Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, воскресное Евангелие об исцелении кровоточивой жены и о воскрешении дочери начальника синагоги Иаира. Два чуда в одном Евангелии, в одной истории соединены, и это не потому что практически одновременно они были совершены. Мы знаем, что в Евангелии события могут разделяться буквально запятой, потому что есть определенный смысл и назидание в определенном евангельском отрывке. Здесь мы видим логическую связь двух событий: и исцеление кровоточивой женщины, и воскрешение дочери Иаира. И главная назидательная мысль здесь – это безусловная вера во всемогущую силу Божию.

На двух мыслях хотел бы я сегодня остановить ваше внимание, поскольку любое евангельское чтение не две мысли, конечно же, в себе содержит, множество, но каждый раз, когда читаешь тот или иной отрывок евангельский, невольно останавливаешь своё внимание на том или другом месте, на той или другой мысли, которая особенно актуальна, может быть, сейчас, которая задевает и обращает на себя внимание.

Первое, что в этой истории удивительно, это, конечно, поведение кровоточивой женщины, которая, как апостол Лука говорит, двенадцать лет уже мучилась от постоянного тока крови. Не останавливалось кровотечение. Мы знаем, что и сейчас эта болезнь существует, и некоторые женщины страдают от неё. А здесь двенадцать лет болела, и издержала уже всё имение своё на врачей – ничто не помогало… Не могла она получить желанного исцеления. И вот она стоит в толпе народа, эта несчастная больная, народ теснит Спасителя, а Господь идёт, как мы с вами слышали сегодня, к умирающей дочери начальника синагоги по имени Иаир. Тот пришёл попросить исцелить его тяжко страждущую дочь двенадцатилетнюю и Спаситель, сразу откликнувшись, пошел.

И вот, пока Он шел, вокруг теснилась толпа народа: все хотят что-то увидеть и услышать необычное от Него и ждут чуда. Христос буквально протискивается сквозь эту толпу, со всех сторон Его теснящую, и вдруг останавливается и говорит: кто сейчас ко Мне прикоснулся? И апостолы с удивлением говорят: к Тебе все сейчас прикасаются, Ты сквозь толпу народа идешь, Ты протискиваешься сквозь множество людей, а Ты говоришь, кто к Тебе прикоснулся? Спаситель объясняет: прикоснулся ко Мне некто, и Я почувствовал, как сила от Меня изошла. Мы с вами знаем название этой Силы Божией – исцеляющая благодать. И вот эта женщина, понимая, что ей не укрыться, выходит, падает в ноги Спасителю и признается, что это она сделала.

Вот это и есть самое удивительное в её поведении, поскольку по закону иудеев женщина, находящаяся в кровоточении, считается нечистой и в этот момент не может ни в храм войти, ни к чему святому прикасаться, ни к другому человеку, тем более великому пророку, каким многие Христа почитали. А мы с вами понимаем, к Кому она прикоснулась. То есть, с её точки зрения, она не имела права этого делать, но она это сделала, и вот это прикосновение её в Церкви называется «прикосновением веры». Конечно, она прикоснулась не для того, чтобы совершить святотатство. Совсем другое ей двигало. Она сказала сама себе: мне бы только коснуться края Его одежды, и исцелюсь сразу. Вот эта вера в её сердце и совершила чудо.

Господь, конечно, знал, что это случиться, Он, конечно, чувствовал и видел, как она подходит к Нему, хоть она и сзади подошла: мы знаем, Господь всеведущ и всезнающ. Но Он намеренно остановился и дал возможность этой женщине исповедовать своё поведение, свою историю болезни, так, чтобы все видели и все слышали, для того, чтобы сила Божия и слава Божия восторжествовали. Это было её исповеданием, поскольку по убеждению иудеев такие серьёзные болезни, как это кровоточение, не бывают так просто. Не бывают они случайно, как и в нашей жизни нет ничего случайного. Любая жизненная ситуация, в которой мы оказываемся в тот или иной момент, это логическое завершение всей нашей предыдущей жизни. Как говорится, своими ногами сами пришли в эту точку: нашими грехами неисповеданными, нашими ошибками.

Так вот и здесь, раз такая тяжкая болезнь, раз двенадцать лет уже не наступает исцеление. Конечно, не так просто это всё, конечно, были грехи – нет ведь безгрешных людей. Всё она понимала и, наверняка, в сердце своём сокрушенно каялась в своих грехах, а Господь читает сердце человека. Господь видел и читал сердце этой женщины как открытую книгу, позволил прикоснуться к Себе и дал ей счастье исцеления. Но Он здесь останавливается и даёт людям вокруг увидеть это чудо, чтобы люди могли сделать вывод для себя – о всемогуществе Бога, о том, что может вера человеческая сделать. Вера, которая исходит из чистого, омытого слезами покаяния сердца. Поэтому Он дал возможность женщине во всеуслышание объявить о том, что она совершила. В противном случае её и камнями могли бы побить. А с другой стороны, она ведь прикоснулась и могла это втайне сохранить, только для себя. Но вот здесь важно, что она исповедовала это для всех, чтобы слышали, чтобы утверждались в вере, чтобы укрепляли свои сердца, свои души.

Мы с вами тоже исповедуем веру свою: за каждой божественной литургией поём Символ веры, мы молимся, и если вы обращаете внимание, мы читаем эту молитву не от всех, а от себя лично. Мы не говорим: «веруем». Мы говорим: «верую» - лично я. Это исповедование лично каждого стоящего в храме. И это тоже неспроста. Люди, которые впервые в храм пришли, для них всегда это шок: вот этот момент, когда они слышат, как весь храм поёт эту молитву, но каждый поет её лично от себя. Это очень важно. Важно всем слышать и прославлять всемогущество Божие.

Прикосновением веры эта женщина и стала известна. Мы не просто умиляемся и радуемся чуду её исцеления, но и вынуждены задуматься для себя лично: когда наступает этот момент и Господь откликается на наши молитвы, когда подаёт просимое? Вот при таком состоянии сердца, как у этой женщины. Покаяние, омытое слезами сердце, конечно же, безусловная вера во всемогущество Божие. Для неё это был последний шанс в жизни. Она понимала, вот сейчас пройдёт Спаситель мимо и больше такого момента может не представиться. Так близко оказаться к своему спасению, так близко оказаться к своему Спасителю, что только руку протяни. И она говорит себе: вот только прикоснусь, и получу исцеление.

А мы можем прикоснуться ко Господу сегодня в храме на литургии, не просто на молитве стоя, а именно принимая Его Пречистые Тело и Кровь. Что это как не прикосновение? Мы прикасаемся ко Господу, Он входит в нас, и не просто в нашу плоть и нашу кровь входит, Он в наше сердце, в нашу жизнь входит, в нашу душу. Это и есть самое главное Таинство Церкви, ради чего в Церковь и ходят на литургию, чтобы прикоснуться к Богу, чтобы соединиться с Ним, чтобы получить эту Божью силу, которую мы называем благодатью.

И второй момент в этом евангельском чтении. Когда уже совершилось исцеление и стало ясно, кто прикоснулся ко Христу и Спаситель готов продолжать Свой путь дальше, подходят друзья Иаира и говорят: не движи Учителя, т.е. оставь Его в покое, твоя дочь умерла. Ну, сколько времени отняла беседа с женщиной? Одна минута. Конечно, ничего бы не изменилось, если бы Спаситель не остановился, а сразу продолжил путь к дому Иаира, конечно, эта двенадцатилетняя девочка умерла бы всё равно.

И здесь мы видим, можем себе представить, почувствовать, что пережил в этот самый момент Иаир. Все его надежды рухнули, а Иаир ведь, как за последнюю надежду, ухватился за Спасителя, и, упав в ноги Его, умолял прийти к нему домой и помочь. Последний шанс был для него. Он понимал, что дочь его умирает, иначе бы он не пошел к Спасителю. И вот, говорят ему: всё закончилось, не торопи Учителя, поздно, дочь твоя умерла... Передать состояние сердца этого человека, конечно, трудно, но можно себе представить, что он пережил. Может быть, и отчаяние, и страх, и разочарование. Много чувств, наверное, промелькнуло в его сердце. Но Христос сразу останавливает эти мысли, Он ему говорит: не бойся, только веруй и спасена будет.

Это очень важные слова для нас с вами, братья и сестры: не бойся, только веруй. Сколько таких моментов у каждого из нас бывает, когда страх вкрадывается в сердце, когда уныние или отчаяние овладевают человеком, когда кажется, что всё кончено, поздно, невозможно уже ничем помочь, или ожидаем какого-то момента в своей жизни ответственного, опасного, а в сердце сомнение: а поможет ли Господь, а услышит ли Он? А в сердце у нас ещё надежды на людей, на связи или на деньги или ещё что-то. О Господе в последнюю очередь человек вспоминает. Вот эти маловерие, малодушие и страх – самое опасное, что может быть в человеческом сердце. Потому что страх изгоняет веру, отгоняет от человека благодать. Потому что как только человек испугался чего-то, забыв в этот момент о Боге, значит, он в этот момент Богу не верит, не верит в то, что Господь рядом и всё может. Вот этого неверия надо бояться!

Всегда привожу в пример случай апостола Петра, когда он вышел из лодки и пошел по воде ко Христу. Это, наверное, самый яркий пример, когда мы видим действие благодати, которая держала Петра на воде: он шел по ней в бурю, ночью! Это уже подвиг веры. Он это сделал. Все остальные вцепились в борта лодки руками и изо всех сил держались, боясь, что лодка сейчас перевернется. И пока он верил, пока он смотрел на Христа, он шел к Нему по воде. Потому что благодать его держала: не он шел по воде – Спаситель его держал на этой воде. Но как только Петр позволил мыслям страха проникнуть в сердце, когда посмотрел себе под ноги и увидел черную бездну, когда посмотрел вокруг себя и ужаснулся, то сразу же, мгновенно стал погружаться в воду. Уже ничто не держало его на воде, нечему было его держать – в нём самом веры уже не было. Он забыл, к Кому он идёт и Кто его ждёт, и благодаря Кому он идет по воде. Он стал тонуть, но когда вспомнил, к Кому он идет, взмолился: «Господи, спаси меня, погибаю!» - тут же оказался в руках Христа. И поставил его Христос с Собой на воду. «Зачем ты усомнился, маловерный?» - Господь его укорил. Вот он страх.

«Не бойся, только веруй и спасена будет». И когда нам говорит так Господь, мы говорим: да, я же всё-таки верую, но почему не получается, почему Господь не откликается и не делает так, как я прошу. Посмотрим на себя, какая наша с вами вера? Способны ли мы так безусловно верить, как вот эта женщина в кровоточении, как вот этот отец? Отец, который со слезами за Христом побежал и умолял Его от всей души как последнюю надежду в своей жизни, так он это воспринимал. Вот когда наша молитва будет такой – из горячего, наполненного слезами сердца, когда мы будем безусловно верить во всемогущество Божие, понимать, что кроме Господа никто нам не поможет, вот тогда случится чудо.

«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», - говорит нам пророк и псалмопевец Давид. Вот это самое сокрушение сердце, смирение его – это главное условие для того, чтобы Господь откликнулся на его призыв. Потому что смиренное и сокрушенное сердце не мыслит ничего своего. Никакой гордости, никакого самомнения, никаких надежд ни на что земное – полностью отдавшись Господу в руки. Как когда-то Петр доверился Господу, как когда-то женщина кровоточивая, которая подумала: только коснусь Его и получу просимое. Вот такого «прикосновения веры» и прикосновения благодати к нашему сердцу мы всегда должны горячо желать. И просить Господа, чтобы сердце наше стало живым, чутким и способным доверять Спасителю нашему. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla