедует, правду Божию. И, конечно, большинству это неприятно слышать, видеть, помнить или даже ощущать и знать, что рядом живёт человек, который живёт не так, как все, у которого есть другой образ жизни – Божий. Который не поддаётся на искушения этого мира, не пытается стать, как все, нивелироваться, жить так, чтобы его незаметно было, стесняется сказать, что он христианин, стесняется сказать, что он пост держит и прочая и прочая. Когда в его присутствии начинают Бога хулить, он тоже молчит, потому что стесняется сказать, что  верующий, не решается свой голос в защиту Божию поднять. Вот это не есть Богоявление.

Если мы с вами христиане, через нас Господь должен говорить. Даже не словами, а именно образом нашей жизни. Мы должны явление Бога проповедовать, живя, как нам Господь заповедал. Для того Он нас и избрал от мира, чтобы миру проповедовать о мире ином, о Царстве Небесном. Если будем как христиане жить, тогда и говорить ничего не нужно, и убеждать ни в чем не нужно – живи как христианин и все будут это видеть без всяких слов. Потому что одно это тебя уже будет выделять из общей массы людей, потому что весь мир не живет по-христиански. И если вдруг человек начинает жить по-христиански, пытается хотя бы, это сразу видно. Он сразу отличается от остальных. Вот это и есть Богоявление.

Будем с вами помнить, стараться изо дня в день, и как я уже сказал, не только перед иконами или в церковь когда пришли, считать себя христианами, а всю свою жизнь – с утра до ночи, от ночи до утра. Вы всегда христиане, в любой ситуации жизненной, что бы ни случилось, мы не должны об этом забывать. И не должна у вас рука стыдливо опускаться, когда вы вдруг вспомнили о том, что нужно крестное знамение нанести. Мимо храма ли идём, мимо кладбища ли проезжаем, где-то крест увидели поклонный на дороге – мы не должны стесняться этого, мы этим самым прославляем Господа. Мы этим самым миссию служения своего, явление Бога в мир проповедуем. Мы говорим этим простым движением, крестным знамением, что мы христиане. Никаких слов при этом не надо: нанёс крест на себя и всё понятно.

Вот память об этом и стремление всегда помнить о Боге, помнить о Его святых заповедях и исполнять их на деле – это и есть Богоявление в современном мире. Через нас с вами Господь может действовать, так же, как когда-то через святую Нину. Один человек просветил целую страну, все приняли православную веру. Труды одного человека! Представляете, как это важно, одному хотя бы человеку жить как христианин. Если бы все хотя бы стремились жить как христиане, какая была бы жизнь у нас замечательная.

Но Господь сказал: вы – малое стадо. Всегда так было. Всегда так и будет. Потому что за Христом идут немногие, потому что это подвиг: подвиг ежедневной работы над собой и борьбы с самим собой. Это тяжело. Конечно, проще по течению плыть так, как все, проще не выделяться из толпы, проще, чтобы тебя никто не замечал. Но христианин – это воин, и наша с вами жизнь – это постоянная борьба. Борьба, прежде всего, конечно, против духов злобы поднебесной. Как апостол Павел говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12).

Эта борьба никогда не кончится – мы с вами тоже должны это помнить. Нет перемирия в этой войне, бывают только минуты затишья или передышки.

Господь нам дает эту паузу, какое-то время набраться сил, вдохновения, так, чтобы мы в уныние не впали. Но, пробиваясь через эти проблемы, через эти трудности, мы достигаем горнего мира. Нас должна двигать и вдохновлять эта мысль, что мы с вами наследники Царства Небесного, что у нас с вами дорога проторена уже туда Христом,  нам надо только пройти этой дорогой, а впереди идёт Господь и говорит нам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34).

Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla