Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В сегодняшний воскресный день, братья и сестры, Церковь предлагает нам в назидание евангельский отрывок об исцелении Господом нашим и Спасителем гадаринского бесноватого. История эта хорошо нам известна, не один раз она в Церкви читается в течение богослужебного года, но каждый раз, читая эти строки или слушая Евангелие в храме, обращаешь внимание на те или иные моменты, которые, действительно, многому нас учат. Прежде всего, необходимо вернуться чуть назад в повествовании Евангелия, чтобы ярче проявилась причина появления Христа в этой местности и стали более понятны дальнейшие события. Мы видим, как Господь плывёт на лодке вместе со своими учениками к городу Гадары или Гергесы (поэтому и бесноватый по этой местности назван гадаринским). Борясь со штормом, с бурей, всю ночь они плыли на противоположный берег Галилейского озера с одной только целью — спасти именно этого человека. Ради него Спаситель с апостолами проделали этот тяжелый путь. Так важно для Господа спасти хотя бы одного.

Спаситель после долгого научения народа и молитвы, уснул в лодке, а ученики боролись со встречным ветром и волнами, и настолько шторм разыгрался, что лодку стало заливать водой, то есть вот-вот и утонут все, а Спаситель спит, как будто бы безмятежно, на корме! Тоже удивительный и поучительный момент.

Апостолы в ужасе, понимая, что скоро ждёт их катастрофа неминуемая, начали будить Его и кричать сквозь шум ветра и волн: Господи, мы погибаем, а Тебе и дела нет, почему Ты никак не реагируешь, почему нас не спасаешь? Проявили свое маловерие, вернее, неверие в Творца вселенной, Господа нашего. Господь же, проснувшись, укорил их в этом неверии, и, протянув руку к ветру и волнам, сказал: тебе говорю, умолкни и перестань. И мгновенно воцарилась тишина, что само по себе уже чудо.

Апостолы в изумлении спрашивали сами себя: Кто же это перед нами, Кому и ветер и море повинуются? Ответ очевиден для нас, а для них тогда это был вопрос с сомнением. Всегда хочется всё увидеть, потрогать, убедиться лично. Но вот, даже когда на глазах у них чудо Господь совершил, они всё ещё сомневались. Но, как увидим дальше, не сомневались демоны, овладевшие гадаринским жителем.

Как только лодка причалила к берегу, сразу еще одно чудо происходит: приходит этот самый гадаринский бесноватый, ради которого Спаситель совершил опасное путешествие. И что делает этот гадаринский бесноватый? Поразительно уже то, что он подошел ко Христу. Может, кто-то и из вас слышал или читал, или видел, может быть, это очень неприятное и страшное зрелище - бесноватых людей. Сейчас, к счастью, не так часто это встретишь, но в те времена, во времена земной жизни Спасителя, это было настолько распространенным явлением, что куда бы Христос ни приходит, в какую-то весь или селение, или в город, Он исцелял в том числе и одержимых бесами. Настолько уже люди отошли от Бога, забыли Его, предаваясь различным порокам, что бесы беспрепятственно внедрялись в человеческие сердца, жили и управляли этими людьми.

Так вот, когда мы вспоминаем бесноватых, мы вспоминаем и то, насколько тяжело их в храм завести, тем более к Чаше, где находится великая святыня — Тело и Кровь Господни. Приходилось мне лично видеть, когда маленького ребенка восьми-десяти лет несколько взрослых мужчин не могли подвести к Чаше: он их разбрасывал как тряпки, как куклы — настолько сила неимоверная, нечеловеческая в бесноватом человеке. Потому что не он сейчас управляет собой, а падшие духи. И чревовещание, эти страшные утробные голоса отсюда же. Видел, как маленького ребёнка пятилетнего крестили: тоже не могли его даже к купели подвести, склонить его над чашей, чтобы священник хотя бы облил его водой - таким басом, хриплым прокуренным мужским голосом вдруг из этого пятилетнего создания разразилась нецензурная брань и оскорбительные богохульные крики, в том числе на этого священника, который хотел его крестить.

А здесь мы видим, что бесноватый сам подходит ко Христу. Это уже чудо, это говорит о том самом человеке, который одержим бесом: какой он обладал верой, какой он обладал силой духа и желанием избавиться от этого духа беснования, от этой смертельной болезни. Преодолеть сопротивление беса, даже одного беса, избавиться от его власти человеку самому не под силу. Потому что беснование это такое состояние человеческой души, когда он уже не в состоянии сопротивляться — бесы беспрепятственно им владеют.

Итак, чтобы преодолеть их сопротивление и против их воли подойти (вместе с ними!) ко Господу — это подвиг веры, который совершил гадаринский бесноватый. Тем более мы знаем, сколько в нем было этих бесов. Когда он подошел ко Христу, бесы закричали, называя Христа Сыном Бога Всевышнего: «зачем Ты пришел нас мучить прежде времени? Умоляем, не мучай нас». То есть, они понимали, Кто перед ними. И Господь спрашивает этих бесов, не бесноватого: как тебе имя? И отвечают эти бесы: имя мне легион. Легион — это боевая единица римской армии, которая насчитывала до нескольких тысяч воинов. Сколько бесов в этом человеке! И он преодолевает их сопротивление, подходит ко Христу сам, его никто не подводит, не подтаскивает на цепях или на веревке — сам подходит.

Вот ради этого Господь совершил путешествие через бушующее море. Он знал, Он слышал его сердце за сотни вёрст. Он знал, что человек тот так страдает, мучается, мечтает о спасении. И Господь пришел к нему.

Бесы, понимая, что настал час и их сейчас выгонят из этого несчастного, говорят: если ты повелишь нам выйти из него, то не отправляй нас в бездну, то есть в преисподнюю, повели войти нам в стадо свиней.

Недалеко на горе, пишет евангелист, паслось огромное стадо свиней — до двух тысяч голов. Он сознательно называет число этих животных, и можно представить себе, что это за огромное стадо. И это в стране, где не едят свинину, считая нечистым это животное, мясо его запрещено к употреблению, и вдруг такое стадо! В дальнейшем повествовании станет ясно, о чем здесь речь. И Господь говорит этим бесам: идите. Он разрешает им выйти из человека и не просто их прогоняет, а разрешает в это стадо войти, зная, что будет дальше.

Бесы со своей неутолимой яростью набрасываются на бессловесных животных и те в ужасе бросаются с высокого обрыва в озеро и всё стадо гибнет. Пастухи, которые это видят, в страхе, поскольку они отвечают за сохранность стада, бегут в город, рассказывают хозяевам этих свиней, что там случилось. Весь город выходит навстречу Христу. И что они увидели? В озере плавают трупы их свиней, а рядом со Христом сидит тот самый бесноватый, которого все раньше боялись.

Апостол описывает его жизнь: его даже железными цепями обвязывали, но вот эта самая демонская нечеловеческая сила позволяла разрывать их как какие-нибудь верёвки, разрывать железные путы! Бес гнал его сквозь пустыни, пытался погубить этого человека. Все боялись его, он жил в пещерах, кричал нечеловеческим голосом, и все даже проходить мимо этого места боялись. И вот они видят, что теперь этот человек - действительно человек: у него осмысленный взгляд, он одет в человеческую одежду (до этого он ходил нагим). Сидит у ног Христа и внимательно слушает Его поучения.

Перерождение человека для нас здесь тоже урок. Что делает этот бесноватый? Он не прыгает, не скачет от радости, никуда не убегает: он понимает, Кто его спас, и у ног Его сидит, он хочет быть всегда рядом со Христом, чтобы Христос теперь был в его жизни. Вот эта безусловная вера и спасла его. Христос ведь, видя и чувствуя это, пришел к нему специально, чтобы спасти его. А сколько мы в нашей жизни видим примеров, когда, получив просимое, люди иной раз и свечку-то поставить, в Церковь прийти поблагодарить Бога забывают. Не то, чтоб как вот этот теперь бывший бесноватый, остаться навсегда у Христа, рядом с Ним, не упустить ни одного Его слова, быть всегда у Его ног!

А что эти жители? А эти жители приходят в ужас от всего увиденного. И вот здесь происходит самое непонятное на первый взгляд и действительно страшное: они просят Христа уйти. Они Его прогоняют, потому что они в ужасе. Но что это за ужас? Давайте вспомним другой случай, когда тоже были слова «выйди от меня, Господи»: апостол Петр так говорил Христу. Но там совсем другое было. Там тоже совершилось чудо на глазах будущего апостола Петра — неимоверно большой улов рыбы, так что лодки тонули от избытка её, но Петр в священном трепете, в осознании своего недостоинства эти слова сказал. Потому что в его лодке стоял Тот, Кто совершил это небывалое, немыслимое чудо. И Петр, осознавая свою греховность, говорит, что я недостоин с Тобой рядом находиться.

В гадаринской же стране другое: здесь ужас не священный у жителей этого города, но ужас и страх от потери из-за Христа того имения, которого они лишились, стада свиней. Чудо само по себе может, конечно, испугать человека, но если человек делает дальнейшие выводы, он понимает, как вот этот бесноватый, что на самом деле случилось. На глазах гадаринских жителей совершилось чудо: бывший бесноватый сидит у ног Христа, слушает Его внимательно, исцелённый Спасителем. Да, пришлось заплатить цену за это исцеление — лишиться этих самых свиней. Но, видимо, этим людям свиньи были дороже, чем жизнь и здоровье человека, который мучился у них на глазах многие годы. А им, видимо, и дела нет: исцелился — хорошо, но при чем здесь мои свиньи? Почему я должен чем-то жертвовать ради того, чтобы этому человеку стало хорошо?

Вот и спросим тоже каждый себя, когда мы с вами видим, когда кто-то мучается и страдает, у кого какие-то проблемы: мы готовы чем-то пожертвовать, что-то от себя отдать, уделить от своего имения? Не всё! Ведь свиньи были не единственным имуществом этих жителей. Но вот такая реакция: уйди от нас, Господи... И Господь их слушается, что тоже удивительно. Он молча разворачивается и уходит. Уходит, а бывший бесноватый бежит вслед за Ним. Он говорит: Господи, возьми меня с Собой, я хочу быть всегда рядом с Тобой. А Господь ему не позволяет, Он говорит: иди в свой дом и расскажи всем, что с тобой случилось, то есть благословляет его на апостольский подвиг — ходить и рассказывать всем о чуде, о Том, Кто совершил это чудо, о Господе. И он это делает с радостью: ходит и всем рассказывает, превращаясь, по сути, в ученика и последователя Христова.

Вот с апостолом Петром так же, если параллель провести. Петр же, конечно, приобрел, а эти-то потеряли. Но не будем забывать, что Петр приобрел заслуженно, праведным трудом и твердой верой в слово Господне. Он послушался Христа, закинул невод после бесцельных трудов предыдущей ночи. У Петра улов рыбы и кажется, что, да, легко идти за Христом, когда Он тебе что-то дает. Такой улов рыбы, что сеть не могут до берега дотянуть, - это целое богатство для рыбака. Да, Петр пошел за Христом. Но мы с вами вспомним, что Петр сделал с этим богатством через несколько минут: как только эту сеть дотянули до берега, он всё это бросил. Бросил лодку, бросил сеть, бросил улов и пошел за Спасителем. Потому что он так был поражен этим чудом, настолько пронизан любовью к своему учителю и Господу, что ему уже всё это было не важно. Вот и разница в отношении к чуду. Господь дал приобрести Петру, но тот сознательно всё это отверг.

А здесь Господь у гадаринцев отнял то, что они даже и не имели право иметь, неправедное богатство отнял. Иудеи, хотя и жили в этой местности вперемешку с язычниками, не должны были есть мясо свиней, согласно закону Моисея, зачем тогда им эти свиньи? Значит, они их ели, нарушая тогда закон Моисея, либо продавали римской армии, зарабатывая на этом деньги, но ведь, тем самым, они прикасались к нечистым животным, опять же нарушая закон Моисея, грешили! Неправедного богатства лишил их Господь. Он пытался спасти их от греха — тоже ведь от своего рода беснования, этой одержимости сребролюбием или сластолюбием.

Так вот вмешается Господь в жизнь человека, лишит его того, что он неправедно приобрел или того, что губит его в данный момент, мешает ему идти по пути спасения, а у человека вместо благодарности ропот возникает: за что Ты так со мной, почему у меня Ты это отобрал, вообще, какое Тебе дело до моей жизни? И прочие богохульные мысли возникают у некоторых людей.

Вот поэтому Господь применяет этот способ вмешательства в человеческую жизнь в исключительных случаях, тогда, когда это назидательно бывает, как было для этих людей, и для нас, слушающих об этом.

Вот такая история исцеления гадаринского бесноватого. Будем помнить подвиг этого человека, который преодолевая неимоверное сопротивление, привел сам себя ко Христу, и мечтал и был счастлив пребывать около Его ног. Так вот и нам с вами надо самих себя ко Христу понуждать идти: а Он-то всегда готов нас принять, это мы уходим от Него. Так, чтобы мы пришли к Нему и старались быть всегда рядом, слышать Его голос в Евангелии, исполнять Его святые заповеди, общаться с Ним в молитве и, принимая Его святые Тело и Кровь во время литургии, быть всегда со Христом. И гадаринский бесноватый для нас с вами в этом пример.

И будем помнить урок с жителями города Гадары, которые прогнали Христа из-за того, что лишись своего неправедного богатства. Увидели чудо неимоверное, а им и дела нет, потому что милость и спасение другого человека за счет какой-то своей материальной потери было для них неприемлемым, они не могли с этим смириться. И для себя будем извлекать уроки из этого повествования, чтобы одного избегать, а к другому стремиться. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla